Приглашаем к участию в Конференции по ТБ-2019

I Всероссийская конференция «Безопасность объектов топливно-энергетического комплекса-2012»

 6 декабря 2012 года в г. Москве («Президент-отель») состоялась Всероссийская конференция «Безопасность объектов топливно-энергетического комплекса» (далее-Конференция). 

 

В Конференции приняли участие свыше 150 представителей предприятий нефтяной, газовой, угольной промышленности, электроэнергетики и атомной энергетики,  федеральных органов государственной власти, генеральной Прокуратуры Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, профессиональных объединений.   

В Организационный комитет Конференции вошли представители Минэнерго России, МВД России, Ростехнадзора, руководители и специалисты крупных предприятий топливно-энергетического комплекса (в том числе ОАО «Газпром», ОАО «Роснефть», ОАО «Транснефть», ОАО «ТНК-ВР», ОАО «Новатэк», ОАО «Лукойл», Концерн «Росэнергоатом», ОАО «Русский уголь», ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «Холдинг МРСК», ОАО «РусГидро»), Саморегулируемой организации «Нефтегазстрой» . От страхового сообщества - ОАО «Страховая Группа СОГАЗ». 

 

Конференция была организована и проведена на высоком организационном и методическом уровне, по инициативе и при непосредственном участии Председателя Комитета Государственной Думы РФ по энергетике - Депутата Государственной Думы РФ И.Д. Грачева. Сопредседатель конференции - Статс-секретарь - заместитель Министра энергетики Ю.П. Сентюрин.

Участники конференции отметили своевременность проведения Конференции по данной тематике, оценили важность и актуальность рассматриваемых вопросов, высокий уровень представленных докладов, выступлений и предложений. На Конференции была подтверждена заинтересованность в обеспечении надежности и безопасности функционирования объектов ТЭК, в изучении и обмене опытом практической реализации мер безопасности, применения современных инновационных решений, техники и технологий безопасности, в том числе  представленных в рамках экспозиции Конференции и в официальном издании Конференции «Безопасность объектов топливно-энергетического комплекса».

 

В рамках Конференции был проанализирован опыт реализации вступивших в законную силу  с 1 января 2012 года  Федерального Закона №256 от 21.07.2011 г.      «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», и Федерального закона №257 от 21.07. 2011 г.    «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», ряда подзаконных актов (Постановлений Правительства РФ и нормативных правовых актов Минэнерго России), а также возникшие  при этом сложности и допущенные ошибки. 

Отмечено, что данными законами введено достаточно много правовых новелл, существенно ужесточены требования безопасности, антитеррористической защищенности, во многих случаях завышены требования к системам охраны и физической защиты, информационной безопасности объектов ТЭК, а также требования к персоналу, ответственному за обеспечение безопасности объектов. Федеральным законом №257 за нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса введена  довольно жесткая уголовная и административная ответственность, в том числе в виде лишения свободы на срок до пяти, а в некоторых случаях и до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Правительством Российской Федерации и Министерством энергетики РФ разработан и введен в действие ряд подзаконных актов, регламентирующих порядок реализации отдельных положений действующего законодательства по категорированию и ведению реестра объектов ТЭК, разработке и актуализации паспортов безопасности  и др. Часть подзаконных актов находится в стадии разработки и согласования. В целом же, по мнению участников Конференции, в России хотя и создана нормативная правовая основа для реализации требований федерального закона ФЗ -256 «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» (далее- ФЗ -256), еще имеется большое количество нерешенных вопросов нормативного правового характера.

 

В частности, до настоящего времени отсутствуют рекомендации по категорированию объектов с порядком анализа уязвимости объектов, выявления критических элементов объекта ТЭК, оценки социально- экономических последствий совершения на объекте АНВ. Не была должным образом проведена оценка экономической эффективности и затрат, связанных с реализацией требований безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК, включая линейные (протяженные) объекты.

 По мнению участников конференции требуется гармонизация требований ФЗ-256  с законодательством в области противодействия терроризму, обеспечения защиты государственной тайны, а также с законодательными актами, регламентирующими функционирование отдельных категорий объектов ТЭК. А для  качественной и эффективной реализации положений ФЗ-256 в части оснащения, дооснащения и переоснащения объектов ТЭК инженерно-техническими средствами охраны, безопасности и антитеррористической защиты представляется целесообразным законодательно предусмотреть переходный период. 

Несмотря на то, что практически повсеместно развернута соответствующая работа по реализации требований безопасности объектов ТЭК - темпы и уровень качества проведения работы по обеспечению безопасности в разных субъектах РФ имеют существенные различия.  Участники Конференции высказали и ряд причин сложившегося положения дел, в том числе и объективного характера, обусловленных как нечеткостью отдельных формулировок, так и избыточностью требований.

В этой связи были представлены критические замечания и предложения. Одним из главных является нерешенность вопроса с назначением уполномоченного государственного органа исполнительной власти, который обязан будет осуществлять контроль за обеспечением безопасности объектов ТЭК. Было также указано на наличие «двойного» или даже «тройного» контроля со стороны государственных надзорно-контрольных органов за одними и теми же вопросами, проведения на одном и том же объекте различных экспертиз безопасности, лицензирования, аттестации и оценки рисков, когда составляются декларации, паспорта безопасности нескольких видов, но по сути повторяющие во многом друг друга.

В ряде случаев, например при наличии на объектах ТЭК транспортных коммуникаций и транспортных средств к одному и тому же объекту параллельно предъявляются требования со стороны различных государственных органов, что влечет необходимость категорирования объектов по различным критериям, а также проводить дважды мероприятия по их обследованию (оценке уязвимости) и подготовке соответствующих паспортов безопасности (планов). Все это ведет к неоправданным затратам средств и сил. 

Много вопросов поступило относительно исполнения требований безопасности владельцами локальных малогабаритных объектов ТЭК (в частности, трансформаторных подстанций, АЗС, небольших объектов ОАО «Газпром» и др.), которые формально попадают под требования законодательства и подлежат оснащению всем арсеналом ИТСО, что представляется малообоснованным и экономически нецелесообразным.  Не разработаны требования по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности линейных объектов ТЭК (магистральных трубопроводов), а также морского и шельфового базирования, не определен порядок реагирования при чрезвычайных ситуациях.   

По мнению участников Конференции требуют существенного уточнения и дифференциации показатели критериев категорирования объектов (в первую очередь по показателю ущерба - более 5 млн. рублей согласно  Постановлению Правительства РФ от 21 мая 2007 года №304). Так как на практике, при применении предложенных  к средней категории опасности, необоснованно относятся небольшие ГЭС и объекты добычи (дожимные станции, скважины), что предполагает внедрение на них соответствующих данной категории систем и средств безопасности. А это, в свою очередь, мало обоснованно и экономически нецелесообразно. К тому же, необходимо учесть, что нередко такие объекты находятся вдали от населенных пунктов, в суровых климатических условиях.

Остается недостаточно ясным вопрос относительно того, является ли для субъектов ТЭК правом или обязательностью привлечение для физической охраны объектов исключительно тех подразделений охраны, которые имеют в своем арсенале оружие, а не только специальные средства. Для низкой категории опасности объекта ТЭК должны быть адекватные требования по охране. Толкование нормативных правовых актов, регламентирующих обеспечение безопасности объектов ТЭК, в том числе постановления Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. № 458, не дает однозначного ответа на данный вопрос. Требует конкретизации приказ Минэнерго России от 10 февраля 2012 года №48, исключающей включение в Перечень объектов ТЭК таких, на которых при совершении АНВ не возникнет ЧС даже муниципального характера (к примеру, отопительные котельные, снабжающие критически важные объекты - больницы, поликлиники, детские сады и школы). В этой связи предлагается также расширить количество категорий объектов ТЭК с 3-х до 4-х или даже - 5-ти. Не менее актуальным является вопрос об обязательности обеспечения государственной охраны на объектах ТЭК, в том числе категорированных, на предмет чего имеется противоречивая практика и принят ряд взаимоисключающих судебных решений.         

  

Представителями ОАО «Лукойл» указаны замечания  и  внесен ряд предложений, направленных на совершенствование законодательства в части охраны, обеспечения внутриобъектового и пропускного режимов на объектах ТЭК, в том числе находящихся на территории зарубежных государств. Некоторые участники Конференции поставили под сомнение целесообразность принятого федерального закона о безопасности объектов ТЭК, мотивируя это наличием действующего законодательства о противодействии терроризму и обязательного страхования.     

Страхование, по мнению участников Конференции, является важнейшим механизмом обеспечения безопасности и защиты. Статьей 15 закона 256-ФЗ предусмотрено, что субъекты топливно-энергетического комплекса обязаны страховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц в результате аварии на опасном объекте топливно-энергетического комплекса, возникшей в связи с террористическим актом или диверсией. Однако, при этом не определены ни правила страхования, ни тарифы, ни размеры покрытия и т.д. Обязательное страхование объектов ТЭК регламентировано одновременно и рядом других законов, в частности ФЗ-225 «О страховании ответственности владельцев опасных объектов...». Такая «раздробленность» страхуемых рисков, избирательность в возмещении ущерба (почему-то исключен из возмещения экологический ущерб от аварий), усложняет весь процесс страховой защиты и приводит к увеличению затрат предприятий на страхование. И совершенно непонятно почему роль и значимость страхования в предупреждении страховых случаев, в проведении превентивных и профилактических мероприятий за счет страховых компаний полностью нивелирована, отдана на «добрую волю» самих страховщиков, а в итоге - сведена к нулю. 

Многие выступающие отмечали, что завышая требования безопасности, принимая порой необдуманные, малообоснованные и весьма затратные решения, внедряя неэффективные и необоснованно дорогостоящие системы и оборудование по безопасности, не просто наносится ущерб объектам ТЭК,  наносится ущерб всем потребителям и нашим гражданам через высокие тарифы на электроэнергию, на топливо и на другие продукты ТЭК. На Конференции было признано, что процесс создания и запуска механизма реализации указанных законов требует постоянного мониторинга и обсуждения с участием не только представителей органов законодательной и исполнительной власти, правоохранительных органов, государственного надзора и контроля, но и с участием тех, кто по закону обязан в первую очередь обеспечить исполнение требований законодательства, на кого в конечном итоге возложена ответственность за эту работу и ответственность за финансирование - это представители хозяйствующих субъектов ТЭК. 

  

Участники конференции подтвердили, что важно добиться баланса интересов государства и бизнеса, чтобы с одной стороны была обеспечена надежность, безопасность и антитеррористическая защищенность объектов ТЭК и, одновременно с этим исключалась бы ситуация, когда закон вводит избыточные административные и иные ограничения, возлагает дополнительные обязанности и ответственность для субъектов предпринимательской и иной деятельности, приводит к необоснованным расходам бюджетов всех уровней и отвлечению ресурсов.

 Участники Конференции РЕШИЛИ: 

 1. Одобрить инициативу и отметить высокий уровень организации и проведения Конференции «Безопасность объектов топливно-энергетического комплекса»,  отметить актуальность и злободневность представленных на Конференции докладов, ценность и обоснованность высказанных замечаний и предложений. Признать целесообразным и просить РИА «Индустрия безопасности» обеспечить организацию и проведение данной конференции на регулярной основе (ежегодно) с целью обмена опытом, выявления недостатков и разработки предложений по их устранению в последующем.

2. Просить Президента Российской Федерации принять решение и определить в соответствии со статьей 6 ФЗ -256 «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.

3.  Рекомендовать Комитету Государственной Думы РФпо энергетике:

3.1.  Создать при Комитете Государственной Думы по энергетике  рабочую группу по безопасности объектов ТЭК с привлечением ведущих экспертов и специалистов отрасли, представителей предприятий ТЭК, органов государственной власти субъектов РФ, а также Минэнерго России, МВД России, ФСБ России, Генеральной прокуратуры России и других.

3.2. С учетом высказанных замечаний и предложений участников Конференции относительно действующего законодательства и нормативных правовых актов в сфере обеспечения безопасности объектов ТЭК:

3.2.1. Организовать и провести  парламентские слушания с целью оценки целесообразности и экономического обоснования принятого специального закона по безопасности объектов ТЭК (ФЗ-256).

3.2.2. Подготовить и внести в порядке законодательной инициативы предложения (поправки) в действующее законодательство в части установления переходного периода, необходимого для приведения в соответствие с требованиями законодательства инженерно-технических средств охраны, безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК, а также с целью гармонизации требований ФЗ-256 с действующим законодательством в области противодействия терроризму, обеспечения государственной тайны с учетом специфики объектов ТЭК, упрощения и оптимизации процедуры согласования паспортов безопасности объектов ТЭК, увеличения дифференциации (количества категорий опасности) объектов ТЭК и т.д.

4. Правительству Российской Федерации:

4.1. Рассмотреть замечания и предложения, высказанные участниками Конференции относительно требований «Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса» (утверждены Постановлением Правительства РФ от 5 мая 2012 г. № 458) и внести соответствующие изменения и дополнения, в том числе учитывающие специфические особенности функционирования и реальную опасность и значимость объектов ТЭК (исключив незначительные объекты), а также опыт обеспечения их безопасности и антитеррористической защищенности.

4.2. Проработать вопрос разработки и введения в действие порядка отчисления предприятиями и организациями ТЭК средств для формирования целевых резервов на обеспечение безопасности (физической защиты) объектов ТЭК на всех стадиях жизненного цикла, по аналогии с Постановлением Правительства РФ от 30 января 2012 года №68.

4.3. Учесть пожелания и предложения по разработке и введению в действие «Порядка установления охранных зон объектов по производству электрической энергии и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» исключив при этом «увязку» границ охранных зон с расстоянием до периметра объекта, а также исходить из индивидуальных особенностей объекта, вокруг которого создается охранная зона и свойств прилегающей территории, с возможностью оборудования охранных зон не только информационными указателями, но и ИТСО.

4.4. Во исполнение требований ФЗ -256 «О безопасности объектов ТЭК» разработать и ввести в действие недостающие нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, в том числе Требования по обеспечению безопасности линейных объектов ТЭК и объектов ТЭК морского и шельфового базирования, Требования по обеспечению защиты информационных систем безопасности объектов ТЭК.

4.5. Организовать разработку, введение в действие и отработку порядка реагирования РСЧС в условиях чрезвычайных ситуаций на объектах ТЭК морского и шельфового базирования.

5. Министерству энергетики Российской Федерации:

5.1. Разработать и ввести в действие Рекомендации по проведению категорирования объектов ТЭК, анализа уязвимости объектов ТЭК, выявления критических элементов объекта и оценке социально-экономических и иных последствий совершения на объекте акта незаконного вмешательства.

5.2. Рассмотреть замечания и предложения участников конференции и при необходимости внести соответствующие изменения и дополнения в Приказ Минэнерго России № 48 от 10 февраля 2012 года и в другие нормативные правовые акты Министерства энергетики РФ в сфере обеспечения безопасности объектов ТЭК.

5.3. Ввести в практику своей деятельности непрерывный мониторинг и анализ опыта реализации требований законодательства и нормативных правовых актов по безопасности объектов ТЭК с участием представителей органов власти и представителей хозяйствующих субъектов, в том числе в формате созданной в Минэнерго России межведомственной рабочей группы (МРГ) по противодействию терроризму на объектах ТЭК.

6. Министерству финансов Российской Федерации:

Во исполнение ФЗ-256 организовать разработку и введение в действие Правила страхования, размеры страховых тарифов, суммы страхового покрытия и другие документы в части введения обязательного страхования ответственности владельцев объектов ТЭК высокой категории опасности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц в результате аварии, возникшей в связи с террористическим актом или диверсией.

7. Органам исполнительной власти субъектов РФ:

7.1.  Ускорить подготовку и утверждение Перечней объектов ТЭК, подлежащих категорированию.

7.2. Обеспечить своевременное рассмотрение и по согласованию с коллегиальным органом по противодействию терроризму, сформированным в субъекте РФ, утверждение паспортов безопасности объектов ТЭК.

7.3. Вносить соответствующие предложения в федеральный орган законодательной власти Российской Федерации (через Комитет Государственной Думы РФ по энергетике), в Правительство РФ и в Минэнерго России по совершенствованию законодательства и нормативных правовых актов в сфере обеспечения безопасности объектов ТЭК. 

8. Субъектам топливно-энергетического комплекса:

8.1. Осуществлять комплекс специальных мер по безопасному функционированию объектов ТЭК, локализации и уменьшению последствий ЧС, выполнять предписания, постановления должностных лиц уполномоченного федерального органа исполнительной власти об устранении нарушений требований безопасности и антитеррористической защищенности.

8.2. Вносить в соответствующие федеральные органы государственной власти, а также в Комитет Государственной Думы Российской Федерации по энергетике предложения по обеспечению безопасности объектов ТЭК и совершенствованию законодательства в сфере безопасности ТЭК, соответственно.