Форум «Транспортная безопасность на этапе проектирования и строительства» пройдет в Москве

Ведущие эксперты обсудили вопросы двойного регулирования в сфере АБ и ТБ

25.01.2020  |  17:20

На совместном заседании Комитета по транспортной и авиационной безопасности Ассоциации «Аэропорт» ГА и Общественного совета при АНО «Агентство по развитию транспорта и безопасности».

Ведущие эксперты обсудили вопросы двойного регулирования в сфере АБ и ТБ

24 января состоялось совместное заседание Комитета по транспортной и авиационной безопасности Ассоциации «Аэропорт» ГА и Общественного совета при АНО «Агентство по развитию транспорта и безопасности», посвященное вопросам законодательного обеспечения деятельности отрасли в данной сфере.

Заседание открылось вступительным словом заместителя председателя комитета Госдумы по транспорту и строительству, председателя общественного совета при АНО «Агентство по развитию транспорта и безопасности» Александра Старовойтова. «Проблема, о которой мы будем говорить сегодня, связана с двойным регулированием в области авиационной и транспортной безопасности (АБ и ТБ). Нам необходимо обсудить ряд точечных нормативных мер в данной сфере на ближайшую перспективу», - сказал он. Александр Старовойтов также очертил круг проблемных вопросов, которые планировалось рассмотреть на совещании. «Основой авиационной безопасности являются стандарты, рекомендуемые международной организацией гражданской авиации ИКАО. Обязательства России, как члена ИКАО, по внедрению международных стандартов в сфере защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства (АНВ) реализуются в нормах Воздушного кодекса, в подзаконных нормативных актах Правительства РФ. По сути, авиационная и транспортная безопасность – понятия тождественные. В рамках одной и другой систем ведется очень похожая работа. Проблематика двойного регулирования в сфере АБ и ТБ сводится к следующим основным вопросам: обеспечение защиты гражданской авиации от АНВ, аккредитация САБ в качестве ПТБ, подготовка и аттестация СОТБ и обучение сотрудников АБ. Сегодня авиапредприятия вынуждены финансировать работу двух параллельных систем безопасности. Таким образом, проблематика двойного регулирования в сфере АБ и ТБ в самое ближайшее время остается актуальным вопросом, требующим скорейшего разрешения», - подытожил Александр Старовойтов.

Директор Департамента транспортной безопасности и специальных программ Минтранса России Анатолий Демьянов зачитал обращение заместителя министра транспорта РФ Николая Захряпина к собравшимся.

В приветственном слове, которое участникам заседания направил заместитель министра транспорта России Александр Юрчик, было отмечено особое внимание, уделяемое Минтрансом России повышению уровня безопасности в сфере авиаперевозок. В аэропортах России обеспечивается высокий уровень АБ, полностью соответствующий стандартам Международной организации гражданской авиации, о чем свидетельствуют результаты плановой проверки, проведенной ее аудиторами. Законодательство в этой сфере постоянно совершенствуется. За последние два года в Административный кодекс, Уголовный кодекс и другие законодательные акты внесены поправки, ужесточающие требования к его соблюдению, отметил он.

Председатель Комитета по авиационной и транспортной безопасности Ассоциации «Аэропорт» ГА, первый заместитель генерального директора по корпоративному развитию АО «Шереметьево – Безопасность» Александр Невзоров в своем докладе отметил, что сегодня вопрос гармонизации законодательства в сфере АБ и ТБ особенно актуален. «Мы неоднократно обсуждали его на заседаниях нашего комитета. Эта задача решается, но крайне медленно. И благодаря сегодняшнему мероприятию мы попробуем все вместе сдвинуть ее с мертвой точки», - заявил он.

Советник руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Владимир Черток рассказал о результатах прошедшей летом 2019 года в Москве и Санкт-Петербурге плановой проверки ИКАО. «Мы прошли ее успешно, в числе передовых стран мир», - отметил он. Появился целый ряд новых угроз: кибератаки, АНВ с использованием беспилотников. Поэтому требования ИКАО ужесточаются, организация увеличила число контрольных требований по сравнению с предыдущим циклом проверок с 263 до 497. «После начала реформы контрольно-надзорной деятельности появились предложения сократить количество требований, но не надо забывать, что все они написаны кровью», - отметил Владимир Черток.

Начальник отдела нормативного обеспечения транспортной безопасности Департамента транспортной безопасности и специальных программ Минтранса России Роман Веретенников подробно остановился на приоритетных направлениях в сфере нормативно-правового регулирования обеспечения АБ и ТБ на 2020 год. Он отметил, что прежде всего необходимо разработать и издать нормативно-правовые акты, необходимые для реализации Федерального закона от 02.08. 2019 г. ФЗ-270. «В частности, предстоит издать новые требования по обеспечению транспортной безопасности для объектов транспортной инфраструктуры и для транспортных средств. Отдельно необходимо издать требования по обеспечению ТБ для ОТИ, не подлежащих категорированию, а также утвердить типовые формы паспортов обеспечения ТБ для ОТИ и ТС. Также предстоит определить порядок их утверждения», - разъяснил представитель Минтранса России.

Заместитель начальника Управления транспортной безопасности Росавиации Наталья Власова рассказала о работе ведомства в сфере аккредитации. «На сегодняшний день в сфере гражданской авиации аккредитовано 39 юридических лиц в качестве ПТБ. На рассмотрении еще 15 заявок». Далее спикер заострила внимание на одной из проблем: «На мой взгляд, требования к соискателям на настоящий день излишне либеральны и не позволяют фактически определить способность юридического лица осуществлять защиту ОТИ и ТС. Их всего три. Это соответствие статьям 4 и 7 Федерального закона от 27.05.1996 №ФЗ-57, наличие у соискателя аккредитованных работников и наличие самого подразделения, которое будет непосредственно осуществлять защиту. Поэтому мы проводим в данном случае лишь документарную проверку».

Руководитель Органа по сертификации ФКУ НПО «СТиС» МВД России Павел Колесников говорил о том, какие ошибки допускаются при сертификации ТСОТБ в соответствии с требованиями Постановления Правительства от 26.09.2016 г. №969, в том числе – ТСОТБ, установленных на ОТИ воздушного транспорта. «ФКУ НПО «СТиС» уже провело сертификацию ТСОТБ на нескольких крупных ОТИ и наработало ряд рекомендаций для подготовки к проведению сертификации», - сообщил он.

Главный специалист отдела авиационной безопасности Дирекции по защите активов ООО «Базэл Аэро» Виктория Богучарская также затронула вопросы сертификации ТСОТБ. Она подчеркнула, что в части выполнения Постановления Правительства РФ от 26.09.2016 года №969 пересекаются нормы частного и публичного права и отметила, что цена сертификации технических средств сегодня необоснованно высока.

Начальник управления объектовой безопасности ПАО «ГМК «Норильский никель» Николай Будзинский посвятил свой доклад особенностям обеспечения безопасности аэропортов, расположенных на труднодоступных территориях, в моногородах. «Как основную особенность здесь можно отметить малый пассажиропоток, а следовательно – низкую финансовую обеспеченность. Вместе с тем затраты на безопасность иногда кратно возрастают в связи со сложной логистикой доставки технических средств, трудностями в подборе, обучении и аттестации персонала. Отмечу, что последний аспект «Норникель» решил на водном транспорте путем привлечения к обеспечению транспортной безопасности на морских и речных объектах ПТБ «Арктика», которое сейчас находится в процессе получения аккредитации и в области воздушного транспорта», - заявил эксперт. Он также выступил за скорейшее разрешение ситуации с двойным регулированием ТБ и АБ, поскольку для повышения эффективности обеспечения полноценной защиты одним из ключевых факторов является скорость получения и обработки информации, скорость принятия решений и реагирования. В этой связи еще более актуально наличие четких нормативов, регламентирующих аспекты обеспечения защиты ОТИ и ТС от АНВ.

Директор УЦ АТБ АО «Шереметьево Безопасность», руководитель секции подготовки кадров Комитета по ТАБ Виктор Шестернин посвятил свое выступление участию экспертов и специалистов Комитета по ТАБ в разработке и изменении нормативных правовых актов по транспортной (авиационной) безопасности в условиях действия «регуляторной гильотины». Он также затронул некоторые проблемные аспекты подготовки СОТБ в авиации и говорил о вопросах обучения инспекторов по досмотру, которые обсуждались на одном из недавних мероприятий, организованном Минтрансом России. Виктор Шестернин считает, что программы подготовки инспекторов должны быть едиными и все инспектора должны владеть одними и теми же знаниями, умениями, навыками в обращении с техническими средствами досмотра.

Начальник направления Фонда «Транспортная безопасность» Александр Иванов говорил об изменениях в законодательстве в области ОТБ в сфере воздушного транспорта в контексте реализации Федерального закона от 2.08.2019 года № 270-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О транспортной безопасности» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности». Он затронул такие вопросы, как целесообразность отнесения к ТСОТБ оборудования для противодействия беспилотникам и определение категорий ОТИ и ТС, для которых актуальна проблема предотвращения АНВ, в т.ч. с использованием беспилотников.

Советник по авиационной и транспортной безопасности ОАО «Международный аэропорт «Казань» Михаил Кондратьев пожаловался на отсутствие времени на подготовку и аттестацию работников, принятых на должности сотрудников сил ОТБ. «В течение периода обучения меня накажут за то, что человек не аттестован, а я его допустил к работе», - сказал он, в очередной раз констатируя наличие общеизвестной, но так и остающейся в рамках законодательства о транспортной безопасности коллизии.

Подводя итоги заседания, заместитель председателя комитета Госдумы по транспорту и строительству, председатель общественного совета при АНО «Агентство по развитию транспорта и безопасности» Александр Старовойтов резюмировал, что подобные совещания обязательно будут проводиться и дальше, именно в таком или даже более узконаправленном формате. В завершающей части своего выступления он сделал краткий обзор широкого тематического круга, проблематику которого предстоит рассмотреть в будущем. «Мы будем приглашать на наши совещания Минпромторг России, МВД России, другие министерства и ведомства, а также ключевые субъекты транспортной инфраструктуры для обсуждения проблемных вопросов, которые были здесь сегодня озвучены», - пообещал Александр Старовойтов.

Ответственный секретарь Общественного совета при АНО «Агентство по развитию транспорта и безопасности», помощник депутата Государственной Думы ФС РФ Сергей Детинин в свою очередь сказал, что по итогам прошедшего заседания будет подготовлена резолюция. «В результате выделено четыре блока вопросов, и каждому из них обязательно будет уделена значительная часть внимания», - отметил он. 

Поделиться:

другие новости