Ежегодное заседание руководителей служб авиационной безопасности аэропортов и авиакомпаний России

Авиаторы России в г. Сочи обсудили состояние и перспективы совершенствования деятельности по обеспечению авиационной и транспортной безопасности 


В период с 25 по 27 ноября 2015 г. в г. Сочи состоялось, уже ставшее традиционным, ежегодное итоговое совместное заседание комитетов по авиационной безопасности Ассоциации «Аэропорт» ГА и Российской Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта.

Если сказать проще, то это один из самых главных рабочих форматов для руководителей и специалистов в области авиационной (транспортной) безопасности гражданской авиации России.

Данное заседание прошло в год 25-летия  Ассоциации «Аэропорт» ГА (торжества, посвященные этому юбилею состоятся 17-18 декабря 2015 года в г. Москве). Мероприятие вот уже на протяжении почти 15 лет, несомненно, занимает лидирующие позиции в сфере АБ.

По представительности и профессиональности аудитории, актуальности рассматриваемых вопросов, полноты и обоснованности принимаемых решений и рекомендаций заседание находится на одном уровне с Всероссийской конференцией «Транспортная безопасность и технологии противодействия терроризму», в рамках которой работает специальная секция «Воздушный транспорт» (подробнее >). И этому есть все необходимые подтверждения:  


ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОСТЬ.

В этот раз в работе совместного заседания Комитетов по АБ  приняли участие свыше 60 делегатов в ранге заместителей генеральных директоров, начальников и специалистов служб АБ аэропортов, авиакомпаний и авиапредприятий.

Ежегодно в них принимают участие представители Минтранса России, Ространснадзора, Росавиации, ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)», территориальных органов управления ФСБ России, МВД России, и органов управления транспортом субъектов РФ. И в этом году со стороны организаторов были направлены соответствующие приглашения в указанные структуры.

На приглашение откликнулись и приняли активное участие в заседании, продемонстрировав при этом стремление к поиску решений накопившихся проблем, открытости и гласности,  заместитель генерального директора по вопросам транспортной (авиационной) безопасности ФГУП «АГА (А)» В.Н. Салеев и ведущий эксперт Управления по строительству и реконструкции объектов транспортной (авиационной) безопасности этого же ФГУП Ю.А. Ташаев (который, кстати, является почетным членом Комитета по АБ Ассоциации «Аэропорт» Гражданской авиации). 

Участники мероприятия позитивно восприняли сообщение об участии в заседании представителя профильного департамента государственной политики  в сфере гражданской авиации Минтранса России - заместителя начальника отдела И.А. Холиной.

Весьма представительной (4 чел.) была делегация АО «АэроМАШ- Авиационная Безопасность» во главе с генеральным директором — председателем Комитета по АБ Ассоциации «Аэропорт» ГА А.А. Невзоровым.

В заседании комитетов по АБ приняли активное участие руководители и специалисты компаний, предлагающих свои решения, технологии и услуги в сфере авиационной (транспортной) безопасности и заинтересованные в создании понятных «правил игры», и в добросовестной конкуренции (около 20 человек).

С их стороны были подготовлены 5 докладов и презентаций по современным подходам и наиболее эффективным решениям и технологиям обеспечения авиационной и транспортной безопасности.

Традиционно, с 2005 года, в заседании принял участие главный редактор отраслевого специализированного журнала «Транспортная безопасность и технологии» С.И. Груздь, который представил доклад по тематике безопасности аэродромов совместного базирования  (презентация доклада >).

Эта тема ранее не поднималась на подобных заседаниях, она имеет ряд специфических особенностей, вытекающих из ст. 25 и ст. 44 Воздушного Кодекса РФ. На сегодня остается ряд вопросов относительно договорных отношений между субъектами аэродромов совместного базирования, единства системы обеспечения АБ (ТБ), полномочий и ответственности, компенсации расходов оператора аэропорта за АБ и ПАСОП.

Всем участникам заседания был презентован экземпляр свежего номера журнала «Транспортная безопасность и технологии» (страница с электронной версией журнала >), в котором представлены решения и оборудование компаний-партнеров РИА «Индустрия безопасности»: НПП "Автоматика - С"«АВС Электроникс», НПЦ «Аспект», «Вентран-Телеком», «Институт инженерной физики», «Глобал Ингридиентс», «Интегра-С», «Компания Безопасность», ПТС, «Пожтехника», «Сириус», «Синкросс», СТАЛТ ГК, НПП «СТ-ПЕРИМЕТР», «ЦИБИТ», «СНПО «ЭЛЕРОН», «ЭПОТОС», Hikvision, ЮМИРС, «Автономные системы», «Астерос», «ОКБ «Астрон», «НПП БЕВАРД», «Децима», НТК «Информ-Альянс», «Мегапейдж», «НИКИРЭТ», «СМАРТЕК СЕКЬЮРИТИ», «Цесис НИКИРЭТ».


ИНФОРМАТИВНОСТЬ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ.

Собравшимся были представлены 14 докладов и выступлений с презентациями по трем тематическим секциям:

Секция №1 «Государственная политика, законодательное и нормативное правое обеспечение АБ» - 8 докладов, модератор секции Невзоров А.А.;

Секция №2 «Подготовка кадров по АБ и ТБ» - 2 доклада, модератор секции Кан Н.К.;

Секция №3 «Техника и технологии обеспечения АБ и ТБ» - 5 докладов, модератор секции Попов О.Л.


Надо заметить, что перед началом заседания всем участникам был предложен весьма обстоятельный документ - проект решения, который содержит подробную  аналитическую справку относительно состояния отрасли АБ и ТБ и обширную постановляющую (резолютивную) часть с большим набором конкретных рекомендаций и предложений (текст проекта Решения >). Подготовку данного решения, как и заседания в целом традиционно  (вот уже на протяжении 15 лет!) организовывал координатор Комитета по АБ, заместитель генерального директора Ассоциации «Аэропорт» ГА Звонков Е.И., которому было высказано большое количество слов благодарности.   


Заседание началось с минуты молчания в память о погибших 224 пассажирах с экипажем на борту  российского пассажирского самолета А-321  над Синайским полуостровом.

Тон заседанию задал ведущий Александр Невзоров, который сразу же обозначил круг серьезных проблем в сфере АБ и ТБ и адресовал их  Минтрансу России и Росавиации.

Основная из них - наличие двух параллельно существующих и одинаковых по своей сути систем обеспечения АБ и ТБ и плохая «увязка» (недостаточная имплементация) требований российского законодательства в указанных сферах с Приложением №17 по безопасности Конвенции ICAO.

Поблагодарив всех собравшихся за участие председательствующий Александр Алексеевич Невзоров высказал удовлетворение участием в заседании представителя госрегулятора - Минтранса России. 

Затем с приветственным словом к участникам и с кратким анализом итогов деятельности в сфере АБ и ТБ в 2015 году и задачами на 2016 год выступила представитель Минтранса России Холина И.А., которая также заверила всех в том, что высказанные замечания и предложения в обязательном порядке будут проанализированы и доведены до сведения руководства с целью последующей их реализации.

В процессе всего заседания Ирина Александровна фиксировала высказываемые пожелания и предложения, принимала непосредственное участие в дискуссиях, которые иногда носили весьма жаркий и полемический характер. Это  вселяет оптимизм, что предложения профессионального сообщества по  совершенствованию деятельности в сфере АБ будут услышаны и востребованы.


С серьезными и весьма проработанными докладами выступили начальник юридического отдела АО «АэроМАШ-Авиационная Безопасность» Кажуро А.Н. и советник генерального директора этого же АО Любезный Л.П.

Александр Николаевич раскрыл тему аккредитации подразделений транспортной безопасности и требований ФАП, а также осветил проблемные вопросы и высказал ряд предложений.

Леонид Павлович в своем докладе сделал весьма подробный сравнительный анализ требований российского законодательства в области АБ и ТБ и Приложения №17 Конвенции по безопасности ICAO, рассмотрел вопросы имплементации международных стандартов в национальное законодательство.

Об опыте обеспечения АБ в период подготовки и проведения саммитов ШОС и БРИКС рассказал заместитель генерального директора по АБ и организации АСР АО «Международный аэропорт «Уфа» Хаматшин Р.А. Данный опыт весьма актуален для аэропортов 11-ти субъектов РФ, которые будут принимать участников и гостей ЧМ-2018. 

 

Весьма креативный и зрелищный доклад в виде прекрасно срежессированного и озвученного видеоролика, который вызвал аплодисменты, представил Анчугин А.Г. - заместитель генерального директора ОАО «Международный аэропорт Иркутск».

Тема доклада - Результаты «выполнения» ФЦП по строительству ограждения в аэропорту «Иркутск».

В своем оригинальном докладе Александр Георгиевич очень тонко показал реальное положение, сложившееся в результате недобросовестности подрядчиков СМР, осуществляющих создание периметрального ограждения и системы охраны. 

Кстати, доклад в очередной раз заставил задуматься всех присутствующих относительно того, кто же все-таки должен осуществлять контроль за деятельностью подрядчиков, осваивающих бюджетные средства: ФГУП «АГА (А)» или оператор аэропорта? Вокруг этого развернулась настоящая дискуссия. 


Дело в том, что Средне-Поволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) провело проверку в отношении объекта капитального строительства «Реконструкция и модернизация международного аэропорта «Курумоч», г. Самара». 

При проведении проверки было установлено, что при реконструкции вышеуказанного объекта капитального строительства застройщик - федеральное государственное унитарное предприятие «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)», выполняя функции лица, осуществляющего строительство, не выполняет их в полном объеме.

В результате проверки федеральному государственному унитарному предприятию «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» выдано предписание об устранении указанного нарушения.

Федеральное государственное унитарное предприятие «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» обратилось в Арбитражный суд Самарской области с целью обжалования вышеуказанного предписания Ростехнадзора, оспаривая тот факт, что они являются лицом, осуществляющим строительство. Более подробно об этом здесь  >

Об окончательных итогах разбирательства мы намерены проинформировать наших читателей в итоговом выпуске за 2015 года журнала «Транспортная безопасность и технологии».

Представленный Груздем С.И. доклад и презентация на тему безопасности аэродромов совместного базирования получили высокую оценку у председательствующего на заседании. Дело в том, что впервые данный вопрос был всесторонне изучен и проанализирован с точки зрения воздушного законодательства и разграничения полномочий и ответственности субъектов ГА и государственной авиации (Минобороны России, ФСБ России, МВД России, МЧС России) в сфере АБ и ТБ.

Получается, что с одной стороны законодательством предусмотрена единая система обеспечения АБ, таких аэропортов (аэродромов) на основе  договорных отношений, что подразумевает и компенсацию указанными структурами затрат оператора аэропорта на САБ и ПАСОП. Но на практике все складывается иначе: справка об этом здесь >


О перспективах внедрения и развития в России ISAGO- IATA Safety Audit for Ground Operations (стандарты и рекомендуемая практику для организаций, осуществляющих наземное обслуживание) рассказал Муравьев Д.А.- Генеральный директор ООО «КвалиТЭБ».

Владимир Федорович Тихонов -  начальник отдела АБ ФГУП ГосНИИ ГА весьма убедительно и доходчиво уже в который раз доказал необходимость проведения добровольной сертификации технических средств обеспечения АБ, привел массу примеров тяжелых последствий отсутствия такой процедуры, так как обязательная сертификация средств обеспечения ТБ до настоящего времени в России не внедрена (хотя ФЗ-16 «О транспортной безопасности» предусматривает такую процедуру). 


В рамках Секции №2 доклады представили Кан Н.К - директор Учебного центра по АБ и ТБ АО «АэроМАШ- Авиационная Безопасность» («Подготовка инспекторов- операторов технических средств досмотра при осуществлении допуска на объекты массовых мероприятий») и Антонова И.В. - начальник отдела по организации обучения НОУ ДПО НУЦ «АБИНТЕХ» («Опыт проведения электронного обучения по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации транспортной (авиационной) безопасности»).

Несмотря на серьезные достижения и результаты указанных образовательных учреждений, в сфере подготовки еще имеют место серьезные проблемы. Достаточно сказать, что деятельность по обеспечению ТБ не нашла отражения в классификаторе ОКВЭД. В справочниках ЕКС и ЕКТС отсутствуют должности персонала и должностных лиц САБ и подразделений ТБ. Не разработаны еще государственные образовательные стандарты и профессиональные стандарты для данных категорий работников.   

Завершили мероприятия доклады и презентации руководителей и представителей компаний, предлагающих решения, системы, оборудование и услуги в области обеспечения АБ и ТБ. Надо заметить, что все представленные в рамках Секции №3 доклады в меньшей степени напоминали саморекламу. Они, в основном были направлены на обсуждение наиболее эффективных решений, систем и оборудования обеспечения АБ и ТБ.

Крылов В.М. (Президент корпорации «Пентакон») в очередной раз довел до сведения собравшихся анализ состояния практики и недостатков в оснащении аэропортов системами охраны периметра, указал на возможные риски и последствия (скачать презентацию >).

Кроме того, докладчиком были высказаны конкретные замечания и предложения относительно конкурсных торгов, ТЗ, проектных решений, даны рекомендации практическим работникам. Была также отмечена странная особенность, при которой конкурсные торги на создание систем охраны периметра выигрывают мало публичные компании, которые не участвуют в подобных заседаниях и в конференциях, не публикуются в отраслевых СМИ, никак публично о себе не заявляют и т. д.? Выступление Виктора Михайловича не просто привлекло внимание актуальностью и остротой обозначенных вопросов, но и вызвало одобрение и поддержку. 

Выступление Гурьянова А.В. - менеджера отдела «Системы безопасности» ОАО «ПЕРГАМ-ИНЖИНИРИНГ» относительно тепловизоров на периметрах вызвало бурную реакцию присутствовавшего на заседании Заместителя генерального директора по АБ АО «МА Симферополь» Торбача Н.Н., который раскритиковал установленные в аэропорту тепловизоры этой компании и высказал ряд претензий в адрес поставщика, который плохо реагирует на регулярные сбои в работе.

Надо заметить, что в МА «Симферополь» развернута полномасштабная работа по расширению и реконструкции аэропорта. Пассажиропоток в последние два года вырос в разы! Из федерального бюджета выделено около 1 млрд рублей на эти цели. ФГУП «Аэропроект» осуществляются проектные работы, о которых мы постараемся рассказать в очередном выпуске журнала.  

Весьма порадовало собравшихся выступление директора по развитию бизнеса в России и СНГ «Аксис Коммуникейшнс» Гучия Станислава, который не просто представил лучшие образцы оборудования, но и рассказал о том, что в своей работе компания приняла решения основной упор делать на уникальные решения по безопасности, которые бы максимально учитывали и соответствовали специфическим особенностям и требованиям. Данный факт и новая стратегия компании не остались незамеченными.

Харламов П.А.  - руководитель направления компании Automatic Sistems (Бельгия) представил целую линейку систем и оборудования оптимизации СКУД пассажиропотоков и персонала в аэропортах и на прилегающей к ним территории. Надо заметить, что его доклад показал многообразие оборудования не только для аэропортов,  но и для метрополитенов, Ж/Д транспорта, ТПУ и других объектов. И редакция журнала «Транспортная безопасность и технологии» надеется рассказать о нем в ближайших выпусках.

Генеральный директор НПО «Интермолекулярные системы безопасности» Пономарев А.А. не просто рассказал, но еще  и продемонстрировал инновационные средства обнаружения взрывчатых веществ для гражданской авиации. Руководитель АО «АэроМАШ- Авиационная безопасность» Невзоров А.А. согласился взять представленный образец на опытную эксплуатацию, и редакция журнала надеется получить и опубликовать итоги.

Весьма профессиональный подход и серьезную осведомленность продемонстрировал Илькухин Н.Ю. - инженер ООО «РатэкЛаб», рассказывая о повышении надежности обнаружения ВВ в процедурах обеспечения АБ на основе применения инновационной технологии досмотра. Данная технология получила все необходимые одобрения со стороны компетентных органов и может быть применена на ОТИ. Редакция постарается довести до сведения своих читателей более подробную информацию об этой технологии.

Заседание Комитетов по АБ завершилось коллективным фотографированием на память и товарищеским ужином, в рамках которого было сказано очень много теплых слов в адрес Ассоциации, ее руководства в лице Звонкова Е.И., председателя Комитета по АБ Невзорова А.А.


Ближайшее мероприятие Ассоциации - 48-я Московская международная конференция «Эффективное управление наземным обслуживанием в аэропортах» и юбилейные мероприятия 17-18 декабря 2015 года. Следите за нашими публикациями!

Полный фоторепортаж с мероприятия >


Бесплатно подпишитесь, легко и оперативно получайте самые свежие новости в один клик >     

Редакция журнала
«Транспортная безопасность и технологии»

 

Поделиться: