Добавить в закладки Подписаться на новости
Дмитрий Медведев Дмитрий Медведев, Председатель Правительства Российской Федерации:

Отдельная тема – реконструкция и обустройство пунктов пропуска через государственную границу

Медиапроекты по безопасности объектов стратегических отраслей экономики России

Выставки и конференции >

Еще мероприятия

Оружие для САБ аэропортов (аэродромов) и эксплуатантов- право или обязанность?

Оружие для САБ аэропортов (аэродромов) и эксплуатантов- право или обязанность?

В статье «Вооружать или не вооружать САБ аэропортов России?» редакцией журнала «Транспортная безопасность и технологии» поднят ряд вопросов, которые сводятся к целесообразности вооружения САБ аэропортов России служебным оружием. Тема вооружения САБ аэропортов России дискуссионна и имеет как  сторонников, так и противников.

В данной статье постараюсь ответить на поднятые вопросы через анализ действующего законодательства.

В соответствии с Федеральным законом от 13.12.1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии»  «предприятия и организации, на которые законодательством Российской Федерации возложены функции, связанные с использованием и применением служебного оружия, являются юридическими лицами с особыми уставными задачами (далее - юридические лица с особыми уставными задачами) (статья 4).

Пункт 3 статьи 84 Воздушного кодекса Российской Федерации разрешает сотрудникам служб авиационной безопасности при исполнении служебных обязанностей ношение и применение служебного оружия в порядке, установленном федеральными законами. 

Таким образом службы авиационной безопасности соответствуют критерию, предъявляемому к юридическим лицам с особыми уставными задачами, что и закреплено в пункте 2 статьи 83 Воздушного кодекса Российской Федерации («службы авиационной безопасности аэродромов или аэропортов и службы авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий)  являются службами с особыми уставными задачами»).

Статья 10 Федерального закона от 13.12.1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» дает право (ПРАВО, а не обязанность!)  юридическим лицам с особыми уставными задачами приобретать оружие на территории Российской Федерации.

По мнению Верховного суда Российской Федерации, обязанность оснащения служб авиационной безопасности служебным оружием следует из Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам» (утв. Приказом Минтранса России от 28.11.2005 № 142). 

То есть обязывает вооружить службы авиационной безопасности только Минтранс России. Законодательство такой обязанности не содержит.

Для ответа на поставленные редакцией вопросы важно понять конкретные цели отнесения законодателем служб авиационной безопасности к юридическим лицам с особыми уставными задачами. Анализ нормативных правовых актов в сфере воздушного законодательства не даёт четкий ответ на этот вопрос. Положения, определяющие конкретные ситуации (задачи, функции), которые службы авиационной безопасности обязаны решать только со служебным оружием, в воздушном законодательстве отсутствуют. По крайней мере я найти их не смог.

Небольшую подсказку содержит пункт 26 Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам», который определяет, что «подразделения охраны САБ аэропортов и (или) подразделения, осуществляющие охрану аэропортов и объектов их инфраструктуры, размещаются в караульном помещении (караульных помещениях)».

Однако, пункт 26 ФАП в части, касающейся охраны границ территории (периметра) аэропорта, противоречит пункту 6 статьи 84 Воздушного кодекса Российской Федерации и Правилам охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.02.2011 № 42), имеющих по отношению к ФАП более высокую юридическую силу. Ни Воздушным кодексом Российской Федерации, ни  Правилам охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры службы авиационной безопасности не определены в качестве субъектов охраны периметров аэропортов.

Из изложенного выше можно сделать следующие выводы:
- общая обязанность вооружиться возложена на службы авиационной безопасности не законом, а только Минтрансом России;
- воздушное законодательство не содержит перечня ситуаций (задач, функций), в которых службы авиационной безопасности обязаны нести службу исключительно с оружием;
- следовательно принимать решение о вооружении конкретных сотрудников служб авиационной безопасности и ставить им задачи, связанные с применением оружия, будет руководство аэропортов. При этом при принятии таких решений аэропорты вынуждены руководствоваться исключительно своим личным субъективным мнением;
- наличие у служб авиационной безопасности оружия не позволяет им автоматически претендовать на замещение в аэропорту иных структур, на которые законом также возложено обеспечение авиационной безопасности. Например, на осуществление охраны периметров аэропортов. 

Наличие у служб авиационной безопасности оружия не исключает необходимости создания (привлечения) подразделений транспортной безопасности. 

Во-первых, воздушное законодательство и законодательство о транспортной безопасности имеют разные предметы правового регулирования. Работа над гармонизацией этих законодательств не завершена. 

Во-вторых, наличие оружия не является ключевым требованием для приобретения статуса подразделения транспортной безопасности. Согласно статье 12.3. Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» «приобретение, хранение и ношение специальных средств и служебного огнестрельного оружия» - это право подразделения транспортной безопасности, а не его обязанность.

В настоящее время, исходя из проведенного анализа, учитывая существующий уровень нормативно-правового регулирования отношений, связанных с оборотом и применением служебного оружия в службах авиационного безопасности, я не вижу целевой нагрузки в обязательном вооружении служб авиационной безопасности.

Вместе с тем, опять же на мой взгляд, может быть представляется интересной для служб авиационной безопасности возможность легального оборота и применения служебного огнестрельного оружия лишь ограниченного поражения с патронами травматического действия.


Заместитель
генерального директора 
ФГУП «УВО Минтранса России»
Семенов Сергей Александрович

RSS
Новости компаний. Инновации >

Все новости компаний
Опросы >

Инициатива Минтранса об ограничении перевозки багажа в самолетах, это:

голосовать

Оправдана ли инициатива властей США ввести досмотр печатной продукции перед полетом? Подробнее>
Можно выбрать несколько вариантов ответа

голосовать

Все опросы
Взаимодействие >