Добавить в закладки Подписаться на новости
Дмитрий Медведев Дмитрий Медведев, Председатель Правительства Российской Федерации:

Отдельная тема – реконструкция и обустройство пунктов пропуска через государственную границу

Медиапроекты по безопасности объектов стратегических отраслей экономики России

Выставки и конференции >

Еще мероприятия

Безопасность аэродромов совместного базирования - чья же сфера ответственности? Встреча представителей Главного командования ВКС Минобороны России с редакцией журнала "Транспортная безопасность и технологии" состоялась!

Безопасность аэродромов совместного базирования - чья же сфера ответственности? Встреча представителей Главного командования ВКС Минобороны России с редакцией журнала "Транспортная безопасность и технологии" состоялась!

Предыстория вопроса

Безопасность аэродромов совместного базирования – по мнению авторов и экспертов журнала «Транспортная безопасность и технологии» весьма и весьма непростая и проблемная сфера. Ее суть в том, что на аэродромах совместного базирования, где вместе с гражданскими воздушными судами размещается авиация различных министерств и ведомств - Минобороны России, МВД России, ФСБ России, Росгвардии и др, имеют место несогласованность требований по авиационной и транспортной безопасности, а в результате - и действий пользователей такими аэродромами.

Дело в том, что указанные аэродромы — это единый имущественный комплекс, но с разными пользователями, с разной ответственностью и источниками финансирования.

Дело в том, что указанные аэродромы — это единый имущественный комплекс

К примеру, руководитель гражданского аэропорта находится под прессом норм и стандартов ICAO, Воздушного кодекса РФ, ФЗ-16 «О транспортной безопасности» и множества нормативных правовых актов Минтранса России.

Здесь свою контрольно-надзорную деятельность осуществляет Ространснадзор, а госуслуги оказывает Росавиация. На этой части территории аэродрома по своему (в соответствии с ФАП №142 и Приказами Минтранса №40 и №227)  организованы зоны, границы и сектора транспортной безопасности, регламентирован пропускной режим и досмотр входящих людей и въезжающего транспорта в эти  зоны. И многое другое.

Предусмотрена и уголовная ответственность как за оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, так и за нарушение законодательства в области транспортной безопасности.

Не заходит сюда и Ространснадзор - это не его полномочия. 

Параллельно, практически на этой же территории с едиными ВПП, рулежными дорожками, общим периметром и т. д., свою деятельность с использованием воздушных судов гражданских образцов осуществляют Минобороны РФ, ФСО РФ, ФСБ России, МВД России, МЧС России, Росгвардия... Разница, и весьма существенная, в том, что эти ведомства руководствуются собственными приказами и Уставами, которые, как известно несколько иначе регламентируют вопросы безопасности. Не заходит сюда и Ространснадзор - это не его полномочия. 

Вот и получается, риски и угрозы примерно одинаковые, имущественный комплекс общий, а подходы к безопасности совершенно разные?! 

 

В результате во многих аэропортах совместного базирования, по мнению руководителей аэропортов, сектора базирования государственной авиации, образно говоря, напоминают белое пятно и представляют угрозу. Ограждения со стороны государственной авиации не такие, как в районе гражданского сектора, да и КПП оборудованы и оснащены иначе. И пропускной режим не тот! Не будем скрывать, эти вопросы со стороны госавиации всегда были не в приоритете.


А кто же должен отрегулировать это все?

А кто же должен отрегулировать это все, устранить ведомственную разобщенность? Минтранс России? Но согласно Воздушному кодексу РФ (ст.25) государственное регулирование деятельности в области государственной авиации осуществляется Минобороны России!? 

Организация деятельности в области государственной авиации и оперативное управление ей, осуществляется уполномоченными органами, имеющими подразделения государственной авиации (к примеру, войсковыми частями Минобороны России).

А эксплуатация таких аэродромов должна осуществляться на основе договоров - это записано в статье 44 ВК РФ. Правда типовых договоров и согласованных ФСТ РФ тарифов никто не видел! И самое интересное, в статье 44 ВК РФ сказано, что аэродромы совестного базирования должны отвечать требованиям, предъявляемым к гражданским аэродромам! Это, помимо всего прочего означает, что въезды (выезды) должны находиться под контрллем … САБ и подразделений, охраняющих аэропорт и объекты их инфраструктуры (читай УВО Минтранса России). 

А теперь представим на минуту, насколько реалистичен и выполним этот пункт, и как сделать так, а главное зачем, отдавать под контроль САБ КПП и с въездами (выездами) войсковых частей, воздушные суда которых базируются на таких аэродромах?

Ответов на эти вопросы нам найти, увы, не удалось.        


СМИ - инструмент влияния на общественное мнение

Редакцией журнала на протяжении двух последних лет была инициирована  широкая дискуссия по проблеме безопасности аэродромов совместного базирования.

Показательным является АО "Международный аэропорт "Владивосток". Руководство аэропорта без приукрас и и беспристрастно рассказало о реальном положении в обеспечении безопасности и взаимодействия, поделилось проблемами, возникающими при работе с руководством в/ч авиации Тихоокеанского флота (ознакомиться с указанным номером издания>).

Проблематика обеспечения безопасности аэродромов совместного базирования подробно обсуждалась на круглом столе в рамках выставки «Армия-2015», на традиционных совместных заседаниях комитетов по авиационной безопасности Ассоциации «Аэропорт» ГА и Российской Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта, а также на V Всероссийской конференции «Транспортная безопасность и технологии противодействия терроризму».

Но ситуация продолжала оставаться без изменений!


А что же в итоге?  

В результате редакция вступила в активную переписку с официальным регулятором в области государственной авиации - Минобороны России. Мы были вынуждены также обратиться к Главному военному прокурору Сергею Фридинскому с просьбой проверить исполнение законодательства о транспортной (авиационной) безопасности на аэродромах совместного базирования.

И по результатам проверки военному ведомству страны было предписано принять меры по совершенствованию деятельности государственной авиации в части исполнения требований авиационной и транспортной безопасности (подробнее>).

Здесь нужно отметить, что Минобороны России проявило государственный подход к проблеме и приняло все наши доводы и обоснования, доказательством чему явился ответ в адрес редакции, направленный первым заместителем начальника ГОУ ГШ ВС РФ Виктором Познихиром. 

Военным ведомством принято решение, о разработке для Федеральных авиационных правил соответствующего нового раздела по обеспечению авиационной безопасности и разграничению ответственности эксплуатантов государственной авиации на аэродромах совместного базирования.


6 июня 2017 года в редакции журнала «Транспортная безопасность и технологии» по инициативе военного ведомства состоялась рабочая встреча, в которой приняли участие офицеры ВКС МО РФ: Начальник службы войск Главного командования ВКС Минобороны России полковник В.Н. Бондаренко и Главный инспектор службы войск Главного командования ВКС Минобороны России подполковник О.В. Сайфуллин.

Со стороны редакции во главе с главным редактором С.И. Груздем во встрече приняли участие эксперты в области авиационной и транспортной безопасности В.Ф. Тихонов (ФГУП ГосНИИ ГА) и А.Х. Яппаров (компания «Автоматика-С»). Протокол вел редактор журнала И. Е. Агафонов.  

В ходе дискуссии произошел весьма продуктивный обмен мнениями по указанной проблематике. Результатом встречи стали рекомендации относительно процесса сближения ключевых позиций ведомств и общей стратегии в поисках оптимального решения проблемы обеспечения безопасности аэродромов совместного базирования. Появилась надежда на активизацию межведомственного диалога, в результате которого, наконец-то может появиться долгожданный документ, который положит конец правовой неопределенности и межведомственной разобщенности в столь важном вопросе.


ПЕРВЫЙ ШАГ НАВСТРЕЧУ

В качестве первого шага принято решение ходатайствовать перед руководством Минобороны России и Минтранса России о создании межведомственной рабочей группы, которая бы и проработала все возможные варианты решения проблемы, в том числе и по выработке единого подхода к содержанию общего имущественного комплекса (ВПП, рулежные дорожки, ограждение, ИТСО, периметра, КПП), а также в организации охраны периметра, оперативного подчинения и договорных отношений с компенсацией расходов и взаимодействия.

В готовящемся выпуске журнала «Транспортная безопасность и технологии» мы более подробно расскажем о намечаемых мерах.

А в рамках Саммита по транспортной безопасности в г. Сочи (27-29 сентября 2017 года) - о принятых решениях и перспективах.  

Приглашаем руководителей и специалистов в области авиационной и транспортной безопасности аэропортов к дискуссии на страницах журнала «Транспортная безопасность и технологии» и в рамках секционного заседания и практикума в аэропорту «Сочи».

ПРИГЛАШАЕМ К УЧАСТИЮ!

подать заявку>

ПЕРЕЙТИ НА СТРАНИЦУ
БРОНИРОВАНИЯ НОМЕРА В ГОСТИНИЦЕ СО СКИДКОЙ ►


Важно! Полная версия издания (электронная и печатная) доступна только подписчикам или при покупке журналов on-line!

Архив издания 

     

 

Редакция журнала
«Транспортная безопасность и технологии»

RSS
Другие новости по теме >

Ещё новости по теме
Новости компаний. Инновации >

Все новости компаний
Опросы >

Инициатива Минтранса об ограничении перевозки багажа в самолетах, это:

голосовать

Оправдана ли инициатива властей США ввести досмотр печатной продукции перед полетом? Подробнее>
Можно выбрать несколько вариантов ответа

голосовать

Все опросы
Взаимодействие >