Подразделение транспортной безопасности «Арктика»

Экспертный круглый стол «Объекты дорожного хозяйства: новые требования по ОТБ»

Дорожная отрасль дождалась выхода Постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2020 № 2201 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства» (ПП РФ 2201) и Постановления Правительства РФ от 10 декабря 2020 г. № 2070 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, не подлежащих категорированию» (ПП РФ2070) только под конец прошлого года. Изучив подробно документы, представители отрасли собрались обсудить вопросы реализации новых требований по обеспечению транспортной безопасности (ОТБ) объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) дорожного хозяйства в рамках экспертного круглого стола, прошедшего 11 марта 2021 года в дистанционном формате.

Представители управлений автомобильных дорог отметили ключевые моменты, которые удалось решить с выходом новых требований, а также то, что необходимо доработать.

Как реализовать?

Начальник отдела транспортной безопасности ФКУ «Упрдор Москва – Волгоград» Олег Калугин в первую очередь высказал пожелание, чтобы при разработке будущих нормативно правовых актов предусматривалось время на вступление документов в силу. Такой подход исключит проблемы, возникающие у субъектов транспортной инфраструктуры (СТИ) при реализации положений нормативных документов.

Так, с реализацией положений ПП РФ 2070 проблем нет, так как оно вступает в силу через 6 месяцев. Это достаточный срок для СТИ, чтобы подготовится к исполнению его требований. Есть возможность заранее без спешки разработать проекты необходимых документов (актов обследования, организационно-распорядительной документации, паспортов ОТБ).

В свою очередь ПП РФ 2201 вызывает немало вопросов, по многим из которых направлены соответствующие письма в Минтранс России, но ответов пока нет.

По мнению выступающего, в отношении уже эксплуатируемых ОТИ нет необходимости перестраиваться под новые требования, так как по всем действующим объектам были разработаны и частично реализованы (в соответствии с финансированием) планы ОТБ, согласно требованиям, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.09.2016 № 924 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий)…» (ПП РФ 924). Для новых объектов – новые требования.

Спикер выделил также проблему срока привлечения на ОТИ подразделения транспортной безопасности (ПТБ). Когда СТИ должен привлекать ПТБ: до реализации плана ОТБ или сначала должен быть утвержден план и потом в процессе его реализации привлекается ПТБ? Мнение проверяющих органов и федерального агентства по этому вопросу расходятся.

В целях оптимизации затрат в условиях ограниченного финансирования СТИ считают, что в течении 5 месяцев после утверждения плана ОТБ должно привлекаться ПТБ со своим имуществом и оборудованием, в том числе помещением для размещения своего подразделения, что указывается в конкурсной документации. Когда план ОТБ будет реализован (в течении 2 лет), то СТИ предоставит ПТБ оборудованное помещение.

Александр Хуртин, заместитель начальника Управления транспортной безопасности Ространснадзора по данному вопросу заметил, что как только план ОТБ утвержден наступает ответственность за привлечение ПТБ. В этой ситуации у СТИ возникают проблемы, так как после утверждения плана ОТБ ПТБ сразу не появится. Но надзорные органы не имеют права требовать от СТИ привлекать ПТБ ранее утверждения плана ОТБ.

Алексей Окшин, начальник отдела транспортной безопасности ФКУ «Упрдор Москва-Харьков» подтвердил, что существует много вопросов по реализации новых нормативных правовых актов.

Например, ПП РФ 2201 предписывает организовать помещения для размещения сотрудников ПТБ только на ОТИ 1 и 2 категории. На ОТИ 3 категории такие помещения организуются «при необходимости». Кто определяет эту необходимость? Как сейчас проектировать ОТИ 3 категории с такими помещениями или без них?

Также есть вопрос по организационно-распорядительным документам (ОРД). В ПП РФ 2070 установлено, что СТИ должны разработать и утвердить ОРД. Какие именно документы должны быть и в каком количестве не указано. Спикер обратил внимание, что в такой ситуации будут возникать разночтения – СТИ трактуют требования по-своему, проверяющие органы по-своему.

Отвечая на вопросы выступающего Александр Хуртин отметил, что Ространснадзор будет проверять паспорта ОТБ. В приложении к паспорту ОТБ есть перечень ОРД, которые СТИ должен подготовить. Наличие этих обязательных документов, помимо самой формы паспорта, и будет проверять Ространснадзор.

При отсутствии конкретных указаний в нормативных документах, СТИ самостоятельно решает какая ОРД должна быть разработана, но необходимо учесть все элементы паспорта ОТБ, так как они закреплены в нормативном акте.

Что касается организации помещения для размещения сотрудников ПТБ на ОТИ 3 категории, позиция надзорных органов однозначна – если в плане ОТБ указана необходимость организации такого помещения, значит оно должно быть. Проверять будут в соответствии с планом ОТБ ОТИ.

На этапе проектирования

Не меньше вопросов у представителей отрасли вызывает реализация требований ОТБ ОТИ дорожного хозяйства на этапе проектирования и строительства. Например, в ПП РФ 2201 нет понятия «инженерные сооружения» (в ПП РФ 924 это понятие было). Поэтому теперь представители Главгосэкспертизы России все заборы и ограждения исключают из проектной документации, оставляя только систему видеонаблюдения.

Олег Калугин высказал мнение, что ошибочно брать во внимание только дополнительные требования для определенной категории ОТИ. Есть основные требования, в которых установлена обязанность СТИ предотвратить и не допустить совершения актов незаконного вмешательства (АНВ). Выполнить основные требования СТИ должны с использованием технических средств обеспечения транспортной безопасности (ТСОТБ).

Например, для ОТИ 1 категории необходимо заложить в проекте, помимо видеонаблюдения, технические средства контроля и управления доступом, охраны, а также инженерные сооружения, в соответствии с требованием об интеграции ТСОТБ с имеющимися инженерными сооружениями и их конструктивными особенностями и интеграции всех ТСОТБ.

По строящимся объектам дорожного хозяйства, по мнению спикера, самой большой проблемой является отсутствие взаимосвязи требований ПП РФ 2201 и Постановления Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 2418 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры по видам транспорта на этапе их проектирования и строительства».

Тему реализации требований ОТБ ОТИ дорожного хозяйства на этапе проектирования и строительства в своем выступлении затронул и Илья Шишков, главный инженер проекта Группы ФТК. Так как Группа ФТК оказывает полный цикл услуг по ОТБ, включая проектно-изыскательские работы, строительно-монтажные работы, проведение оценки уязвимости ОТИ, разработку планов ОТБ, выступающий рассмотрел текущие изменения в нормативных правовых актах в сфере ОТБ ОТИ дорожного хозяйства и их влияние на проектирование систем обеспечения транспортной безопасности.

Анализ требований ПП РФ 2201 показал, что изменения коснулись в основном организационно-распорядительной документации и штатных мероприятий. Требования к оснащенности ОТИ ТСОТБ существенных изменений не претерпели, за исключением отдельных изменений и уточнений. Так, ПП РФ 2201 предусматривает выделение и оборудование в соответствии с планом ОТБ ОТИ помещения для размещения работников ПТБ только на объектах 1 и 2 категории, а для объектов 3 категории при необходимости. Ранее это требование было обязательным для 1, 2 и 3 категории.

Появилось требование, в соответствии с которым необходимо выделять помещение для временного хранения добровольно сданных, обнаруженных и изъятых в ходе досмотра предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения. Также в соответствии с ПП РФ 2201 допускается создание единственного или единого пункта управления обеспечением транспортной безопасности для нескольких ОТИ, принадлежащих одному СТИ и расположенных на одном участке дороги.

Отдельно прописано требование к интеграции ТСОТБ для ОТИ 1 и 2 категории.
Требование о необходимости применения биометрических систем на КПП и критических элементах оставлено только для ОТИ 1 категории. Ранее это требование действовало для ОТИ 1 и 2 категории. 
По мнению спикера, указанные изменения, вероятно, повлекут за собой работу по проведению дополнительной оценки уязвимости и внесение изменений в планы ОТБ ОТИ дорожного хозяйства. Однако эти изменения вряд ли вызовут пересмотр проектных решений в части оборудования ОТИ дорожного хозяйства ТСОТБ.

Введение Приказа Минтранса России от 07.09.2020 № 358 и Приказа Минтранса России от 28.08.2020 № 331 могут привести к пересмотру проектных решений в отношении оборудования действующих ОТИ ТСОТБ (видеонаблюдение, видеоаналитика, системы хранения данных, биометрические системы).

Решения для оптимизации затрат

Одной из основных проблем в ходе реализации требований ОТБ ОТИ дорожного хозяйства остается вопрос изыскания денежных средств и оптимизации затрат. Как вариант решения производители предлагают использовать многофункциональные ТСОТБ, совмещающие в себе сразу несколько функций.

Представитель компании Dahua Демид Кирхан рассказал о решениях компании по объединению различных систем и функционала ТСОТБ. Он заметил, что технический прогресс не стоит на месте, системы растут. Многие функции, которые ранее выполняли разные технические устройства, сегодня объединяются в одном устройстве. Это касается и систем досмотра, и систем видеонаблюдения, в том числе интеллектуальных транспортных систем. Сегодня прослеживается тренд на сбор информации с объектов транспортной инфраструктуры и особенно с объектов дорожного хозяйства.

Ввиду большой протяженности дорожной инфраструктуры нашей страны трудно собрать информацию о том, что происходит на каждом из участков дорожной сети. Видеонаблюдение на ОТИ дорожного хозяйства одна из основных систем ОТБ линейных объектов, которая помогает собрать необходимую информацию по всей протяженности объекта.

Помимо всем привычных комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД, в крупных городах тестируются системы, позволяющие собрать больше информации о ситуации на дорогах, в том числе о новых видах правонарушений (пристегнут ли водитель за рулем), и эффективно использовать дороги (система управления светофорами и т.д.). Все эти функции можно объединить в одной единственной системе анализа видеоданных. Благодаря подобным системам происходит поиск правонарушителей, транспортных средств в угоне, управление дорожной ситуацией и др.

Отказаться от применения таких систем в современном мире нельзя, но часто СТИ располагают небольшими бюджетами. У компании Dahua есть системные решения, позволяющие обеспечить максимальную функциональность при использовании имеющейся инфраструктуры и систем ОТИ для выполнения различных функций. При объединении такого большого массива данных важно правильно отфильтровать и найти необходимую информацию. Система Dahua дает такую возможность. 

У компании есть возможности, средства и силы для того, чтобы не только помогать обеспечивать безопасность на ОТИ дорожного хозяйства, но и стремиться к тому, чтобы все мероприятия не выходили за рамки выделяемых бюджетов.

Поделиться:

новости по теме