Подразделение транспортной безопасности «Арктика»
Задайте свой вопрос представителям УТБ Ространснадзора. Ответы в прямом эфире 28.10.2021

Безопасность ТС и ОТИ водного транспорта: новые требования

11 ноября 2020 года прошел организованный АНО «Индустрия безопасности» экспертный круглый стол, посвященный обсуждению новых требований по обеспечению транспортной безопасности транспортных средств (ПП РФ от 8 октября 2020 г. № 1637) , категорированных (ПП РФ от 8 октября 2020 г. № 1638) и не подлежащих категорированию (ПП РФ от 10 октября 2020 г. № 1651) объектов транспортной инфраструктуры морского и внутреннего водного транспорта.

Представители Росморречфлота, Ространснадзора, перевозчиков, объектов транспортной инфраструктуры, рыболовецких предприятий обсудили недавно принятые постановления и те изменения в практической работе отрасли, которые они вызовут.

Заместитель начальника Управления транспортной безопасности Росморречфлота Валерий Капралов рассказал о подготовке паспортов обеспечения транспортной безопасности (ОТБ), планов ОТБ для судов, выполняющих международные перевозки и о процедурах ОТБ на участках внутренних водных путей и в акваториях морских портов. Говоря о паспортах ОТБ, Валерий Капралов отметил, что новые НПА меняют баланс полномочий: они сокращены для уполномоченного органа — Росморречфлота — и расширены для субъектов транспортной инфраструктуры (СТИ). По его словам, ответственность за подготовку и утверждение паспортов ОТБ лежит на СТИ, агентство же собирает сведения, получаемые от участников рынка и вносит их в единую государственную информационную систему обеспечения транспортной безопасности (ЕГИС ОТБ) для дальнейшего использования ее контрольно-надзорным органом (Ространснадзором).

Валерий Капралов отметил, что за ОТБ акваторий портов и участков внутренних водных путей отвечают соответственно капитаны портов во взаимодействии с территориальными управлениями Росморпорта и администрации бассейнов внутренних водных путей. Причем для портовых акваторий необходима разработка планов ОТБ, хотя они и являются объектами, не подлежащими категорированию. В отношении ТС, выполняющих международные рейсы, также должны разрабатываться планы ОТБ на основе результатов проведенной оценки уязвимости.

Замначальника Управления транспортной безопасности Росморречфлота ответил на вопрос участников о необходимости проведения повторной оценки уязвимости. Также он сообщил, что агентство в сотрудничестве с аккредитованными организациями в области транспортной безопасности готовит рекомендации по подготовке акта обследования и заполнению типовых паспортов ОТБ, которые будут опубликованы на сайте Росморречфлота в разделе «Транспортная безопасность».

Алексей Аладьин, начальник отдела транспортной безопасности компании «ВодоходЪ», обратил внимание участников дискуссии на неясные моменты в  приказе Минтранса РФ №377 , который изменяет порядок ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Он упомянул вводимую для СТИ возможность подготовки планов ОТБ на группу однотипных объектов, например, судов одного класса и выразил мнение, что, поскольку планы ОТБ необходимо менять при любом изменении в параметрах плана, например, при смене ответственного лица, такой «групповой план» создаст для СТИ больше проблем, чем преимуществ. Также Алексей Аладьин высказался по поводу требования о создании пункта управления транспортной безопасностью, в функции которого входит, в том числе, оперативное реагирование и информирование компетентных органов о поступающих с ТС сигналов. Применительно к практике «Водохода» — крупной компании, организующей круизы и владеющей 26 круизными лайнерами — это означает, что будет необходимо в рамках компании создать круглосуточно действующее подразделение, которое будет выполнять функции ситуационного центра.

Начальник отдела транспортной безопасности компании «ВодоходЪ» подчеркнул, что изменение критериев ОТБ ведет к необходимости переоснащения или дополнительного оснащения судов техническими средствами обеспечения транспортной безопасности (ТС ОТБ). Он привел пример с изменением критерия количества людей, находящихся в помещении, для того, чтобы оно рассматривалось как место массового пребывания, которое необходимо оснащать видеонаблюдением. Раньше этот критерий составлял 50 человек, и суда оборудовались исходя из этой нормы. Сейчас критерий снижен до 10 человек, что вызывает необходимость на каждом круизном лайнере установить порядка 10 дополнительных видеокамер, обеспечивающих мониторинг мест с массовым пребыванием. Также Алексей Аладьин отметил возможные технические проблемы при оснащении судов техническими средствами ОТБ. Например,  установку  СКУД вряд ли удастся согласовать с органами технического надзора.

Заместитель начальника отдела внутреннего аудита ПАО «Совкомфлот» Андрей Иванов согласился с позицией о затратности нововведений по оснащению техсредствами, включая средства досмотра, и отметил, что деятельность «Совкомфлота» связана в том числе с перевозкой горючих и взрывоопасных углеводородов, что вызывает необходимость использовать ТС ОТБ во взрывозащищенном и пожаробезопасном исполнении, а это более дорогое оборудование, чем используемое на пассажирских судах.

Советник руководителя Ространснадзора Владимир Черток прокомментировал ряд пунктов новых постановлений, на которые СТИ должны обратить особое внимание. По его словам, в деятельности федеральных агентств по видам транспорта и Ространснадзора происходит усиление роли электронного документооборота и дистанционных механизмов контроля. Для СТИ это означает, что переданные в агентство сведения паспортов ОТБ и другая информация будут вноситься в ЕГИС ОТБ и использоваться надзорными органами при проведении проверок. Упрощенные, неполные или некорректные данные паспортов могут стать причиной санкций со стороны Ространснадзора. Владимир Черток также затронул тему ТСОТБ и изменение требований к ним, обратив внимание на то, что техсредства должны обеспечивать не только фиксацию, но и хранение информации на протяжении установленного законодательством срока.

Минтранс, как отметил советник главы Ространснадзора, намерен анализировать правоприменительную практику, обобщать ее и в установленные постановлениями сроки доложить Правительству РФ результаты мониторинга, с тем, чтобы иметь возможность скорректировать принятые положения, вызывающие неоднозначную реакцию, и улучшать правовую среду в сфере ОТБ.

«Цель надзорного органа — обеспечение безопасности на транспорте, а не наказание нарушителей», — сказал Владимир Черток.

Специалист по транспортной безопасности АО «Рыболовецкий колхоз «Восток-1» Владимир Хомик вынес на обсуждение вопрос о месте проведения досмотра, который СТИ в соответствии с требованиями закона, должны проводить на борту судна. Он выразил мнение, что для выполнения некоторых процедур, например, обнаружения запрещенных к перевозке веществ, взрывчатки, ядов, токсинов, биологических агентов — это требование невыполнимо: на открытом воздухе, при сильном ветре, в дождь газоанализаторы и обнаружители могут сработать некорректно. Такую процедуру лучше проводить в закрытом помещении. Это можно организовать в порту, тем более, что при проходе в порт досмотровые процедуры также являются обязательными, а на борту судна они лишь дублируются. Снятие с СТИ требования на проведение еще одного досмотра, на борту судна, позволило бы, по мнению Владимира Хомика, существенно облегчить работу.

С детальным анализом спорных положений ПП №№ 1637, 1638 и 1651 выступил заместитель директора по режиму и транспортной безопасности АО «Пассажирский Порт Санкт-Петербург «Морской фасад» Александр Олейник. В своем выступлении он указал на неоднозначность трактовок и расплывчатость формулировок  положений закона. Например, ОТИ обязан создать или привлечь надлежащим образом оснащенное  техническими средствами ПТБ для обеспечения безопасности на объекте. ОТИ, в соответствии с требованиями закона, несет ответственность за неисполнение или некачественное исполнение требований по ОТБ на объекте. Если выяснится, что техническая оснащенность привлеченного ПТБ не отвечает действующим требованиям, ответственность будет нести ОТИ. По мнению Александра Олейника, такая асимметрия должна быть устранена. Он также высказал целый ряд предложений по совершенствованию и гармонизации законодательства и выразил надежду, что позиция профессионального сообщества будет более полно учитываться при подготовке изменений в законах.

В завершение дискуссии выступил заместитель начальника Управления транспортной безопасности Ространснадзора Александр Хуртин. Он ответил на ряд вопросов, возникших у аудитории в ходе обсуждения. Так, он ответил на неоднократно задаваемый вопрос о возможности введения моратория на подготовкук паспортов ОТБ. По его словам, Ространснадзор не имеет полномочий на введение моратория. Действующее законодательство требует подготовить паспорта ОТБ в течение месяца, и это требование необходимо выполнять. Ространснадзор, как отметил Александр Хуртин, рекомендует ОТИ и СТИ ответственно подойти к их подготовке.

Дополнительная оценка уязвимости, по словам докладчика, должна проводиться в двух случаях: при изменении технологического процесса и при изменении требований законодательства. Соответственно, появление новых требований вызывает необходимость проведения дополнительной оценки. Еще одним вопросом, который затронул замглавы Управления транспортной безопасности Ространснадзора, стало расширение круга контролируемых лиц. Кроме СТИ, перевозчиков и застройщиков, Ространснадзор будет контролировать ПТБ, учебные центры и аттестующие организации.

Участники дискуссии сошлись во мнении о том, что законодательство не идеально, но возможности для его корректировки и улучшения существуют.

Поделиться:

новости по теме