X Всероссийская Конференция «Транспортная безопасность и технологии противодействия терроризму»

Экспертный круглый стол «Пункт управления ОТБ: важные вопросы и успешные решения»

Новые требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта содержат положение об обязательной организации на объектах транспортной инфраструктуры (ОТИ) пунктов управления обеспечением транспортной безопасностью (ПУОТБ). 
В рамках  состоявшегося 22 апреля 2021 года  экспертного круглого стола «Пункт управления ОТБ: важные вопросы и успешные решения» представители Росжелдора, Росавтодора, Росморречфлота и Ространснадзора поделились мнением о том каким должен быть ПУОТБ, раскрыли особенности организации таких пунктов в зависимости от вида транспорта и ответили на многочисленные вопросы участников.

Особенности организации

Виктор Кекул, заместитель начальника Управления транспортной безопасности Росжелдора выделил особенности организации ПУОТБ в зависимости от вида ОТИ железнодорожного транспорта.

На железнодорожных станциях расположены технические помещения куда стекается вся информация по оперативному управлению движением на самой станции и близлежащих перегонах. Именно в этих помещениях на сегодняшний день располагаются ПУОТБ. Для железнодорожных мостов организовать посты управления сложнее. Нормативными правовыми актами предусмотрено для создания ПУОТБ выделение помещения на самом ОТИ или на ближайшей к нему железнодорожной станции. Удаленность некоторых мостов от станций значительная и у СТИ нет понимания как такие объекты оснащать и передавать информацию в пункт управления. Основным видом ОТИ железнодорожного транспорта являются железнодорожные вокзалы. ПУОТБ таких объектов дислоцируются или на станции, или в отдельном помещении вокзала.

Заместитель начальника Управления транспортной безопасности Росавтодора Владимир Смолка рассказал, как подведомственные федеральные казенные учреждения осуществляют мероприятия по обеспечению транспортной безопасности (ОТБ), в том числе организуют ПУОТБ.

В настоящее время в соответствии с законом СТИ разрабатывают планы ОТБ на основании проведенной ранее оценки уязвимости. Помимо прочего в плане ОТБ обозначаются места возможного размещения ПУОТБ (одного или на группу объектов) и описываются все необходимые системы. После этого проводятся проектно-изыскательские работы, в рамках которых осуществляются изыскания и обоснования тех или иных проектных решений и формируется понятный конструктив ПУОТБ: место размещения с привязкой к ОТИ; детализация размещения оборудования, систем, операторов, ГРБ. В последствии производятся строительно-монтажные работы, размещается необходимое оборудование, в пункт выводятся основные системы, размещается автоматизированное рабочее место оператора.

Выступающий подчеркнул, что Росавтодор ведет с Минтрансом России обсуждение ограничений по размещению одного ПУОТБ на одном участке автодороги. По мнению агентства, СТИ может самостоятельно определить участки дорог, для которых будет организован один ПУОТБ и обосновать это. Такой опыт уже есть. В Сочинском транспортном узле для нескольких разных участков федеральных автомобильных дорог создан единый ПУОТБ.

Леонид Новиков, заместитель начальника Управления транспортной безопасности Росморречфлота заметил, что с выходом Постановления Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1638 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры морского и речного транспорта» в отношении ПУОТБ практически ничего не поменялось. Подход к организации пунктов управления у всех ОТИ остался тот же – это отдельные помещения, которые в соответствии с результатами оценки уязвимости, планами ОТБ и категорией объекта СТИ наполняет необходимым оборудованием. 
Единственное нововведение касается требования «непрерывности функционирования». Теперь СТИ в отношении ОТИ морского и речного транспорта может остановить работу ПУОТБ в период отсутствия навигации.

Проблемы проектирования

Главный инженер проекта отдела транспортной безопасности и АСУДД компании «ВТМ-дорпроект» Роман Фроликов рассказал об опыте проектирования ПУОТБ на ОТИ дорожного хозяйства. Он обозначил, что на законодательном уровне четко не прописано, насколько далеко может располагаться ПУОТБ от ОТИ, какие помещения должны входить в состав ПУОТБ, какую категорию электроснабжения необходимо предусматривать для электропитания оборудования.
Кроме того, выступающий считает, что технические характеристики современных ТСОТБ и наличие систем видеоаналитики на ОТИ позволяет организовать единый ПУОТБ на несколько ОТИ, и законодателю следует более детально проработать вопрос организации единого ПУОТБ на ОТИ.

Большое количество проблем при проектировании ПУОТБ отметил Дмитрий Шильников, начальник отдела госэкспертизы инженерных изысканий и проектной документации объектов инженерного обеспечения, производственного и непроизводственного назначения ГАУ МО «Мособлгосэкспертиза». Причину возникновения проблем он видит в отсутствии минимальных технических требований к данным объектам по размещению, планировкам, обустройству, инженерному обеспечению. 

К существующим требованиях к зданиям нельзя привязать ПУОТБ, так как нет четкого понимания какое это здание (административное, производственное, общественно-бытовое).
Экспертиза проверяет на соответствие техническим регламентам, а в технических регламентах про подобные объекты ничего не сказано. Сотрудники экспертизы не могут оценить необходимость и достаточность принятых решений и их экономическую целесообразность.
Каждый раз заказчик принимает решение сам и берет на себя ответственность.

Представитель Мособлгосэкспертизы считает, что эти вопросы должны совместно решать Минтранс России и Минстрой России, так как из-за существующих неясностей тормозится строительство транспортной инфраструктуры.

Успешным опытом автоматизации ПУОТБ Московского метрополитена поделилась Галина Кузьмина, главный специалист Института «Ленметрогипротранс». При проектировании ПУОТБ были определенные сложности, но в результате большой совместной работы со службой безопасности Московского метрополитена были разработаны технические требования на проектирование и оснащение аппаратно-программным комплексом автоматизированного рабочего места транспортной безопасности ПУОТБ. Так же, как и другие участники круглого стола, она указала на отсутствие нормативных документов, регламентирующих структуру и размещение ПУОТБ.

Эффективные решения

В рамках мероприятия представители компаний, занимающихся созданием и оснащением ПУОТБ представили практические решения и обозначили перспективы развития соответствующих технологий.

Николай Поборцев, директор по развитию бизнеса WEYTEC в России и СНГ, отметил большой опыт компании по созданию диспетчерских и пунктов управления в различных отраслях.
С точки зрения компании WEYTEC при создании таких объектов должен быть оператороориентированный подход.

Для организации эффективного пункта управления необходимо обеспечить: удобство оператора (вся техника должна размещаться за пределами помещения, в котором организовано рабочее место, доступ обеспечивается на аппаратном уровне в реальном времени без задержек); интуитивно понятный для оператора интерфейс; интеграцию всех систем; независимую работу пункта управления от платформенного решения, используемого в данный момент; поддержку различных сценариев совместной работы.

Все перечисленное, со слов выступающего, можно реализовать с помощью решения WEYTEC Distribution Platform. Это аппаратное решение позволяет с одной стороны объединить все системы и источники информации, данных, а с другой – дает возможность работать со всей этой информацией с любого рабочего места пункта управления.

Руководитель направления ООО ПСЦ «Электроника» Андрей Новосельцев рассказал, что преимущества применения их аппаратно-программного комплекса в ПУОТБ в том, что помимо функции интеграции различных ТСОТБ он выполняет функцию поддержки принятия решения оператора.

Данная система призвана бороться с актуальной проблемой инсайдера, и не даст сотруднику выполнить не правильное действие или сообщит о таком действие вышестоящему руководству.
По мнению компании, при построении эффективного ПУОТБ важно минимизировать влияние человеческого фактора при принятии решений.

Указанное решение позволяет решить несколько задач: исключается угроза инсайдера, минимизируется человеческий фактор, интеграция всех ТСОТБ, получение аналитики (работа оператора, эффективность работы ТСОТБ; анализ сценариев аппаратно-программного комплекса).
Система имеет возможность интеграции практически с любыми системами безопасности, что позволяет реализовать ее на любом ОТИ не зависимо от вида транспорта. Кроме того, данный аппаратно-программный комплекс имеет все необходимые сертификаты.

Владимир Куделькин, генеральный директор компании ЗАО «ИНТЕГРА-С» и заслуженный изобретатель РФ, подчеркнул, что будущее за созданием «цифрового клона» объектов и территорий.

«ИНТЕГРА-С» разработало интеграционную платформу «Интегра 4D-Планета Земля», которая позволяет создавать «цифровой клон» объекта. Платформа является уникальным отечественным программным продуктом и представляет собой среду трехмерных моделей объектов управления и наблюдения, сформированных на базе геодезических измерений, позиционированных в единой системе координат и времени, с описательными сведениями и техническими характеристиками.
На всем протяжении транспортного перехода через Керченский пролив и подходах Крымского моста (примерно 200 км) платформа создает мультифизическую, многомасштабную цифровую копию инфраструктуры, включающей порядка 100.000 разнообразных датчиков и около 10.000 видеокамер, охраняющих как надмостовое, так и подмостовое пространство. Система является кроссплатформенной и полностью кибербезопасной.

Подводя итоги

Отвечая на многочисленные вопросы от участников круглого стола, представители федеральных агентств рассказали, что в Минтрансе России созданы межведомственные рабочие группы по вопросам корректировки Требований по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта. В рамках рабочих групп ведется активная работа по рассмотрению вопросов внесения правок в указанные нормативные правовые акты и устранения коллизий. 

Представитель Росжелдора поделился информацией о судьбе Приказа Минтранса России от 14 сентября 2020 г. № 330 «Об утверждении Порядка доступа к данным с технических средств обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств и передачи таких данных подразделениям уполномоченных федеральных органов исполнительной власти». Приказ дорабатывался и в ближайшее время должен быть зарегистрирован в Минюсте России. Предполагается, что передача данных СТИ компетентным органам и их территориальным подразделениям будет предоставляться на съемных носителях.

Подводя итоги мероприятия советник руководителя Ространснадзора Владимир Черток обратил внимание участников на то, что по размещению ПУОТБ совершенно четко указано, где они могут размещаться: как в отдельных помещениях, так и на участках помещений.
Также спикер напомнил, что назначение ПУОТБ достаточно широкое и в требованиях это обозначено: «управление техническими средствами и силами ОТБ и техническими средствами, с которыми имеется технологическое взаимодействие». Помимо этого, в нормативных правовых актах содержатся требования об осуществлении в рамках ПУОТБ управления, связи и взаимодействия как своими ТСОТБ и силами ОТБ, так и сторонними ТСОТБ и силами ОТБ, а также о непрерывности функционирования. Соответственно из этих положений вытекают технические требования к помещению и персоналу.

Так как назначение ПУОТБ широкое, требуется максимальная их автоматизация. В основе должно быть снижение влияния человеческого фактора. Сейчас ключевым звеном в этой системе является оператор. По мнению Владимира Чертока, необходимо обеспечить поддержку принятия решений оператора, особенно когда возникает много событий параллельно, и защиту системы от неправильных решений оператора.

Кроме того, выступающий подчеркнул важность подготовки операторов ПУОТБ и контроля за их работой. Сегодня нет ни одной организации, которая бы обучала в этом направлении.

Партнерами мероприятия выступили компании WEY TechnologyПСЦ «Электроника» и консорциум «Интегра-С».


Запись эфира экспертного стола можно приобрести на сайте⇒


Уважаемые читатели, коллеги и партнеры!

Что сегодня, по вашему мнению,  волнует отрасль безопасности? Предложите свою тему для следующей дискуссии:

Поделиться:

новости по теме