Добавить в закладки Подписаться на новости
Роман Балашов Роман Балашов, заместитель Полпреда Президента РФ в СЗФО:

«Совершению терактов способствуют недостаточное внимание перевозчиков, надзорных и правоохранительных органов к обеспечению безопасности общественного транспорта, а также недостаточное оборудование инженерно-техническими системами».

Медиапроекты по безопасности объектов стратегических отраслей экономики России

Выставки и конференции >

Еще мероприятия
Архив событий >

Все события

Эксперты: Принятие проекта изменений в ФАП-262 не является достаточным для решения вопросов создания качественной нормативной правовой базы

Эксперты: Принятие проекта изменений в ФАП-262  не является достаточным для решения вопросов создания качественной нормативной правовой базы
Уважаемые коллеги и гости сайта!
 
Ранее, редакция журнала "Транспортная безопасность и технологии" сообщала, что во исполнение требований статьи 48 Воздушного кодекса Российской Федерации Минтрансом России подготовлен и опубликован для публичного обсуждения на сайте www.regulation.gov.ru проект изменений в федеральные авиационные правила "Требования, предъявляемые к аэродромам, предназначенным для взлёта, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов", утверждённые приказом Минтранса России от 25.08.2015 № 262 (подробнее об этом >).
 
Проектом изменений предлагается дополнить указанный ФАП разделом VIII. «Аварийно-спасательные средства» с целью установления требований по наличию, составу и качеству оборудования на аэродроме, необходимого для обеспечения полётов. Планируемый срок вступления проекта изменений в силу – январь 2018 года.
 

Редакция журнала просила экспертов отрасли ознакомиться с вновь разработанной редакцией раздела VIII ФАП и высказать свое мнение.

Сегодня мы публикуем мнения: Олега Тацитова, начальника Службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов ОАО "Аэропорт Внуково" и Михаила Пыжова, начальника отдела аварийно-спасательного обеспечения ПАО «Авиакомпания «Сибирь».

Олег Тацитов, 
начальника Службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов ОАО "Аэропорт Внуково"

"Мне кажется, что одного раздела недостаточно, нужны отдельные ФАП по СПАСОП, в которых необходимо объединить все документы по теме, в т.ч., касающиеся формирования, аттестации, нормирования труда и отдыха расчетов, подготовки персонала, оснащения служб и т.п. Туда же нужно включить аварийный план, оперативный план и план удаления («рыбу»), т.к. они должны быть в руководстве по аэродрому, а образцов нет нигде, необходимо там же учесть требования к аэродромным ПА и оборудованию, оснащению АСС и полигонов. Данные дополнения в действующие ФАП можно только принять за отправную точку в качестве срочных мер, а потом, с выходом полноценного документа, можно этот раздел будет исключить".

Михаил Пыжов, 
начальника отдела аварийно-спасательного обеспечения ПАО «Авиакомпания «Сибирь».

"Принятие данного проекта изменений в ФАП-262  не является достаточным для решения вопросов создания качественной нормативной правовой базы, целесообразно провести разработку нового полноценного нормативного правового акта (в ранге ФАП), который бы регламентировал все аспекты создания и организации деятельности СПАСОП, и заменил ранее действующие нормативные документы (в том числе НГЭА-92, РПАСОП ГА-91 и др.)".

Скачать и ознакомиться с полным, подробным ответом Михаила Пыжова >


Полученные эти и другие ответы будут обобщены и направлены в адрес заместителя директора Департамента государственной политики в области гражданской авиации Министерства транспорта Российской Федерации, руководителя Рабочей группы для учета в деятельности по совершенствованию нормативной правовой базы по вопросам СПАСОП, а также опубликованы в готовящемся выпуске журнала «Транспортная безопасность и технологии» №4-2017.

Начиная с 2014 года редакция журнала «Транспортная безопасность и технологии» неоднократно касалось тематики СПАСОП, опубликована серия публикаций, проведены несколько мероприятий, авторы и участники которых едины в одном- существующая ситуация в нормативном правовом регулировании требует кардинальных перемен.

Несомненно, сегодня необходим дифференцированный подход в плане создания и содержания СПАСОП, учитывающий не только УТПЗ (уровень требуемой противопожарной защиты) в зависимости от  категорийности аэропорта, но и интенсивность полетов и  финансовые возможности в этой связи операторов аэропортов.  С тем, чтобы были внедрены более гибкие современные требования, использованы финансовые инструменты в виде лизинга и субсидий, а также вахтовый метод несения службы СПАСОП и возможности аутсорсинга.

Особую актуальность эти вопросы приобретают в связи с подготовкой к проведению на территории 11 субъектов РФ ЧМ-2018 и неизбежными инспекционными проверками со стороны FIFA и ICAO.  В аэропортах стран - членов ICAO должны соблюдаться  весьма жесткие нормативы времени реагирования СПАСОП на авиационные пришествия и инциденты, СПАСОП, их техническая оснащенность и личный состав должны соответствовать стандартам ICAO.

Этому посвящено специальное Приложение №14 к Конвенции о международной гражданской авиации «АЭРОДРОМЫ»- Международные стандарты и рекомендуемая практика  (Том 1 «Проектирование и эксплуатация аэродромов». В настоящее время действует Издание №7, опубликованное в июле 2016 года.  В Приложении появились так называемые элементы гибкого нормирования. Это, в частности касается количества пожарных аэродромных автомобилей, количества огнетушащих веществ исходя из расхода и интенсивности подачи.

Кроме того, с 1 января 2015 года вступило в силу доработанное Секретариатом ICAO четвертое издание: «Руководство по аэропортовым службам». Часть 1. Спасание и борьба с пожаром (Doc 9137-AN898). В издании (Руководстве ICAO) нашли отражение современные достижения в области тактики и технологий осуществления аварийно-спасательных работ и тушения пожаров, пересмотрены многие нормативы и технические параметры.

В свою очередь, в Российской Федерации, по ряду причин, на протяжении более чем 25 лет, с момента когда были введены в действие Нормы годности к эксплуатации гражданских аэродромов (НГЭА-92) и  Руководство по поисковому и аварийно-спасательному обеспечению полетов гражданской авиации СССР (РПАСОП ГА-91) в сфере СПАСОП России практически ничего не изменилось.   

В этой связи, нам сегодня нужны такие решения и документы, которые бы позволили внедрять более современные образцы мощной и высокопроизводительной техники, оптимизировать количество пожарных аэродромных автомобилей, находящихся на боевом дежурстве, численность личного состава данных подразделений, дыхательных аппаратов, огнетушащих веществ, учебных тренажеров и финансовое обеспечение с применением различных финансовых институтов и инструментов.

Много вопросов вызывает практика осуществления аттестования подразделений СПАСОП и личного состава в соответствии с законодательством об аварийно-спасательных службах и лицензирование их деятельности по тушению пожаров. Так как при этом отсутствуют документы, регламентирующие профессиональную и боевую подготовку личного состава, организацию газодымозащитной службы (ГДЗС) и др..

По мнению многих экспертов, руководящие документы, регламентирующие вопросы подготовки СПАСОП (в том числе НГЭА-92), а также технические требования к учебно-тренировочным полигонам на предприятиях гражданской авиации Российской Федерации значительно устарели и не отражают реального положения дел.

Остается открытым вопрос кем же должен быть сотрудник СПАСОП- пожарным или спасателем? Так как во всех действующих классификаторах (в частности- ЕКС и ЕКТС) нет должностей пожарный- спасатель или пожарный, спасатель. В этой связи наблюдается отсутствие единообразия в толковании статуса сотрудников СПАСОП и, соответственно их социальной защиты и льгот.

И еще один аспект - небольшие аэропорты с низкой интенсивностью полетов воздушных судов по действующим у нас правилам формально обязаны содержать полноценную СПАСОП, что им не всегда по силам и экономически не целесообразно. 

Если мир пошел по пути учета интенсивности полетов, то в Российских документах, вопреки обновленному и вступившему в силу с 1 января 2015 года Руководству ICAO, интенсивность полетов никак не учитывается?!  А в предлагаемом к рассмотрению проекте, например, аэропортам 1 категории предлагается содержать АСК, численностью 12 человек.

Поэтому в качестве выхода из положения экспертами предлагаются различные варианты: от субсидирования содержания таких СПАСОП за счет федерального и региональных бюджетов в рамках действующих программ по субсидированию перевозок и до аутсорсинга и кратковременной (на период осуществления полетов и подготовки) аренды частных противопожарных и аварийно-спасательных формирований, соответствующих предъявляемым требованиям и имеющих соответствующие разрешительные документы.

Подробно об этом - в материалах ранее опубликованных на нашем сайте:

RSS
Другие новости по теме >

Ещё новости по теме
Новости компаний. Инновации >

Все новости компаний
Опросы >

В каком городе Вам было бы интересно проведение Саммита по транспортной безопасности в 2019 году?

голосовать

Все опросы
Взаимодействие >