X Всероссийская Конференция «Транспортная безопасность и технологии противодействия терроризму»
 Экспертный круглый стол «ОТБ на этапе проектирования и строительства: новые НПА»

Президент России обсудил с Правительством реформу КНД

14.01.2021  |  13:56

Правительство рассматривает реформу лицензионно-разрешительной деятельности по принципу «регуляторной гильотины».

Президент России обсудил с Правительством реформу КНД

На совещании Президента России с членами Правительства РФ, прошедшем 13 января 2021 года в режиме видеоконференции, глава государства затронул вопрос реформы контрольно-надзорной деятельности, отметив, что с 1 июля текущего года вступает в силу Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле».

Заместитель Председателя Правительства РФ – руководитель аппарата Правительства РФ Дмитрий Григоренко рассказал о том, как реализуются положения ФЗ №248-ФЗ, какие действия предпринимает по этому поводу Правительство РФ и что в этой связи важно знать как органам надзора, так и предприятиям, в отношении которых применяются надзорные процедуры.

По словам Дмитрия Григоренко, результатом инвентаризации административных предписаний, являющихся обязательными для бизнеса, стала отмена порядка 33 процентов обязательных требований. Около 11 800 нормативно-правовых актов, из которых более 8800 документов – это документы ещё Советского Союза, были признаны либо избыточными, либо дублирующими другие нормы.

Однако освобождение от устаревшей нормативной базы — не единственная задача «регуляторной гильотины». Не менее важной стала задача актуализации обязательных требований, приведение в соответствие интересов общества и бизнеса в плане сохранения контроля за важными процессами со стороны государства при одновременном снижении административной и финансовой нагрузки на бизнес. Эта работа была проведена с участием представителей общественных организаций участников рынка на площадке Министерства экономического развития. Кроме того, Дмитрий Григоренко обратил внимание на то, что ФЗ №248-ФЗ законодательно закрепляет обязательность процесса актуализации с периодичностью в шесть лет, таким образом, актуализация будет вестись непрерывно и учитывать изменения экономической конъюнктуры.

Второе важное достижение реформы контрольно-надзорной деятельности — это работа над изменением процедур проверки. В настоящий момент существует около 200 видов контроля, по каждому из которых установлены свои правила, сроки и критерии проверки. Для снижения «административного пресса», считает Дмитрий Григоренко, необходимо изменить процедуры проверки. Для этого приняты нормативные акты, которые, во-первых, унифицируют требования при всех видах контроля и, во-вторых, закрепляют применение риск-ориентированного подхода при проведении контрольно-надзорной деятельности: проверки проводятся там, где высок риск несоблюдения обязательных требований, где в результате такого несоблюдения может возникнуть риск для жизни, здоровья или безопасности граждан. Существовавшая ранее практика плановых и обязательных проверок всех субъектов, независимо от того, насколько тщательно они соблюдают обязательные требования, должна измениться.

Еще одной важной новацией, которая вводится в контрольно-надзорной деятельности, становится досудебное обжалование результатов надзора, деятельности или бездеятельности надзорных органов и их должностных лиц. Процедура становится обязательной с 1 января 2023 года, в 2020 году был запущен пилотный проект, в котором участвовали Росздравнадзор, МЧС и Ростехнадзор. В декабре 2020 года к пилотному проекту подключились ещё 16 ведомств, с февраля 2020 года они тоже будут участвовать в эксперименте по досудебному обжалованию КНД. («Индустрия безопасности» ранее уже рассказывала о параметрах эксперимента и применяемых процедурах)

По словам Дмитрия Григоренко, оптимизации требует и лицензионно-разрешительная деятельность. В Российской Федерации сейчас лицензируется 54 вида деятельности и порядка 500 так или иначе связаны с необходимостью получения разрешений, сертификатов, аккредитаций и других разрешительных документов. В области лицензионно-разрешительной деятельности также много архаики, и здесь можно было бы применить тот же механизм, что и в «регуляторной гильотине» с целью упрощения и перевода в электронный вид документов для видов деятельности, требующих разрешений и лицензий. Об этом сообщила пресс-служба администрации Президента Российской Федерации.

Источник фото: commons.wikimedia.org.

Поделиться:

другие новости