Научно-практический форум «Актуальные вопросы регламентации деятельности подразделений транспортной безопасности»

Ужесточать меры безопасности или решать “человеческий фактор”?

17.10.2019  |  19:03

Инцидент с проносом пистолета в аэропорту Шереметьево продемонстрировал проблемы в работе досмотрового персонала.

Ужесточать меры безопасности или решать “человеческий фактор”?

Как в одном из крупнейших авиаузлов Москвы пассажиру удалось пронести оружие на борт самолета? Куда смотрела служба авиационной безопасности и смотрели ли вовсе?Проверке удалось установить виновных, но устранить причину случившегося - “человеческий фактор” будет значительно сложнее.

Компания WEKEY подняла эти вопросы в данной статье, обосновав необходимость внедрения систем контроля операторов досмотра.

10 октября самолет авиакомпании “Аэрофлот”, вылетевший из московского аэропорта Шереметьево в Бургас, совершил вынужденную посадку в Ростове-на-Дону. Пассажир рейса вспомнил, что во время предполетного досмотра забыл сдать травматическое оружие, которое находилось у него при себе. Руководством экипажа было принято решение о совершении экстренной посадки.

По факту случившегося в отношении пассажира был составлен протокол об административном правонарушении и предъявлен штраф - 5000 руб. При этом при себе у пассажира находились все запрещающие ношение оружия документы. Мужчина проследовал дальше в Бургас этим же рейсом, и вопросов к нему больше не имелось.

Чего не скажешь о сотрудниках службы авиационной безопасности аэропорта Шереметьево, с чьего усмотрения или тотально “недосмотра” пассажиру не составило труда пронести оружие на борт самолета.  За инцидентом последовали прокурорская и внутренняя проверки системы безопасности аэропорта, которые едва ли ограничатся только московским авиаузлом.

На записях с камер видеонаблюдения аэропорта, которые были опубликованы в СМИ, отчетливо видно, как пассажир беспрепятственно минует входные группы досмотра, оснащенные рамками металлодетекторов и интроскопами. Затем проходя в зону предполетного досмотра. Здесь у сотрудниц службы авиационной безопасности к нему все же возникли вопросы, которые, по всей видимости, не были связаны с наличием в его сумке травматического пистолета. Поэтому мужчина проследовал дальше - в чистую зону аэропорта.

Рентгенотелевизионные системы, или интроскопы, посредством которых осуществляется предполетный досмотр ручной клади пассажиров, применяются в системах безопасности всех объектов транспортной инфраструктуры, места массового пребывания людей, логистических центров, крупных энергетических производств и правительственных объектов. Да, по ряду технических показателей одни системы могут уступать своим аналогам. Однако в целях обеспечения безопасности объектов авиационного транспорта применяется наиболее передовое и надежное досмотровое оборудование.

Во-первых, системы, не соответствующие строгим критериям по транспортной (авиационной) безопасности, отсеиваются на этапе тендерной закупки оборудования. Во-вторых, технические средства проходят множественные процедуры тестирования, включая опытную эксплуатацию на самом объекте. Даже если речь идет не о самых современных моделях интроскопов, пистолет на рентгеновском изображении отчетливо виден. Это подтверждает и специалист по системам безопасности и антитеррористическому оборудованию Владимир Викулов.

На записи с камер, установленных в пункте предполетного досмотра аэропорта Шереметьево, отчетливо видно, что в момент, когда сумка пассажира с травматическим пистолетом сканировалась на интроскопе, сотрудницы службы авиабезопасности были увлечены беседой. Следовательно, причиной громкого межведомственного скандала, бросающего тень на репутацию крупнейшего российского аэропорта и на систему безопасности авиационного транспорта в целом, стал фактор обычной человеческой невнимательности.

По сообщению руководства аэропорта, меры по ужесточению процедуры досмотра и дополнительные инструктажи со специалистами службы авиационной безопасности уже проведены, а сотрудник, пропустивший пассажира с оружием, уволен. Однако найти виновного в этой ситуации не означает решить проблему.

По факту данного инцидента стал очевиден целый ряд критических проблем, связанных с работой персонала авиационной безопасности:

  • ошибки, виной которым является “человеческий фактор” - отвлечение на разговор, на телефонный звонок, сон на рабочем месте;
  • недостаток квалификационных навыков, чтобы увидеть угрозу на рентгеновском изображении;
  • умышленное игнорирование сотрудником потенциально опасных вложений в багаже пассажиров - так называемая проблема инсайдерства.

Безусловно эволюция технических средств досмотра оставляет все меньше вероятности для человеческой ошибки, однако полностью исключить ее пока не представляется возможным. Не существует одного универсального решения для устранения всех проблем, связанных с влиянием “человеческого фактора” - необходим комплексный системный подход к повышению стандартов профессиональной подготовки, оценки и контроля качества работы специалистов.

Более подробно о решениях, позволяющих отслеживать состояние операторов рентгенотелевизионных установок, и, в частности, о разработанной компанией WEKEY системе контроля состояния операторов рентгенотелевизионных установок, которая сейчас проходит опытную эксплуатацию в крупнейших аэропортах страны, читайте в очередном номере журнала "Транспортная безопасность и технологии".

Поделиться:

другие новости