Приглашаем к участию в Конференции по ТБ-2019

Круглый стол «Практика обеспечения транспортной (авиационной) безопасности объектов гражданской авиации и перспективы совершенствования»

Круглый стол
«Практика обеспечения транспортной (авиационной) безопасности объектов гражданской авиации и перспективы совершенствования». 


23 апреля 2015 года в здании Правительства Москвы на Новом Арбате состоялся Круглый стол «Практика обеспечения транспортной (авиационной) безопасности объектов гражданской авиации и перспективы совершенствования», организованный РИА «Индустрия безопасности» и редакцией журнала «Транспортная безопасность и технологии».

В мероприятии приняли участие руководство Росавиации, ФГУП "АГА (А)" и ФГУП "ГосНИИ ГА", а также свыше 20 руководителей компаний – лидеров отрасли обеспечения транспортной (авиационной) безопасности, в том числе: ГК ID Systems, ООО "НПП Автоматика-С", ООО "Корпорация Спецгидропроект", «СимонсФосс Технологджи ГмбХ», ЗАО ИПК СТРАЖ, "НИКИРЭТ" - филиал ФГУП ФНПЦ «ПО «Старт» им. М.В. Проценко», ООО "ВЛИБОР Системс", ЗАО "КОМПАНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬ", ЗАО "ЮМИРС", компания BEWARD, Группа компаний "ЛАНИТ", ЗАО "Пентакон", ЗАО "ПСЦ Электроника", ООО "Прикладная радиофизика", ООО «Аксис Коммуникейшнс», АО"АэроМАШ АБ", ЗАО "НВП БОЛИД", ЗАО "ИнТех", ЗАО «Сириус», ЗАО НПЦ "Аспект, ООО "Эл Би Скай Глобал".

 

Спикерами круглого стола выступили:
Суханов Александр Викторович, заместитель руководителя Росавиации, Жеребцов  Михаил Васильевич, генеральный директор ФГУП АГА(А), Салеев Валерий Николаевич, заместитель генерального директора по вопросам транспортной (авиационной) безопасности ФГУП АГА(А).

В качестве модератора выступил генеральный директор РИА «Индустрия безопасности», главный редактор журнала «Транспортная безопасность и технологии» Сергей Груздь 

Кроме того, от ФГУП АГА(А) в совещании участвовали: Молодьков Павел Владимирович, начальник Управления по строительству и реконструкции объектов обеспечения транспортной (авиационной) безопасности, Вантеев Александр Анатольевич, заместитель Начальника Управления по строительству и реконструкции объектов обеспечения транспортной (авиационной) безопасности, Ташаев Юрий Аронович, ведущий эксперт отдела подготовки и организации проектов Управления по строительству и реконструкции объектов обеспечения транспортной (авиационной) безопасности, Григорьев Василий Викторович, главный специалист отдела подготовки и организации проектов Управления по строительству и реконструкции объектов обеспечения транспортной (авиационной) безопасности.

От ФГУП "ГосНИИГА" участие принял Тихонов Владимир Федорович - начальник отдела авиационной безопасности организации.

Во вступительном слове С.И.Груздь поблагодарил всех присутствующих за то, что не смотря на занятость они согласились принять участие в Круглом столе. Также заострил внимание присутствующих, что на сегодняшний день в сфере обеспечения транспортной (авиационной) безопасности есть как много передовых решений, так и проблем, решение которых требует от всех представителей отрасли консолидации усилий, как власти, так и бизнеса. 

Далее модератор представил спикеров и руководителей компаний, присутствующих в зале.

Краткими выступлениями выразили свою позицию по актуальности Круглого стола спикеры мероприятия.

А.В.Суханов отметил, что диалог в данном формате крайне необходим, так как по-прежнему все федеральные агентства по видам транспорта  и Минтранс продолжают работать "по полной" над ФЗ-16 и подзаконными актами, разрабатывается приказ об организации досмотра на всех видах транспорта и другие документы. Такая деятельность требует мнения всех сторон - в том числе профессионалов отрасли из бизнеса.

М.В.Жеребцов подчеркнул, что вопросы безопасности - одни из самых важных. Проводимый сегодня Круглый стол он назвал "трибуной", с которой можно обозначить проблемы, требующие решения. Михаил Васильевич отметил, что сегодня (как не парадоксально) эксплуатант аэропорта не очень заинтересован в качественных системах безопасности периметра своих объектов, так как это затратно. 

Он так же отметил и другую существующую сторону "медали" - избыточность систем безопасности. В этой связи оснащение ими должно быть с учетом особенностей каждого конкретного аэропорта (аэродрома). В качестве примера М.В.Жеребцов привел эффективность собак кинологической службы, одно присутствие которых на досмотре заставляет заранее избавляется пассажиров от запрещенных к проносу вещей.

В.Н.Салеев в своей вступительной речи обратил внимание присутствующих коллег, что круглый стол - продолжение дискуссии, организованной редакцией журнала «Транспортная безопасность и технологии», в котором будет размещено его 4-х часовое интервью на данную тему. Поблагодарив редакцию журнала за проведенную работу Валерий Николаевич выразил надежду, что данный Круглый стол станет по настоящему круглым и позволит сгладить часть "углов" в обозначенной проблематике.


Далее в ходе дискуссии участники начали обсуждать проблемные вопросы в соответствии с программой.

Первым был затронут вопрос ответственности за возможные инциденты на территории аэропортов (аэродромов), из-за отсутствия или неработоспособности систем безопасности. Прокомментировал ситуацию А.В.Суханов, который пояснил, что если что-то случится в первую очередь спрос будет конечно же с представителей САБ, а далее курирующие данное направление начальники, вплоть до руководителя объекта. Конечно это возможно только после того, как эксплуатант принял установленную систему безопасности в аренду.

В.Н.Салеев добавил, что к великому сожалению сегодня, для представителей хозяйствующих субъектов, финансовые потери и упущенная выгода первична, а ответственность вторична.

В ходе дискуссии представителями компаний было выражено мнение, что в настоящее время не понятна планка достаточности мер авиационной безопасности, каким параметрам должна точно отвечать применяемая (устанавливаемая) техника. На что А.В.Суханов заметил, что "минимальную планку" никто не отменял. Существующая нормативная база постоянно обновляется и в Росавиации за этим следят и участвуют в разработке новых. Так, например уже вышло постановление Правительства РФ по использованию тест предметов ну и конечно мы все ждем утвержденного Постановления по сертификации технических средств.

Посетовал Александр Викторович на наличие множества документов, которые регламентируют одни и те же вопросы дублируя друг - друга. Да к тому же часть документов 1994 - 1997 гг выпуска морально устарела.

Волновал представителей бизнеса и вопрос отсутствия в государственных структурах обратной связи с разработчиками технических средств безопасности. Комментарий по данному вопросу дал М.В.Жеребцов. Михаил Васильевич выразил мнение, что неплохо было бы иметь некий центр анализа практики применения и инцидентов, который выдавал бы соответствующие рекомендации.

Поступивший вопрос установки оборудования российского производства в аэропортах где уже эксплуатируется импортная техника оказался не в ведении присутствующих спикеров, так как по словам В.Н.Салеева установка оборудования это дело собственника. Исключения есть, но это единицы, все зависит от формы собственности аэропорта и доли в ней государства.

Поднимался участниками вопрос необходимости выделения в торгах отдельным лотом выполнение работ по обеспечению безопасности аэропорта, так как сегодня застройщика не сильно волнует вопрос надежности субподрядчика, выполняющего работы по обеспечению безопасности аэропорта и качества устанавливаемых (применяемых) им систем безопасности и оборудования.

В связи с этим С.И.Груздь обратил внимание присутствующих, что сегодня специалистами активно обсуждается неоднозначная редакция некоторых разделов проекта Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", которая не учитывает вопросов обеспечения транспортной безопасности объектов ОТИ и ТС на стадии проектирования, как того требует ФЗ-16 (подробнее >). Сергей Иванович призвал участников активно сотрудничать по данному больному вопросу с РИА "Индустрия безопасности".


Выразили мнение участники, что необходимо более активно интересоваться последними достижениями зарубежных аналогов техники, а также постоянно совершенствующимися требованиями к ним со стороны иностранных аэропортов. Спикеры Круглого стола комментируя это выразили сожаление, что сегодня не так просто установить новые, инновационные образцы техники в действующие аэропорты для испытаний.

Участников волновал вопрос подготовки аэропортов к предстоящему чемпионату мира по футболу, который пройдет в России в 2018 году, с учетом кризиса и повсеместного сокращения бюджетов. По мнению присутствующих не все воздушные гавани обеспечены в полной мере средствами безопасности.

Александр Викторович Суханов успокоил присутствующих, что все выделенные финансовые средства на эти цели защищены и никто их сокращать не будет.


"Никто с нас не слезет пока мы все не построим и не установим" - прокомментировал ситуацию замглавы Росавиации.


Тихонов Владимир Федорович в своем выступлении сообщил присутствующим, что он участвовал во всех последних совещаниях по вопросу подготовки постановления Правительства, касающегося сертификации систем безопасности, на основании чего сделал вывод, что в нем видимо не будут содержаться конкретные технические характеристики, а сам документ больше похож на требования по категорированию средств безопасности. 

Немаловажно и то, что проект будет подписан видимо не раньше конца года. В этой связи Владимир Федорович подчеркнул важность и актуальность существующей добровольной сертификации.

Еще один больной вопрос касался существующей практики составления ТЗ на разработку проекта систем безопасности с техническими требованиями, подходящими исключительно конкретному исполнителю. Данное мнение прокомментировал Жеребцов  Михаил Васильевич, который призвал всех присутствующих сообщать о данных фактах в ФГУП "АГА(А)" для соответствующего разбирательства.


Тут нужно дать ремарку для тех, кто не смог принять участие в мероприятии. Обсуждение проблемных вопросов проходило в довольно демократичной обстановке, каждый мог задать вопрос его волнующий или высказать о наболевшем. Так среди участников (представителей компаний) было высказано и такое мнение, что не нужно искать причин и виновных вокруг, если сами недостаточно активно участвуют в тендерах и торгах, а не сетовать на работу Госорганов. 


После перерыва круглый стол начался с мнения В.Н.Салеева о том, что к сожалению оператор аэропорта в большинстве случаях не участвует в разработке проектов и остается зачастую загадкой, - что же хочет увидеть эксплуатант у себя на территории. Кроме того качество мер по обеспечению безопасности объектов страдает не редко и от нехватки финансирования.

К большому сожалению в данном материале мы не можем обозначить все поступившие проблемные вопросы и прозвучавшие ответы.


Участники затронули также вопросы:

  • возможности создания экспертной группы (площадки) для исключения элементов привязки ТЗ к конкретным системам безопасности;
  • перевода в закрытые торги - торги по вопросам обеспечения безопасности;
  • необходимости организации конкурса на типовой проект обеспечения безопасности аэропорта;
  • проблем перепроектирования;
  • необходимости внесения деятельности сотрудников авиационной (транспортной) безопасности в ОКВЭД и многое другое.

Резюмируя В.Н.Салеев сообщил всем участникам, что круглый стол дал почувствовать всем находящимся в зале дух товарищества и преданности деятельности по обеспечению безопасности транспортной (авиационной) безопасности объектов гражданской авиации, а ФГУП АГА(А) будет стремиться к максимальной прозрачности в своей работе. Валерий Николаевич выразил надежду, что это не последняя такая встреча в данном уникальном формате. В этой связи выразил организаторам (РИА "Индустрия безопасности") свою благодарность.


Уважаемые участники Круглого стола, коллеги и гости сайта!

Напоминаем Вам, что подробный обзор данного мероприятия, а также уникальное интервью Салеева Валерия Николаевич, заместителя генерального директора по вопросам транспортной (авиационной) безопасности ФГУП АГА(А) будут опубликованы в ближайших номерах отраслевого журнала "Транспортная безопасность и технологии".

СЛЕДИТЕ ЗА НАШИМИ АНОНСАМИ НА САЙТЕ!


Полный фоторепортаж
с Круглого стола можно посмотреть тут >