Подразделение транспортной безопасности «Арктика»

Экспертный круглый стол «Госзакупки в сфере ОТБ: контрактная система и другие актуальные вопросы»

10 декабря 2020 года состоялся экспертный круглый стол в онлайн-формате «Госзакупки в сфере ОТБ: контрактная система и другие актуальные вопросы», организатором которого выступила АНО «Индустрия безопасности». Партнер мероприятия – Группа ФТК.

Специалист контрактной службы Союза подразделений транспортной безопасности Ольга Байбус подняла актуальную для ПТБ проблему – отсутствие пункта «Защита объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства» в КТРУ (каталоге товаров, работ и услуг) в ЕИС. Соответственно, отсутствуют и обязательные требования к этому виду работ. Заказчики пользуются схожими пунктами Каталога, что приводит к участию в закупке непрофильных организаций , например, частных охранных структур. Кроме того, отсутствие четких обязательных требований провоцирует подачу многочисленных жалоб в ФАС. Докладчик предложил, учитывая важность защиты ОТИ и ТС от АНВ, включить необходимые пункты, связанные с обеспечением транспортной безопасности, в КТРУ.

С острым докладом выступил президент Группы ФТК Иван Поминов, отметивший что самым негативным для компании фактором в этом году стала не пандемия коронавируса и связанные с ней проблемы, а непредсказуемое поведение представителей ФАС при проведении проверок по поступившим жалобам. Жалобы эти нередко подают компании, которые не участвуют и не планируют участвовать в закупочной процедуре или организации, не имеющие необходимых компетенций для выполнения заявленных работ. Появились жалобщики-вымогатели, предлагающие отозвать претензию за определенную сумму. Группа ФТК за последний год трижды получала такие «предложения». А ситуация, когда жалобы от трех разных компаний подает одно лицо, действующее по доверенности, очень похожа на сговор.

Федеральная антимонопольная служба обязана реагировать на жалобы. Но ее реакция вызывает, порой, удивление: региональный орган ФАС принимает одно решение, федеральный – другое, после чего региональный меняет свое первоначальное мнение. Такая неразбериха надолго задерживает заключение контрактов.

Отмена аукциона, когда заказчиком является субъект транспортной инфраструктуры, может сорвать работы по защите ОТИ: отменить решение ФАС можно лишь через суд, но судебные процедуры длятся многие месяцы.

«Есть важная государственная задача – обеспечение транспортной безопасности. Есть другая важная задача – контроль за госзакупками. Почему их нельзя решать без ущерба для одного из видов деятельности? Считаю, нужно провести межведомственное совещание между Минтрансом, ФСБ, Федеральной антимонопольной службой, чтобы выработать единую позицию, единый подход», – сказал Иван Поминов.

По мнению эксперта, закупки в сфере ОТБ должны проводиться только в конкурсном режиме, с обязательным предквалификационным отбором участников.  Необходимо четко прописать критерии оценки заявок участников. Важно сократить сроки рассмотрения судебных дел по оспариванию решений ФАС и приостанавливать исполнение предписания ФАС на время судебного разбирательства.

Также докладчик поднял вопрос о несоизмеримом уровне ответственности сотрудников СТИ и ФАС. За неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности сотрудники транспортных организаций несут строгую ответственность, плоть до уголовной. А какую ответственность понесут сотрудники антимонопольного ведомства, если их решение, сорвавшее проведение работ по ОТБ, будет признано ошибочным?

Начальник отдела правового обеспечения и размещения государственных заказов ФКУ Упрдор «Прибайкалье» Денис Колягин поднял проблему использования Постановления Правительства № 783 недобросовестными подрядчиками. Этот документ обязывает заказчика, в некоторых случаях, списывать неустойки, начисленные подрядчику. Анализ судебной практики показывает, что в большинстве случаев суды принимают сторону подрядчика. Докладчик высказал опасение, что этой лазейкой могут воспользоваться недобросовестные компании и высказал мнение, что указанное постановление нуждается в доработке.

Проблемами, возникающими при участии в госзакупках, поделился с аудиторией Сергей Бондаревич. Его компания также неоднократно сталкивалась с необоснованными жалобами в ФАС, единственной целью которых является срыв закупки, и внимательно изучает опыт судебных решений по аналогичным эпизодам. Докладчик высказал мнение, что к рассмотрению должны приниматься только жалобы от компаний, обладающих определенными компетенциями в отрасли: опытом работы, материально технической базой, соответствующей аккредитацией. Также было отмечено, что предквалификационный отбор участников не позволит участвовать в конкурсе недостаточно подготовленным и квалифицированным компаниям.

Сергей Бондаревич поднял также тему раскрытия информации, содержащейся в плане обеспечения транспортной безопасности, который является документом ДСП (для служебного пользования). При этом ФАС в принципе не признает такого грифа ограничения доступа. Есть отдельные примеры, когда СТИ обязывали выкладывать план ОТБ объекта в открытый доступ. Причем единого мнения у различных подразделений антимонопольной службы по этому вопросу нет. 
Докладчик посетовал на невозможность получить разъяснения в ФАС по проблемным вопросам и поддержал ранее выступивших коллег в вопросе необходимости конструктивного диалога всех заинтересованных ведомств.

В дополнение Ольга Байбус привела пример деятельности компании – профессионального жалобщика и вымогателя. И отметила отсутствие единого подхода различных подразделений ФАС к жалобам таких организаций. 

Поделиться:

новости по теме