X Всероссийская Конференция «Транспортная безопасность и технологии противодействия терроризму»

Экспертный круглый стол «ОТБ на этапе проектирования и строительства: новые требования»

Темой первого в этом году круглого стола, прошедшего 4 марта в дистанционном формате, стала проблематика реализации постановления Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 2418 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры по видам транспорта на этапе их проектирования и строительства» (ПП РФ 2418).

Так как опыта реализации новых требований практически нет, а вопросов по их исполнению много, мероприятие прошло в непривычном формате «вопрос-ответ». Эксперты Главгосэкспертизы России дали свои разъяснения по применению новых требований при проведении экспертизы проектной документации.

На многочисленные вопросы участников круглого стола отвечали:
Алексей Гатилов, начальник Управления инженерного обеспечения Главгосэкспертизы России,
Татьяна Лапина, начальник отдела информатизации, связи и инженерно-технических мероприятий антитеррористической защищенности Управления инженерного обеспечения Главгосэкспертизы России,
Михаил Карпов, заместитель начальника отдела информатизации, связи и инженерно-технических мероприятий антитеррористической защищенности Управления инженерного обеспечения Главгосэкспертизы России,
Павел Перминов, главный специалист отдела информатизации, связи и инженерно-технических мероприятий антитеррористической защищенности Управления инженерного обеспечения Главгосэкспертизы России.

Эксперты отметили, что на данный момент решен вопрос по предварительному категорированию ОТИ, 01.02.2021 в Минюсте России зарегистрирован Приказ Минтранса России от 07.09.2020 г. № 358 «О Порядке установления критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры». Теперь сведения о предварительной категории предоставляются в установленном порядке.

Также спикеры обратили внимание участников на то, что новые требования приняты не только в отношении объектов транспортной инфраструктуры, подлежащих категорированию, но и объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию. И перед подготовкой проектной документации следует детально изучить требования, вступившие в силу. Отдельно отметили Приказ Минтранса России от 28.08.2020 №331 «Об определении объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию по видам транспорта», содержащий существенные изменения, которые необходимо также учитывать при подготовке ПД.

Основные вопросы, возникающие при проектировании объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ), на данный момент: Каким образом учитывать новые требования при разработке проектной документации? Необходимо ли корректировать документацию, которая уже разработана в соответствии с ранее действовавшими требованиями?

В соответствии с ч. 5.2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ (ГК РФ) оценка проектной документации при проведении первичной экспертизы осуществляется на соответствие требованиям технических регламентов, действовавшим на дату выдачи градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ), в отношении линейных объектов – на дату утверждения проекта планировки территории, при условии, что с даты выдачи ГПЗУ и с даты утверждения проекта планировки территории прошло не более полутора лет. В случае если с указанного периода времени прошло более полутора лет, то оценка проектной документации по данным объектам осуществляется на соответствие требованиям, действующим на дату поступления проектной документации на экспертизу (дата заявления на экспертизу). Документация, содержащая решения по обеспечению транспортной безопасности (ОТБ), будет оцениваться на соответствие требованиям нормативных документов, действовавших на дату оценки проектной документации.

Кроме того, необходимо учитывать постановление Правительства РФ от 03.04.2020 №440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году», установившему, что на один год продлевается срок применения проекта планировки территории (далее – ППТ), градостроительного плана земельного участка (далее – ГПЗУ) для целей, предусмотренных частью 5.2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК) в случае, если указанный срок истекает после дня вступления в силу Постановления № 440 до 1 января 2021 г.

В случае проведения повторной экспертизы после получения положительного заключения экспертизы оценка соответствия проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий осуществляется на соответствие требованиям технических регламентов, действовавшим на дату, по состоянию на которую осуществлялась оценка при проведении первичной экспертизы. При этом задание застройщика или технического заказчика может содержать требования о внесении изменений в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий в соответствии с требованиями, которые вступили в силу после выдачи по объекту капитального строительства положительного заключения экспертизы.

Постановлением Правительства РФ от 26.10.2020 № 1742 «О признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации…», с 01.01.2021 г. отменено Постановление Правительства РФ от 23 января 2016 г. № 29 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры по видам транспорта на этапе их проектирования и строительства …» (ПП РФ 29), на которое есть ссылки в действующей редакции Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» (ПП РФ 87). Каким документом в настоящее время необходимо руководствоваться, при направлении проектной документации на экспертизу ПП РФ 29 или ПП РФ 2418?

С 01.01.2021 года утратили силу требования по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры по видам транспорта на этапе их проектирования и строительства, утвержденные ПП РФ 29, начали действовать требования, утвержденные ПП РФ 2418. Однако в части содержания текстовой части проектной документации требования ПП РФ 29 продолжают действовать. Требования к текстовой части не изменились, в ПД должно быть представлено описание и обоснование проектных решений при реализации требований, предусмотренных статьей 8 Федерального закона «О транспортной безопасности» (16-ФЗ). Применение требований ПП РФ 29 или ПП РФ 2418 при разработке проектной документации определяется датой ее оценки при проведении экспертизы. В случае, если дата оценки проектной документации определена до 31.12.2020 года, то оценка ПД осуществляется на соответствие требованиям, утвержденным ПП РФ 29. Если же дата оценки ПД определена с 01.01.2021, применяются требования ПП РФ 2418. Кроме того, в соответствии с требованиями ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий. Также в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения. Таким образом, при разработке проектной документации необходимо учитывать требования к текстовой и графической частям проектной документации, утвержденные ПП РФ 29 или ПП РФ 2418, с учетом порядка, предусмотренного ч.5.2 ст. 49 ГрК. 

В требованиях, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2020 г. № 2070 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, не подлежащих категорированию» (вступают в силу 10.06.21) нет требований по оснащению не категорируемых ОТИ инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности (ИТСОТБ), кроме информационных табличек. В требованиях, утвержденных ПП РФ 2418 нет уточнения, что оснащение не категорируемых ОТИ ИТСОТБ осуществляется при необходимости. Не создаст ли это неоднозначных ситуаций, в том числе со стороны проверяющих инстанций? Не возникнет ли ситуация, когда стоимость на реализацию мер по ОТБ на этапе строительства превысит эту стоимость на этапе эксплуатации?

Ситуация, когда ОТИ, не подлежащему категорированию, на период строительства потребуется больше оснащения, чем при эксплуатации, возможна.
В нормативном акте дана точная формулировка, что проектирование ОТИ, не подлежащих категорированию, осуществляется с учетом обеспечения реализации требований по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), установленных в соответствии с частью 1 статьи 8 16-ФЗ. Часть этих требований уже вступила в силу, часть нет, но, тем не менее, что в данных требованиях указано по оснащению ОТИ, то и необходимо реализовать.

В отношении периода строительства ОТИ п. 8 ПП РФ 2418 трактуется однозначно, должны быть предусмотрены мероприятия по ОТБ ОТИ на период строительства и приведен перечень мероприятий: «На период строительства застройщик обязан организовать на строящемся объекте транспортной инфраструктуры следующие мероприятия: досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности, пропускной и внутриобъектовый режимы, обеспечивающие контроль за входом (выходом) физических лиц, въездом (выездом) транспортных средств, вносом (выносом), ввозом (вывозом) грузов и иных материальных объектов, в том числе в целях предотвращения возможности размещения или попытки размещения взрывных устройств (взрывчатых веществ), угрожающих жизни или здоровью персонала и других лиц. Также должны быть приняты меры по защите от актов незаконного вмешательства, учитывающие особенности строительства отдельных объектов транспортной инфраструктуры, предусмотренные законодательством Российской Федерации».

Состав инженерно-технических средств ОТБ на период строительства однозначно не определен. Кроме того, необходимо учитывать особенности строительства отдельных объектов транспортной инфраструктуры, предусмотренные законодательством Российской Федерации. В ряде случаев данные требования могут быть реализованы организационными мероприятиями. Как правило, на практике, для выполнения данных требований в проектной документации предусмотрен минимальный состав инженерно-технических средств ОТБ, например, ограждение, КПП, переносные досмотровые средства, система контроля и управления доступом и система видеонаблюдения.

Застройщик согласно п. 9 ПП РФ 2418 должен определить эти меры и зафиксировать их в документе, который направляется в компетентный орган.

Для ОТБ ОТИ на этапе строительства необходимо привлекать подразделения транспортной безопасности (ПТБ). Могут ли проектные организации включить в проект затраты на привлечение таких подразделений?

Согласно Приказу Минстроя России от 04.08.2020 № 421/пр «Об утверждении Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации» предусмотрены затраты на обеспечение безопасности строящихся объектов, требования к которой устанавливаются нормативно-правовыми актами и связаны, в том числе, с обеспечением безопасности при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, обеспечением транспортной безопасности и прочими случаями, требующими привлечения специализированных организаций, подразделений военизированной (усиленной) охраны и специального инженерного обеспечения. Также должны быть запланированы расходы на гражданскую оборону в период строительства с учетом порядка определения и обоснования стоимости работ и затрат.

При проведении досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности применяются переносные ИТСОТБ сертифицированные в рамках Постановления Правительства РФ от 29.09.2016 №969 «Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности». Однако, экспертиза не согласовывает проекты, в которых заложены указанные ТСОТБ. При этом стационарные ИТСОТБ не могут в полной мере обеспечить проведение процедуры досмотра (досмотр транспортных средств). Каким образом ПТБ должны исполнять требования по досмотру, предусмотренные ПП 2418?

Позиция государственной экспертизы однозначная – переносное оборудование не относится к капитальному строительству, поэтому не учитывается в затратах на капитальное строительство.
Включение затрат на ОТБ ОТИ в период строительства в сводный сметный расчет стоимости строительства необходимо выполнять с учетом требований приказа Минстроя России от 04.08.2020 № 421/пр «Об утверждении Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации».

Возможно ли на основании п. 6 ПП РФ 2418 мероприятия по оснащению ОТИ дорожного хозяйства ИТСОТБ, выделить в отдельный этап строительства, на который проектная документация будет разработана после ввода ОТИ в эксплуатацию и проведения оценки уязвимости (в качестве плана ОТБ)?

В п.6 ПП РФ 2418 прописано, что разрабатываемая проектная документация для ОТИ с учетом необходимости их оснащения ИТСОТБ поэтапно в сроки, предусмотренные ч. 2 ст. 13 16-ФЗ: «Реализация требований по обеспечению транспортной безопасности, установленных частью 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, в части оснащения техническими средствами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется поэтапно в сроки, установленные соответствующими планами обеспечения транспортной безопасности, до 1 марта 2020 года»!

Кроме того, есть объекты-исключения, для которых предусмотрены поэтапные сроки реализации требований по ОТБ, устанавливаемые Правительством РФ, при наличии документов, регламентирующих такую поэтапную реализацию решений. Эти документы будут приняты как обоснование при проведении экспертизы проектной документации.

При этом следует отметить, что согласно 384-ФЗ при строительстве зданий и сооружений на ОТИ должны быть предусмотрены мероприятия по оснащению ИТСОТБ. Понятие «этапов строительства» указано в ПП РФ 87. Под этапом строительства понимается строительство одного из объектов, которое планируется осуществить на одном земельном участке, если такой объект может быть введен в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно, то есть независимо от строительства иных объектов на этом земельном участке. Также этапом строительства может быть сооружение части объекта, которая может быть введена в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно, то есть независимо от строительства иных частей этого объекта.

В отношении автомобильных дорог и объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта (в том числе высокоскоростного) под этапом строительства также понимается комплекс работ по подготовке территории строительства. Данные требования необходимо также учитывать при разработке проектной документации. В отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, предусмотрены поэтапные сроки реализации требований по ОТБ. Данные требования также учитываются при проведении государственной экспертизы проектной документации.

Поделиться: