Добавить в закладки Подписаться на новости
Евгений Дитрих Евгений Дитрих, министр транспорта Российской Федерации:

«Мы ожидаем, что на финансирование комплексного плана модернизации магистральной инфраструктуры «частники» привлекут порядка 1,5 трлн рублей».

Медиапроекты по безопасности объектов стратегических отраслей экономики России

Выставки и конференции >

Еще мероприятия

САММИТ ПО ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ-2018. День второй.

Продолжение. Читать Саммит-2018. День первый

Пленарное заседание VII Конференции «Транспортная безопасность и технологии противодействия терроризму – 2018» 21 сентября 2018 года началось с Минуты молчания в память о погибших при террористических атаках на транспорте.

Перед участниками конференции выступили эксперты и специалисты отрасли – модераторы секций «Воздушный транспорт», «Железнодорожный транспорт. Метрополитены», «Морской и речной транспорт», «Автомобильный транспорт и дорожное хозяйство, городской электротранспорт».


В ходе выступлений были подведены итоги секционных заседаний и обобщены предложения, выработанные в ходе их проведения. 

«По сравнению с прошлой конференцией у нас раз в пять больше предложений, более активно участники секций подключались к актуальным вопросам», – отметил модератор секции «Автомобильный транспорт и дорожное хозяйство, городской электротранспорт» Борис Лоран.

Член Комитета Государственной Думы Российской Федерации по транспорту и строительству Александр Старовойтов сообщил, что в настоящее время ко второму чтению в нижней части парламента готовятся поправки в ФЗ-16. Работа перед ЧМ-2018 показала эффективность мер, которые принимаются ФОИВами для недопущения актов незаконного вмешательства на объектах транспорта. 

«Наша с вами задача, не снижая темпов реализации «Закона о транспортной безопасности», двигаться вперед, создавая комфортную и безопасную работу транспортной инфраструктуры на всей территории страны, – обратился к участникам Саммита по транспортной безопасности Александр Старовойтов. – Сложилось добрая традиция в рамках конференций и форумов, проходящих в рамках данной тематики, рассматривать практические вопросы реализации требований транспортной безопасности и правоприменительной практики».
VII Конференция «Транспортная безопасность и технологии противодействия терроризму – 2018» не явилась исключением, отметил он.

«Резолюция конференции, которая в том числе будет направлена и в Комитет Государственной Думы Российской Федерации по транспорту и строительству, ляжет в основу корректировок нашей работы в целом, –  сказал депутат Госдумы. – На сегодняшний день остается нерешенным большое количество вопросов в области ОТБ. Выявленные недостатки в регулировании не дают транспортному комплексу осуществлять стабильную и бесперебойную работу.

Вот почему наша совместная задача – постараться наметить практические шаги, позволяющие субъектам транспортной инфраструктуры качественнее реализовывать требования к ОТБ на своих предприятиях».

Рассматривая механизмы реализации вопросов ОТБ через призму бюрократической системы, он отметил важность помощи субъекту транспортной инфраструктуры, чтобы тот мог четко и правильно реализовывать требования по транспортной безопасности. 

«А помочь можно, только находясь в тесном диалоге, не скрывая возникающих проблем и сложностей, совместно находя возможные выходы из каждой ситуации отдельно», – заявил Александр Старовойтов.

На пленарном заседании Конференции выступил руководитель Ространснадзора Виктор Басаргин.

Он сообщил о результатах работы службы за год, отметив, что общее количество проверок, проводимых Ространснадзором, сократилось в два раза. Надзорный орган стал ориентироваться прежде всего на профилактическую работу. 

Виктор Басаргин заявил, что «потребитель, пользователь транспортных услуг должен участвовать в системе культуры безопасности. В России, как и во всем мировом сообществе, реализуется главная задача – безопасность объявлена основным приоритетом. Если пассажир между финансовыми затратами и рисками, которые он на себя примеряет, выбирает стоимость поездки, садясь к нелегальному перевозчику вне остановочных пунктов, вне пассажирских вокзалов, мы никогда не решим проблему безопасности и антитеррористической защищенности объектов транспорта. Это первая проблема. Вторая проблема – необходимость снижения административной нагрузки на бизнес при реализации ФЗ-16 для поставщиков услуг. Это касается и аттестации персонала, и перехода к системе полноценного электронного билета с одновременной передачей списка пассажиров».

Об опыте обеспечения транспортной безопасности в период подготовки и проведения ЧМ-2018 рассказала министр развития инфраструктуры Калининградской области Елена Дятлова.

Она отметила, что этот опыт наглядно показал, что бюджетные средства на обеспечение транспортной безопасности необходимо закладывать заранее. В выступлении Дятловой также прозвучал тезис о необходимости совершенствования законодательной базы.

Директор департамента транспорта и инфраструктуры Евразийской экономической комиссии Ержан Нурахметов сосредоточился на теме обеспечения ОТБ на едином транспортном пространстве.  Должен быть создан общий рынок транспортных услуг с равными и паритетными условиями. По его словам, решать транспортные задачи в отрыве от проводимых в странах политик в области ОТБ или транспортной безопасности (здесь существует разное понимание терминов, подчеркнул он) и без формирования и проведения совместных и скоординированных действий, невозможно. 

«Сегодня мы уже сталкиваемся с диспропорциями в национальных системах контроля, с разным оснащением техническими средствами в пунктах пропуска приграничных районов, с отличиями в подготовке кадров и квалификационных требований и условий допуска на рынок», – сказал Ержан Нурахметов, подчеркнув необходимость исполнения своих обязательств государствами-участниками Евразийского экономического союза. Вопросы различных подходов законодателей стран-членов ЕЭС и ставящих в неравные условия перевозчиков стран интеграционного объединения должны быть сняты дорожными картами, рассчитанными на три года.

Руководитель Северо-Западного следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации Сергей Сазин отметил: затраты на безопасность прибыли не дадут, но от многих проблем избавят. Передовой опыт таких стран, как Израиль, Испания и Великобритания следует перенимать. Широкое применение служебных собак (не за счет государства, а за счет субъектов транспортной инфраструктуры), использование дополнительных мер защиты – контроля за поведением с использованием технических средств и профайлеров-психологов, которые должны наблюдать за поведением пассажиров, – все это необходимо, по его мнению, внедрять и в России.

В рейтинге самых опасных видов пассажирского транспорта, подготовленном Национальным союзом страховщиков ответственности перевозчиков, первое место занимает внутренний водный транспорт.

Он наиболее аварийный по числу пострадавших и по количеству пострадавших в одной аварии. Здесь очень много проблем: например, 50 рейдов, проведенных управлением на водном транспорте, дали материалы для возбуждения 45 уголовных дел.


 

 

«Мы активно применяем ст. 238 УК РФ «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности». В РФ наказание за нарушения правил водных пассажирских перевозок должно стать более жестким. Требуется четко разделить граждан, которые самостоятельно управляют судами и при этом нарушают правила, и граждан, которые за материальное вознаграждение оказывают услуги, не отвечающие требованиям безопасности», – считает Сергей Сазин, предлагая привлекать недобросовестных перевозчиков к уголовной ответственности.

Заместитель Северо-Западного транспортного прокурора Андрей Полищук подчеркнул, что основной целью прокуратуры в надзорной деятельности является устранение реально выявленных нарушений. Только за 8 месяцев текущего года выявлено 2 тыс. нарушений законодательства в области ОТБ, внесено 200 представлений и около 100 протестов на незаконные административные акты. Постановлением прокурора к административной ответственности привлечено более 150 лиц. 

Заместитель Председателя Исполнительного комитета СНГ Агыбай Смагулов сделал доклад на тему «Сотрудничество государств - участников Содружества Независимых Государств по противодействию международному терроризму на транспорте». Тема доклада была выбрана не случайно. 

Агыбай Смагулов - известный дипломат, специалист-международник со знанием персидского языка, работал в Казахстане, Иране, Афганистане, Таджикистане, офицер, ранее служил в Погранвойсках СССР, Чрезвычайный и Полномочный Посланник 2-го класса, автор трех книг. Законодатели государств-участников СНГ вопросы транспортной безопасности частично отражают в законах «О национальной безопасности» или «О транспорте», включая законы по отдельным видам транспорта. В Российской Федерации в 2007, Республике Таджикистан в 2012 и в Туркменистане в январе 2018 года приняты законы о транспортной безопасности, отметил он. 
Агыбай Смагулов отметил «чрезвычайно высокую практическую значимость Всероссийской конференции «Транспортная безопасность и технологии противодействия терроризму». Здесь на высоком профессиональном уровне идет поиск, формирование и совершенствование оптимального организационного правового механизма защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства, включая террористические атаки. Большое внимание уделяется также поиску баланса между обеспечением транспортной безопасности и экономическими возможностями субъектов транспортной системы. Фактически создается новый институт, или новая подотрасль права. Активно развивается индустрия ТСОТБ. Опыт России в разработке и внедрении методик оценки уязвимости ОТИ и ТС, их категорирования, требований по обеспечению транспортной безопасности, подготовке и аттестации сил транспортной безопасности, оформленный в виде законов и актов правительства и государственных органов, несомненно, будет востребован в государствах-участниках Соглашения об информационном взаимодействии в области обеспечения транспортной безопасности. 

«Думаю, этот опыт будет интересен всем странам Содружества. Это особенно важно, -– полагает Агыбай Смагулов, – учитывая, что ожидаемый рост перевозок по международным транспортным коридорам, проходящим по территориям государств-участников СНГ, будет сопровождаться также и ростом попыток со стороны террористических организаций и других структур транснациональной организованной преступности по незаконному использованию транспортного комплекса в своих преступных целях».

Директор департамента транспортной безопасности и специальных программ Минтранса России Анатолий Демьянов подчеркнул, что для обеспечения транспортной безопасности каждое предприятие транспортного комплекса должно устойчиво развиваться и иметь сбалансированную экономику. Для ОТБ должны иметься ресурсы. 
«Когда мы говорим о совершенствовании законодательного механизма, мы должны понимать, что оптимизация затрат на ОТБ не может быть только на нормативном уровне, она должна быть и на организационном уровне. Возможно проведение ряда мероприятий, которые вообще не требуют никаких финансовых затрат. Требуется рассмотреть модели, систему и механизмы управления, пересмотреть организацию работы», – отметил Анатолий Демьянов. Он также заметил: «ОТБ должно быть целью, а не средством получения сверхприбыли. Стоимость услуг по сертификации технических средств неоправданно завышена, на что указывают массовые обращения в департамент. Предприятиям сложно выполнить обязательные требования – не потому, что они не хотят, а потому, что услуга превышает их финансовые возможности. Оплата должна быть адекватна и соответствовать здравому смыслу, возможностям предприятия и совести того, кто это делает».

Далее Анатолий Демьянов познакомил участников конференции с предложениями Минтранса России по оптимизации затрат на ОТБ.

Директор департамента (Дирекции) корпоративной безопасности ПАО «ГМК «Норильский Никель» Роман Гудов рассказал об опыте «Норникеля» и расстановке приоритетов, среди которых совершенствование законодательной, нормативной базы, разработка и реализация мер транспортной безопасности, координация мероприятий противодействия кибератакам на объекты транспортной инфраструктуры, оптимизация взаимодействия с органами государственной власти, управления и контроля, укрепление взаимодействия с правоохранительными органами, консолидация усилий и объединение ресурсов в вопросах обеспечения транспортной безопасности.

Работа осуществляется на корпоративном уровне и в регионах присутствия. Особый интерес у транспортного сообщества вызвала практика создания Рабочих группа при координационном совещании при губернаторе Красноярского края и Мурманской области. По мнению Романа Гудова, представляется необходимым определить отдельным постановлением Правительства РФ перечень опасных грузов, отнесенных к грузам, представляющим повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей среды. Также ему видится целесообразным дополнить постановление Правительства РФ «О сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности» четким толкованием сертифицирующих организаций и техтребований к сертифицируемым техническим средствам (тепловизоры и т.д.).

Вице-президент АО «ФТК» Вячеслав Седень поднял актуальные вопросы деятельности подразделений транспортной безопасности, а также выдвинул предложения по ее оптимизации и повышению качества оказываемых услуг.

По его мнению, необходимо ввести подготовку профессиональных преподавателей для обучения работников подразделений транспортной безопасности, разработать основные программы профессионального обучения работников ПТБ, создать дополнительные условия для формирования конкурентного рынка услуг ПТБ. 
«Основными бенефициарами станут субъект транспортной инфраструктуры и перевозчик, – считает Вячеслав Седень, – поскольку прозрачные экономические условия позволят оптимизировать их затраты на защиту объектов и транспортных средств от актов незаконного вмешательства»

Генеральный директор консорциума «Интегра-С» Владимир Куделькин развернуто презентовал платформу «Интегра-Планета-4D» как основу цифровизации транспортной системы Российской Федерации. Платформа обеспечивает привязку к географическим координатам и времени всех объектов и территорий.

Визуализация объектов и территорий позволяет вести мониторинг объектов, размещенных на различных уровнях от земли, в том числе под землей (коммуникации, тоннели, метро) и в воздухе, получая на экране привычное для глаз человека изображение. Платформа позволяет вызывать отображение нужной точки местности или помещения. Поворотные камеры в этом случае автоматически разворачиваются в направлении заданной точки географических координат. При возникновении критической ситуации или тревожного события такое естественное восприятие обстановки на мониторе ускоряет и обеспечивает адекватное принятие решения и его корректное воплощение.

«Интегра-Планета-4D» была использована в ходе подготовки и проведения ЧМ-2018 в Самаре, было задействовано 35 тыс. видеокамер. В Новороссийске такое решение в целях транспортной безопасности позволило создать систему управления «умным предприятием», расширив возможности применения платформы в интересах ОТБ.

Генеральный директор АО «СНТ» Дмитрий Басов обозначил практические аспекты интеграции различных технологий досмотра в едином устройстве.

Интегрированные системы досмотра в локальной области пространства досмотровых устройств различного функционального назначения с организацией программно-аппаратного взаимодействия позволяют обнаружить металл, делящиеся и радиоактивные материалы, взрывчатые, наркотические, отравляющие и биологически опасные вещества. Сократить время досмотра, увеличить пропускную способность пункта досмотра, повысить эффективность досмотра за счет четкого разделения потоков и идентификации досматриваемых лиц, – такие возможности содержат в себе интеграционные решения. Их отличают простота эксплуатации, снижение нагрузки на персонал, сокращение расходов на монтажные и пуско-наладочные   работы. На конференции АО «СНТ» презентовало интегрированный досмотровый комплекс IntelliMax, назначение которого - обнаружение скрыто проносимых под одеждой металлических предметов (оружие, инструмент и т.п.) и источников ионизирующего излучения (ядерные материалы, радиоактивные вещества).
Генеральный директор ГК «Антитеррор» Евгений Батура поделился опытом практической реализации законодательства о транспортной безопасности на проектируемых и строящихся ОТИ. В центре его внимания были риски и проблемные вопросы, состав необходимых работ при проектировании, проведение оценки уязвимости проектируемого объекта.

Был презентован онлайн сервис Antiterror Market, обеспечивающий удобный и информативный поиск, подбор, анализ сертифицированных технических средств и систем на едином портале. Дата запуска сервиса – 1 квартал 2019 года.

Исполнительный директор Всероссийской конференции «Транспортная безопасность и технологии противодействия терроризму-2018», главный редактор РИА «Индустрия безопасности» Вячеслав Керов выступил с докладом о путях повышения эффективности информационной поддержки специалистов отрасли транспортной безопасности.

Мультиформатность информационных продуктов РИА «Индустрия безопасности» способствуют максимальному охвату целевой аудитории. Обновленный интернет-портал обеспечит удобные форматы экспертной коммуникации, создаст отраслевую digital-среду с мультиплицирующим медиа-эффектом. 

Завершился Саммит по транспортной безопасности награждением лауреатов Национальной премии «Транспортная безопасность России-2018».

Фотоотчеты с заседаний секций:

Воздушный транспорт

Железнодорожный транспорт. Метрополитены

Морской и речной транспорт

Автомобильный транспорт. Дорожное хозяйство. Городской электротранспорт

Организационная страница Саммита >

Взаимодействие >