Законодательство об использовании БПЛА требует изменений

10.02.2020  |  08:41

Экспертная дискуссия о мерах защиты от незаконного вмешательства дронов в деятельность авиации прошла на NAIS-2020.

Законодательство об использовании БПЛА требует изменений

На конференции «Актуальные вопросы транспортной (авиационной) безопасности в сфере воздушного транспорта», прошедшей в Москве 6 февраля, состоялась публичная дискуссия о том, каковы перспективы беспилотных летательных аппаратов, что требуется сделать для того, чтобы усовершенствовать нормативную базу их использования, как обеспечить безопасность аэропортов и защиту полётных зон от несанкционированного вмешательства БПЛА.

Открыл дискуссию заместитель руководителя отдела криминалистики Московского межрегионального следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации Иван Жилин.

Иван Жилин

Он отметил, что меры правового регулирования функционирования БПЛА в России введены ФЗ-462 от 30.12.2015 «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части использования беспилотных воздушных судов». В соответствии с законом все беспилотники весом более 250 граммов должны быть зарегистрированы, а владельцы дронов несут ответственность за их эксплуатацию. В то же время опыт применения этой нормы показал, что есть области, которые законодательством не охвачены и служат источником потенциальной угрозы для окружающих.

«Беспилотники повсеместно и бесконтрольно используются людьми, не имеющими представления о безопасности полётов, регистрация БПЛА производится «по фотографии», без показа в натуре, кроме того, никак, за исключением норм Гражданского кодекса, не регламентируется передача зарегистрированного дрона другому пользователю», — сказал Иван Жилин.

Отметив эти проблемы, он предложил внести дополнительные нормы в законодательство, регулирующее использование дронов, которые касались бы квалификации оператора, технического освидетельствования беспилотного летательного аппарата, правил его эксплуатации, при которых угрозы безопасности полётов сводились бы к минимуму.

Его поддержал первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Сергей Мартынов. По его мнению, на дроны нужно распространить требования к эксплуатации потенциально небезопасной техники, такие, как регистрация, контроль технического состояния, снятие с учёта и утилизация.

Продолжили обсуждение темы производители ПО и аппаратуры для систем безопасности аэропортов Владимир Туров и Николай Овченков. Они рассказали об основных типах угроз безопасности полётов, о мерах обнаружения, распознавания и принудительного прекращения несанкционированных полётов в зоне безопасности аэропортов.

БПЛА

В дискуссии также приняли участие представители Ассоциации эксплуатантов и разработчиков беспилотных авиационных систем, которые отметили, что пользуются дронами разные люди и для разных целей, большинство из них — законопослушные граждане, для которых беспилотники — хобби или техническое средство для ведения бизнеса, в том числе — бизнеса по обеспечению безопасности инфраструктурных объектов. Они отметили, что необходим дифференцированный подход к дронам-нарушителям, и те из них, которые проникли в зону безопасности аэропорта случайно или без преступных намерений, сбивать не обязательно.

Мнения участников дискуссии разделились, часть из них поддержала такой подход, часть высказала мнение, что любой несанкционированный БПЛА в зоне безопасности аэропорта необходимо сбивать.

Несмотря на различия в подходах к дифференциации наказаний для нарушителей, участники дискуссии сошлись в том, что уже в ближайшее время использование беспилотных летательных аппаратов станет таким же массовым, как, например, смартфонов, и меры по совершенствованию законодательного и технического регулирования их использования — насущная задача, требующая оперативного решения.

Поделиться:

другие новости