Добавить в закладки Подписаться на новости
Савва Шипов Савва Шипов, заместитель министра экономического развития РФ:

Освобождение от контроля не потому, что это малый бизнес, а потому, что у тебя низкие риски, — это приоритет

Медиапроекты по безопасности объектов стратегических отраслей экономики России

Выставки и конференции >

Еще мероприятия

Сотрудник СПАСОП: Пожарный? Спасатель? Или обыкновенный работяга?

Сотрудник СПАСОП: Пожарный? Спасатель? Или обыкновенный работяга?

Общеизвестно, что СПАСОП аэропортов является важнейшим условием обеспечения безопасности полетов. От их оснащенности, профессионального уровня и экипировки личного состава и зависит может ли аэропорт принимать воздушные суда и осуществлять аэропортовую деятельность, или нет?!

Это является жестким требованием Международной организации гражданской авиации (ICAO), неисполнение которого равнозначно банкротству.  


Что же такое СПАСОП аэропорта России сегодня, кто и как в них работает? Пожарные, спасатели... . Каков их правовой статус и социальная защита?

Именно эти, и целый ряд других жизненно важных вопросов были предметом дискуссий и обсуждений, состоявшихся в рамках круглого стола 26 октября 2016 года в городе Москве на тему: «Нормативное правовое обеспечение и организация деятельности СПАСОП: проблемы и пути решения».

Круглый стол был организован редакцией журнала «Транспортная безопасность и технологии». Модератором выступил главный редактор журнала Сергей Груздь, который на основании публикаций в журнале руководителей аэропортов и СПАСОП, а также экспертных мнений сделал обобщенный вступительный доклад  (скачатьи представил презентацию (скачать).

В работе круглого стола приняли участие руководители и специалисты СПАСОП ряда аэропортов (Шереметьево, Внуково, Домодедово, Курумоч, Калуга, Нижний Новгород), авиакомпании «Сибирь», института «Аэропроект», а также представители Росавиации, Ространснадзора, МЧС России, других заинтересованных структур и компаний- разработчиков и поставщиков техники, оборудования, дыхательных аппаратов, огнетушащих веществ, учебно-тренажерных комплексов, боевой одежды и снаряжения (36 участников).

Участники круглого стола отметили, что на сегодня в силу нечеткости и неполноты законодательной регламентации правовой статус у этих служб вызывает массу вопросов. СПАСОП сегодня выступает одновременно в двух качествах- как аварийно-спасательное формирование и проходит аттестацию в соответствии с законодательством об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя, с одной стороны. И с другой- как Ведомственная пожарная охрана — получает лицензию на деятельность по тушению пожаров. Но это никак, к сожалению, не коррелируется со статусом сотрудника СПАСОП, его социальной защитой, оснащенностью, финансовым обеспечением деятельности.   


На сегодня практически не урегулирован ряд вопросов, связанных с созданием, численностью таких служб, и оснащением, подготовкой личного состава, со статусом сотрудника и др.

Остается открытым вопрос кем же должен быть сотрудник СПАСОП- пожарным или спасателем? Так как во всех действующих классификаторах (в частности- ЕКС и ЕКТС) нет должностей пожарный- спасатель или пожарный, спасатель. В этой связи наблюдается отсутствие единообразия в толковании статуса сотрудников СПАСОП и, соответственно их социальной защиты и льгот.


Как признались присутствующие руководители СПАСОП, им на практике приходится изловчаться, опираться на законодательство о защите населения и территорий от ЧС, об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя и пожарной безопасности, приспосабливать программы, убеждать юристов, финансистов и руководителей аэропортов.  

В итоге пришли к выводу, что требуется четкая регламентация вопросов оснащения СПАСОП, профессиональной и боевой подготовки личного состава, ГДЗС.    


Нужны такие решения и документы, которые бы позволили внедрять более современные образцы мощной и высокопроизводительной техники, оптимизировать количество пожарных аэродромных автомобилей, находящихся на боевом дежурстве, численность личного состава данных подразделений, дыхательных аппаратов, огнетушащих веществ, учебных тренажеров и финансовое обеспечение с применением различных финансовых институтов и инструментов.

Малый аэропортам с низкой интенсивностью полетов не всегда по силам и экономически целесообразно создавать и содержать в полном объеме полноценные ПАСОП. Поэтому в качестве выхода из положения назывались варианты субсидирования содержания таких СПАСОП за счет федерального и региональных бюджетов в рамках действующих программ по субсидированию перевозок, а также аутсорсинг и кратковременную (на период осуществления полетов и подготовки) аренду частных противопожарных и аварийно-спасательных формирований., соответствующих предъявляемым требованиям и имеющих соответствующие разрешительные документы.

 А для обновления парка пожарной и аварийно-спасательной аэродромной техники, оборудования, огнетушащих веществ, дыхательных аппаратов, одежды и экипировки личного состава участники высказали заинтересованность в привлечении лизинговых схем с участием ГТЛК и других лизинговых компаний. Одновременно это, в конечном итоге, должно повысить эффективность СПАСОП, сделать службу в ней привлекательной и престижной.


В качестве отправной точки для реализации всех этих и других высказанных предложений предлагается использовать подготовленный Минтрансом России проект Федеральных авиационных правил «Правила эксплуатации гражданских аэродромов, гидродромов, вертодромов и посадочных площадок» (скачать проект ). В данный проект включен специальный раздел III «Правила поисковых и аварийно-спасательных работ на аэродромах».


Подробный фоторепортаж с круглого стола 


По итогам мероприятия организатором круглого стола (редакцией журнала «Транспортная безопасность и технологии», 119454, г. Москва, ул. Удальцова-73, тел. 8(495) 797 35 96; info@securitymedia.ru ) готовится специальная резолюция с набором рекомендаций и предложений, направленных на совершенствование нормативной правовой базы и организации деятельности СПАСОП, включая вопросы уточнения статуса и социальной защита их сотрудников, источников и схем финансового и материального обеспечения и подготовки личного состава.  

Главный редактор журнала «Транспортная безопасность и технологии» Сергей Груздь намерен инициировать создание рабочей группы по совместной с Департаментом государственной политики в сфере воздушного транспорта Минтранса России доработке проекта указанных ФАП  в части «Правил поисковых и аварийно-спасательных работ на аэродромах», а также по подготовке, при необходимости, соответствующих проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, регламентирующих создание и деятельность СПАСОП аэропортов.

Кроме того, в период с 23-25 ноября 2016 года в г. Сочи итоги и предложения участников данного круглого стола будут представлены и рассмотрены на совместном заседании комитетов по АБ ассоциации «Аэропорт ГА» и ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта.


Полный отчет о результатах круглого стола, а также итоги заседания в г. Сочи будут опубликованы в готовящемся заключительном за 2016 год выпуске журнала «Транспортная безопасность и технологии».

В этой связи с целью более полного учета всех стоящих задач и опыта работы СПАСОП приглашаем руководителей и представителей аэропортов России, управляющих компаний и СПАСОП к дискуссии, просим рассказать о своем опыте подбора, подготовки и закрепления кадров СПАСОП, подготовке, правовом статусе и социальной защите личного состава,  возникающих при этом проблемах и путях их решения.

Все поступившие предложения по указанному выше адресу обязательно будут рассмотрены редакцией, обобщены и доведены до сведения разработчиков документов, руководителей и представителей Минтранса России, ответственных за государственную политику и нормативное правое регулирование в сфере аэропортовой деятельности и обеспечения безопасности полетов, включая СПАСОП.

Подробный фоторепортаж с круглого стола 


Редакция журнала
«Транспортная безопасность и технологии»      

RSS
Другие новости по теме >

Ещё новости по теме
Новости компаний. Инновации >

Все новости компаний
Опросы >

Всего проголосовало: 53

Насколько ограничение доступа к информации о госзакупках в сфере транспортной безопасности повлияет непосредственно на уровень безопасности ОТИ и ТС?

Существенно
40%
Не существенно
21%
Вообще не повлияет
40%

Всего проголосовало: 68

Насколько будет эффективен показ специального ролика о пожарной безопасности перед сеансом в кинотеатре?

Весьма эффективен
26%
Не эффективно
18%
Давно пора! Почему это раньше не делали?
19%
Только если в ролике будут обучать действиям при пожаре в конкретном кинотеатре (здании)
37%
Все опросы
Взаимодействие >