Подразделение транспортной безопасности «Арктика»

Экспертный круглый стол «Паспорт ОТБ: особенности разработки и типичные вопросы»

29 апреля 2021 года состоялся эфир экспертного круглого стола «Паспорт ОТБ: особенности разработки и типичные вопросы», организованный АНО «Индустрия безопасности». 

В новых требованиях по обеспечению транспортной безопасности (ОТБ) объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ), не подлежащих категорированию, и транспортных средств (ТС) по видам транспорта содержится положение об обязательной разработке субъектами транспортной инфраструктуры (перевозчиком) паспорта обеспечения транспортной безопасности.
В процессе мероприятия специалисты и эксперты отрасли обсудили нюансы разработки паспортов ОТБ и трудности с которыми столкнулись субъекты транспортной инфраструктуры (СТИ).

Прием, учет, ошибки

Представители федеральных агентств по видам транспорта поделились опытом по организации учета и приема паспортов ОТБ, а также озвучили типичные ошибки, допускаемые СТИ при их разработке. 

Прием паспортов ОТБ во всех агентствах организован через их территориальные управления. 
Игорь Мясников, начальник отдела УТБ Росжелдора рассказал, что с момента вступления в силу постановления Правительства РФ от 10 октября 2020 №1653 (ПП РФ 1653) они просят СТИ предоставлять еще и форму ТС для внесения изменений в реестр ОТИ и ТС. Представитель Росжелдора подробно остановился на ошибках, выявляемых сотрудниками территориальных управлений агентства при проверке паспортов ОТБ.

Основной ошибкой является несоответствие сетевых номеров, которые указаны в паспорте ОТБ ТС реальным номерам, проходящим по учету в агентстве. Это вызывает определенные трудности при дальнейшем учете. 
Помимо этого, СТИ могут предоставить паспорт без титульной части и отметки об утверждении. Отсутствие титульного листа прослеживается как в бумажных экземплярах, так и в электронной копии. Так как паспорта ОТБ являются документами «для служебного пользования» возникает вопрос по учетным номерам, которые должны на них быть.

Много случаев непредоставления организационно-распорядительной документации в полном объеме. Например, в соответствии с требованиями, утвержденными ПП РФ 1653, СТИ должен привлечь ПТБ для защиты ТС. СТИ либо не прикладывают к паспорту ОТБ договор с ПТБ и устав ПТБ, либо в приложении 1 к паспорту отсутствует комментарий, что через месяц такое подразделение будет привлечено.

Заместитель начальника отдела планов и программ ОТБ УТБ Росавиации Дмитрий Митяков отметил, что на момент проведения мероприятия принято 475 паспортов ОТБ ОТИ, не подлежащих категорированию, и 509 паспортов ОТБ ТС. Спикер обратил внимание на то, что Росавиация вышла с предложением в Минтранс России провести в некоторых территориальных управлениях агентства пилотный проект по приему паспортов ОТБ через ЕГИС ОТБ. Предложение пока рассматривается.

Сергей Кокорин, начальник отдела транспортной безопасности Южного межрегионального территориального управления Росавиации выделил основные недостатки в разработке СТИ паспортов ОТБ. Главный из них - СТИ неправильно понимают нормативные акты и не учитывают приведенную в постановлениях форму оформления паспорта ОТБ. Документы приходят без грифа «ДПС», не утвержденные руководителем, и зачастую электронная версия отсутствует. 

Леонид Новиков, заместитель начальника УТБ Росморречфлота с сожалением заметил, что законодатель не дал возможность объединить ТС морского и речного транспорта в группы. Точнее упоминание об этом есть в приложении к требованиям, утвержденным постановлением Правительства РФ от 8 октября 2020 №1637 (ПП РФ 1637), но, как показывает практика, такая возможность должна быть указана в тексте самих требований. Также выступающий подчеркнул, что в ноябре на сайте Росморречфлота были размещены рекомендательные шаблоны по паспортам ТС морского и речного транспорта, чтобы было понимание об обязательных составляющих паспорта и у надзорных органов не возникло вопросов. Это оказало огромную помощь СТИ и специализированным организациям.

Проблемы СТИ

Проблемные вопросы авиации общего назначения (АОН) раскрыл Сергей Минигулов, президент федерации АОН России. На всех представителей АОН в короткий промежуток времени свалилось большое количество нормативных документов. У большинства представителей данной отрасли нет достаточно компетенций, чтобы разбираться во всех терминах и нормативных правовых актах. Кроме того, это по большей части пилоты, не имеющие авиационного предприятия и большого парка воздушных судов. Соответственно в паспорте ОТБ они не могут указать маршрут полета, так как его в принципе нет, так как нет регулярных коммерческих или пассажирских перевозок.

Разговор о проблемах СТИ продолжил начальник отдела транспортной безопасности ООО «Водоход» Алексей Аладьин. Основной проблемой он назвал срок, данный законодателем для разработки паспортов ОТБ, в один месяц. Проделать такую работу за один месяц не реально, с учетом, что в стране в среднем 10000 ТС морского и речного транспорта. К тому же, сделать это самостоятельно без привлечения специализированной организации очень трудно даже юридически грамотным специалистам. По мнению спикера процесс не упростился и появилось много вопросов. Например, до сих пор нельзя приложить к паспорту ОТБ порядок передачи данных с технических средств. Есть вопросы в части внесения корректировок в паспорта.

В постановлении Правительства РФ от 16.07.2016 № 678 был пункт, указывающий на возможность внесения корректировок. В новых требованиях есть только одна формулировка: «при изменениях, влекущих изменение сведений, содержащихся в паспорте транспортного средства, обеспечивать внесение изменений (дополнений) в паспорт транспортного средства, в части, касающейся произошедших изменений, его переутверждение и представление актуализированного паспорта транспортного средства в Федеральное агентство морского и речного транспорта». Нет четкого понимания в каких случаях надо переутвердить паспорт ОТБ, а в каких можно внести изменения самостоятельно.

Также нет понимания по какой методике проводить обследование ТС. СТИ, которые разработали свои методики и провели по ним обследования ТС, получили претензию от Ространснадзора. Реализация паспорта ОТБ в течении 9 месяцев с даты начала эксплуатации ТС тоже вызывает вопросы, так как компания выводит суда из эксплуатации каждый год и как это расценит надзорный орган не понятно.

Дамир Гарифзянов, эксперт в области транспортной безопасности ТС железнодорожного транспорта отметил эффективную работу Росжелдора с СТИ по решению проблем, но несмотря на это вопросы по реализации новых требований остаются.

Срок в один месяц на разработку паспортов ОТБ привел к тому, что перевозчики разработали большое количество паспортов и завалили ими территориальные управления Росжелдора. При этом ни одно ТС не имело уникального реестрового номера, который имеет буквенное значение для обеспечения правильной работы программы. В дополнение, появилась путаница с сетевыми номерами ТС. Сетевой номер не является уникальным. ТС за период службы может несколько раз поменять этот номер.

Выступающий указал, что объединить ТС железнодорожного транспорта (касаемо дальнего следования) в группы не удалось. Получилось огромное количество паспортов и появились новые проблемы. Разделы 2 и 5 паспорта ОТБ ТС и номера приказов у перевозчиков дальнего следования не могут быть постоянными и меняются в процессе эксплуатации.

Проверка паспортов

Виктор Кoyров, директор по работе с корпоративными клиентами ООО «ФБТ» в свою очередь рассмотрел проблематику разработки паспортов ОТБ в свете требований ПП РФ 1637. Он заметил, что в шаблоне паспорта есть место для отметки о приеме в федеральном агентстве. Агентства только принимают паспорта и не наделены функциями по их проверке. И многие СТИ пренебрегают данными Росморречфлотом рекомендациями по разработке паспортов ОТБ, ссылаясь на то, что нужна только отметка о принятии.

Также исходя из некоторых положений ПП РФ 1637 СТИ приходится сдавать неправильно заполненные паспорта ОТБ. Например, указано, что к паспорту необходимо приложить «правила, обеспечивающие реализацию порядка, предусмотренного пунктом 5 части 2 статьи 12 Федерального закона "О транспортной безопасности"». Правил нет, а те, кто разработал их по своему усмотрению, не получили согласование в Ространснадзоре.

По утверждению спикера, нужно создать орган, который на законном основании будет проверять паспорта ОТБ, принимать или отказывать в принятии документов с указанием причин отказа, чтобы СТИ понимали, что сделано правильно, а что нет.

Представители агентств подчеркнули, что полномочий нет, но они все равно проверяют в силу своих возможностей. Проверяют структуру, приложения. Если выявляются недостатки, то принимают решение о возвращении документа или направлении его в Ространснадзор, что послужит основанием для проведения проверки СТИ.

Елена Кондрашова, руководитель отдела по работе с автомобильным транспортом ООО «ФБТ» напомнила, что никакой процедуры по внесению изменений в паспорт ОТБ нормативно не установлено. Если специализированная организация по договору разработала для СТИ паспорта ОТБ, а СТИ получил замечания от федерального агентства, то как внести изменения и согласования? Просто внести изменения в паспорта ОТБ и уведомить об этом Ространснадзор или федеральное агентство, либо целиком переделать и переутвердить документы.

Кто должен разрабатывать паспорта?

Константин Севостьянов, представитель группы компаний перевозчиков опасных грузов, рассказал с какой проблемой столкнулась компания при выполнении требований действующего законодательства по разработке паспортов ОТБ.

Для разработки паспортов была выбрана организация, которая взялась за разработку паспортов, не имеющая аккредитацию в Росавтодоре. Были разработаны, утверждены и отправлены в Росавтодор паспорта ОТБ. Через полтора месяц было получено уведомление о приеме паспортов ОТБ, а еще через месяц было получено уведомление от Ространснадзора о проведении внеплановой проверки на основании несоответствия паспортов ОТБ требованиям постановления Правительства РФ от 08.10.2020 № 1640. В итоге был выписан штраф.

Выступающий подытожил вопросами в адрес регулятора и аудитории.
Что должны делать перевозчики в такой ситуации? Как СТИ должны узнать, что паспорта ОТБ не соответствуют требованиям законодательства? Существует ли ответственность у организаций, которые предлагают услуги по разработке и согласованию паспортов в Росавтодоре, перед Ространснадзором за осуществление своей деятельности?

Елена Кондрашова порекомендовала обращаться только в специализированные организации, имеющие большой опыт в проведении оценки уязвимости и разработки планов ОТБ. Проверять реестры свидетельств аккредитованных организаций, выложенные на сайте федеральных агентств. 
Кроме того, необходимо грамотно составлять договор с любой организацией, которая берётся за разработку паспорта, чтобы они несли ответственность за результаты своей работы.

Представители агентств подтвердили, что списки аккредитованных организаций обновляются на постоянной основе, а также упомянули о наличии списков организаций, лишенных аккредитации за какие-то нарушения. Все специалисты, работающие в специализированных организациях, обучены и аттестованы по транспортной безопасности. 
По мнению представителя Росжелдора специалист должен быть аттестован как минимум по 8 категории, иметь представление об определениях и понятиях в сфере транспортной безопасности, знать нормативную базу.

Леонид Новиков напомнил, что по закону разработку паспортов ОТБ осуществляет СТИ, но на практике в основном прибегают к помощи специализированных организаций, имеющих опыт в разработке оценки уязвимости и планов ОТБ.

Важная информация

По традиции мероприятие закончилось серией ответов экспертов на вопросы участников.
Отвечая на вопрос о методике проведения обследования мер ОТБ и форме оформления результатов представитель Росморречфлота отметил, что на сайте агентства размещены рекомендации по проведению обследования и типовая форма, но СТИ могут вносить свои изменения. 

В других федеральных агентствах таких рекомендаций нет. Дмитрий Митяков, подчеркнул, что Росавиация исходит из того, что все объекты имеют свою специфику и ставить им какие-то рамки не надо. По его мнению, при проведении обследования стоит воспользоваться опытом, полученным при проведении оценки уязвимости.

Что касается приложения к акту обследования фотоматериалов представители агентств высказались единогласно, что желательно приложить, но главное правильное отразить информацию в акте.

По вопросу порядка включения/исключения ОТИ и ТС из реестров федеральных агентств, Игорь Мясников пояснил, что для исключения ОТИ из реестра категорированных ОТИ и внесения в реестр ОТИ, не подлежащих категорированию, СТИ должен написать соответствующее обращение и сведения об объекте в Росжелдор. После получения уведомления СТИ приступает к разработке паспорта ОТБ.

При этом, срок реализации паспорта в требованиях четко прописан – один месяц с момента вступления в силу постановления Правительства РФ от 08.10.2020 № 1635.
Росжелдор провел работу по формированию реестра не подлежащих категорированию железнодорожных вокзалов. Сейчас идет формирование реестра по железнодорожным станциям.


Партнер экспертного круглого стола: ООО «ФОРМУЛА БЕЗОПАСНОСТИ ТРАНСПОРТА».

Приобрести запись этого и других эфиров можно онлайн на странице вебинары⇒

Поделиться:

новости по теме