X Всероссийская Конференция «Транспортная безопасность и технологии противодействия терроризму»
Экспертный круглый стол «Пункт управления ОТБ: важные вопросы и успешные решения»

ОТБ водного транспорта: комментарии Росморречфлота и Ространснадзора

10.02.2021  |  11:46

Ответы экспертов на вопросы участников круглых столов, посвященных новым отраслевым НПА.

ОТБ водного транспорта: комментарии Росморречфлота и Ространснадзора

Осенью 2020 года АНО «Индустрия безопасности» были организованы экспертные дискуссии, посвященные новым требованиям по обеспечению транспортной безопасности транспортных средств (ПП РФ от 8 октября 2020 г. № 1637) , категорированных (ПП РФ от 8 октября 2020 г. № 1638) и не подлежащих категорированию (ПП РФ от 10 октября 2020 г. № 1651) объектов транспортной инфраструктуры морского и внутреннего водного транспорта.

Эфир круглого стола «Безопасность ТС и ОТИ водного транспорта: новые требования» состоялся 11 ноября, а 16 декабря специалисты обсудили специфику применения новых НПА на плавучих платформах

Участники круглых столов задавали вопросы экспертам непосредственно в чате трансляций. В силу временных ограничений не все они были рассмотрены в ходе эфира. Список вопросов был сформирован и направлен в заинтересованные ведомства: Росморречфлот и Ространснадзор.
Публикуем ответы экспертов.

Ответы экспертов Федерального агентства морского и речного транспорта

Попадают ли под требования ПП РФ от 08.10.2020 г. №1637 суда, которые используются исключительно для внутренних потребностей предприятия, связанных с доставкой сотрудников и грузов на морские ОТИ?

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1637 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для транспортных средств морского и внутреннего водного транспорта (далее –Требования, утвержденные Постановлением № 1637). Перечень транспортных средств морского и внутреннего водного транспорта (далее – ТС), в отношении которых действует законодательство о транспортной безопасности, определен частью 11 статьи 1 Федерального закона «О транспортной безопасности» от 09.02.2007 № 16-ФЗ (далее – Закон) и пунктом 2 Требований, утвержденных Постановлением № 1637.

Содержание положений указанных нормативных правовых актов свидетельствует о том, что законодательство о транспортной безопасности в полной мере действует в отношении судов, которые используются исключительно для внутренних потребностей предприятия, связанных с доставкой сотрудников и грузов на морские ОТИ.

Необходимо ли в обязательном порядке проводить в отношении ОТИ, на которые уже утверждены оценки уязвимости, еще раз оценку уязвимости или дополнительную оценку уязвимости для последующей разработки планов транспортной безопасности?

Согласно подпункту 5 пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1638 (далее - Требования, утвержденные Постановлением № 1638) субъекты транспортной инфраструктуры (далее – СТИ) в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (далее – ОТИ) обязаны обеспечить проведение оценки уязвимости ОТИ и представление ее результатов на утверждение в Федеральное агентство морского и речного транспорта в установленном порядке в течение 3 месяцев (для СТИ, осуществляющих закупки работ и услуг в связи с указанной оценкой уязвимости в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в течении 5 месяцев) с даты размещения на официальном сайте Федерального агентства морского и речного транспорта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о присвоении категории ОТИ, которое сопровождается соответствующим уведомлением СТИ по электронной почте и в письменном виде.

На основании подпункта 6 пункта 5 Требований, утвержденных Постановлением № 1638, СТИ в целях обеспечения транспортной безопасности ОТИ обязаны на основании утвержденных результатов оценки уязвимости ОТИ представить в Росморречфлот план ОТИ в течение 3 месяцев с даты утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ. ответственность за невыполнение указанных требований предусмотрена статьей 11.15.1 КоАП РФ.

Необходимо ли в обязательном порядке проводить в отношении ТС, в том числе конвенционных судов, оценку уязвимости, разработку планов ОТБ, оснащение ТСОТБ, если все это было реализовано год назад?

В соответствии с подпунктом 5 пункта 4 Требований, утвержденных Постановлением № 1637 СТИ (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности обязаны обеспечить в течение 3 месяцев с даты включения транспортного средства в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств проведение оценки уязвимости ТС и утверждение ее результатов в соответствии с частями 2.1, 3 и 5 статьи 5 Федерального закона «О транспортной безопасности».

Подпунктом 6 пункта 5 Требований, утвержденных Постановлением № 1637 установлено также, что СТИ (перевозчики) обязаны разработать и не позднее 3 месяцев со дня утверждения оценки уязвимости ТС направить на утверждение в Росморречфлот план обеспечения транспортной безопасности ТС. Одновременно, согласно требованиям, утвержденным Постановлением № 1637, и приказу Минтранса России от 12.04.2010 № 87 в случае, если результаты оценки уязвимости и планы обеспечения транспортной безопасности ранее были утверждены в соответствии с требованиями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16.07.2016 № 678, должна быть проведена дополнительная оценка уязвимости, в части новаций, внесенных требованиями, утвержденными Постановлением № 1637.

Какой порядок замены утвержденных планов обеспечения транспортной безопасности в отношении ОТИ и ТС?

Замена утвержденных планов обеспечения транспортной безопасности ОТИ и ТС может быть осуществлена после разработки и утверждения планов обеспечения транспортной безопасности, разработанных в соответствии с новыми Требованиями. Предыдущие планы обеспечения транспортной безопасности ОТИ и ТС, являющиеся носителями информации ограниченного доступа, подлежат уничтожению в соответствии с правилами обращения со сведениями ограниченного доступа, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2015 № 1257.

В связи с подписанием приказа Минтранса РФ от 25.09.2020 № 377, ОТИ, которые были в Реестре, будут автоматически перенесены в новый реестр?

В целях исполнения требований, утвержденных Постановлением № 1637, всем СТИ целесообразно представить в Федеральное агентство морского и речного транспорта полную и достоверную информацию для включения ОТИ и ТС в новый Реестр ОТИ и ТС, который формируется в соответствии с приказом Минтранса России от 25.09.2020 № 377.

Для включения в новый Реестр СТИ должны отправить в Росморречфлот заявление и приложение к нему. Образцы заявления на внесение в Реестр ОТИ и ТС, а также сведения, которые должны предоставить СТИ при заполнении заявления, размещены на официальном сайте Росморречлота http://morflot.gov.ru в разделе «Транспортная безопасность».

Будет ли принят паспорт на ТС, если отсутствует аттестация у сил ОТБ и, если срок аттестации указать в паспорте ОТБ?

Оснований для отказа в приеме паспорта обеспечения транспортной безопасности ТС, представленного СТИ в компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности, не установлено. Вместе с тем, в случае предоставления СТИ неполного комплекта документов, предусмотренного частью 4.1 статьи 9 Закона (два экземпляра утвержденного паспорта обеспечения транспортной безопасности ТС и его электронная копия) паспорта обеспечения транспортной безопасности ТС могут быть не приняты.

Нужно ли заново определять конфигурацию и границы ЗТБ ОТИ и согласовывать документ с ФАМРТ до проведения дополнительной оценки уязвимости или можно это делать одновременно?

Согласование конфигурации и границ ЗТБ ОТИ с компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности перед проведением дополнительной оценки уязвимости нормативными правовыми актами в области обеспечения транспортной безопасности не предусмотрено.

Согласно типовой форме Паспорта он может разрабатываться на группу судов. Порядок группировки не установлен ни одним действующим в новой редакции документом. По какому принципу суда можно объединить в группу?

В настоящее время порядок объединения судов в группу нормативными правовыми актами в области обеспечения транспортной безопасности не регламентирован.

Могут ли в полном объеме выполнять задачи по обеспечению транспортной безопасности на грузопассажирском пароме, толкаемом теплоходом, члены экипажа данного теплохода, согласно закрепленным обязанностям без дополнительного привлечения сил ПТБ?

В соответствии с пунктом 7 Требований, утвержденных Постановлением № 1637, СТИ (перевозчики) в отношении любого ТС обязаны обеспечить его защиту от актов незаконного вмешательства в соответствии с паспортом транспортного средства силами обеспечения транспортной безопасности, а в установленных настоящим документом случаях – подразделениями транспортной безопасности (далее – ПОТБ).

Формирование ПОТБ осуществляется в соответствии с Порядком аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и требованиями к ним, утвержденным приказом Минтранса России от 01.04.2015 № 145.

Пункт 32 ПП РФ от 10.10.2020г. № 1652 звучит: «Аттестация проводится с периодичностью в 5 лет». Касаются ли данные изменения ранее аттестованных специалистов СОТБ или только вновь аттестованных специалистов СОТБ? В случае распространения новых требований на всех специалистов СОТБ, какова процедура замены или продления свидетельства об аттестации?

Во исполнение новой редакции пункта 32 Правил аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2015 № 172 (далее - Правила аттестации), Свидетельства об аттестации сил обеспечения транспортной безопасности будут выдаваться органом аттестации сроком на 5 лет с момента вступления силу нового Правила аттестации. В соответствии с пунктом 35 Правил аттестации ранее выданные Свидетельства об аттестации будут аннулироваться органом аттестации по истечению срока, на который они выдавались.

Будет ли подготовлена Методика проведения оценки уязвимости акватории морского порта? И где с ней можно будет ознакомиться?

Разработка Методики проведения оценки уязвимости акватории морского порта положениями законодательством в области обеспечения транспортной безопасности не предусмотрена.

ПП РФ от 10.10.2020 г. № 1651 устанавливает отсрочку в 6 месяцев с даты утверждения плана ОТБ для формирования штатного ПТБ или привлечения ПТБ на договорной основе. Не возникнут ли, в связи с этим, вопросы и замечания в Росморречфлоте при рассмотрении Планов транспортной безопасности акваторий морских портов? И на основании каких сведений, в этом случае, осуществлять разработку планов ОТБ, так как ряд разделов плана разрабатывается на основании информации о ПТБ?

Согласно подпункту 7 пункта 6 требований, утвержденных Постановлением № 1651, капитан морского порта во взаимодействии с ФГУП «Росморпорт» обязан разработать, принять и исполнять внутренние организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности акватории морского порта и являющиеся приложением к плану транспортной безопасности, в том числе в случае формирования подразделения транспортной безопасности – положение о сформированном подразделении транспортной безопасности, в случае привлечении подразделения транспортной безопасности приложением к плану транспортной безопасности является копия договора о защите акватории морского порта от актов незаконного вмешательства (прикладываются в течение 6 месяцев с даты утверждения плана обеспечения транспортной безопасности).
С учетом данного положения основание для не утверждения такого плана по указанному обстоятельству отсутствует.

Пункт 4 ПП РФ от 08.10.2020 г. №1637: «Субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации, обязаны… (далее по тексту)». Кто подпадает под Международные требования Главы XI-2 МК СОЛАС и Кодекса ОСПС: ледокольный флот или суда, которые проводят во льдах ледоколы? Некоторые ледоколы не имеют международных судовых документов, имеют только национальные.

Перечень судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации, регламентирован пунктом 3.1 части А Кодекса ОСПС.

Согласно ПП РФ от 08.09.2020 г. №1637 паспорта ТС и ОТИ, а также оценка уязвимости ТС и ОТИ, категорирование ТС и ОТИ должны быть разработаны и одобрены в срок до 08.03.2021г., но в разъяснениях Ространснадзора указывается срок до 22.11.2020г. и предоставление информации в ФАМРТ до 30.11.2020г. Какие сроки должны быть соблюдены?

Согласно части 1.3 статьи 9 Федерального закона "О транспортной безопасности" паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства должен быть разработан и утвержден СТИ в течение одного месяца с даты вступления в силу соответствующих требований по обеспечению транспортной безопасности для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, и транспортных средств по видам транспорта.

Какой реестровый номер транспортного средства указывать в паспорте ТС. Старый, присвоенный в 2012 г., или ждать присвоения нового реестрового номера?

Приказом Минтранса России от 15.09.2020 № 377 отменены положения приказа Минтранса России от 29.01.2010 № 22. В связи с формированием нового реестра и присвоением ОТИ и ТС актуализированных реестровых номеров, соответствующих требованиям приказа Минтранса России от 15.09.2020 № 377, категорированные и не подлежащие категорированию ОТИ, а также ТС включаются (исключаются) в реестр ОТИ и ТС по заявлению СТИ.

Актуальный реестр ОТИ и ТС размещен на официальном сайте Росморречлота http://morflot.gov.ru в разделе «Транспортная безопасность». Пересмотр значений ранее присвоенных ОТИ категорий станет возможным после регистрации в Минюсте России приказа Минтранса России "О критериях категорирования ОТИ и их количественных показателях". Типовой формой паспорта ТС обязательность указания реестрового номера ТС не предусмотрена.

Будет ли таблица с необходимой информации для категорированных объектов и транспортных средств (как это было ранее для реестра категорированных ОТИ и ТС)?

Количественные показатели критериев категорирования ОТИ будут содержаться в приказе Минтранса России "О критериях категорирования ОТИ и их количественных показателях", который в настоящее время находится на регистрации в Минюсте России.

В соответствии с ПП РФ от 10.10.2020г. № 1651 какие участки внутренних водных путей отнесены к объектам транспортной инфраструктуры, не подлежащим категорированию?

В соответствии с пунктом 3 Перечня участков автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромов, посадочных площадок, а также обеспечивающих функционирование транспортного комплекса зданий, сооружений и помещений для обслуживания пассажиров и транспортных средств, погрузки, разгрузки и хранения грузов повышенной опасности и (или) опасных грузов, на перевозку которых требуется специальное разрешение, являющихся объектами транспортной инфраструктуры, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.09.2020 № 1442, к ОТИ отнесены расположенные в границах Южного федерального округа участки внутренних водных путей протяженностью 100 м соответственно вверх и вниз по течению от опор мостов.

Необходимо ли категорировать диспетчерские по комплексному обслуживанию флота речных судов?

Полный перечень ОТИ, в отношении которых действуют положения Федерального закона «О транспортной безопасности» установлен частью 5 статьи 1 данного Федерального закона и перечнем ОТИ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.09.2020 № 1442. Взамен приказа Минтранса России от 23.07.2014 № 196 перечень ОТИ не подлежащих категорированию до настоящего времени не установлен.

В отношении объектов транспортной инфраструктуры (морские платформы, блок-кондукторы, буровые установки и т.д.), которые ранее были включены в реестр категорированных ОТИ и ТС ФАМРТ, в соответствии с требованиями ПП РФ 1638, необходимо проводить дополнительную оценку уязвимости или оценку уязвимости?

В соответствии с подпунктом «е» части 5 статьи 1 Федерального закона «О транспортной безопасности» к объектам транспортной инфраструктуры, в отношении которых действуют требования законодательства о транспортной безопасности, отнесены расположенные во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки, сооружения, в том числе гибко или стационарно закрепленные в соответствии с проектной документацией на их создание по месту расположения плавучие (подвижные) буровые установки (платформы), морские плавучие (передвижные) платформы, за исключением подводных сооружений (включая скважины). Проектом нормативного акта, издаваемым взамен приказа Минтранса России от 23.07.2014 № 196, включение данных объектов в перечень ОТИ, которые не будут подлежать категорированию, не предусмотрено. В данной связи представляется, что в отношении указанных ОТИ необходимо будет проводить мероприятия по оценке их уязвимости или дополнительной оценке уязвимости.


Ответы экспертов Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

Во избежание привлечения к административной ответственности, с учетом вступления в силу новых требований по обеспечению транспортной безопасности, какие меры может предпринять СТИ в отношении инспекторского предписания Ространснадзора (2020 года) о том, что СТИ не предоставил в ФАМРТ на утверждение планы обеспечения транспортной безопасности в отношении ОТИ и ТС?

По фактам неисполнения предписаний, выданных на основании требований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2016 № 678 и срок исполнения которых наступает после вступления в законную силу требований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8.10.2020 № 1638, меры административного воздействия не применяются.

Из ПП РФ от 08.10.2020 г. №1637 п.4: «Субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации, обязаны… (далее по тексту)». Кто подпадает под Международные требования Главы XI-2 МК СОЛАС и Кодекса ОСПС: ледокольный флот или суда, которые проводят во льдах ледоколы? Некоторые ледоколы не имеют международных судовых документов, имеют только национальные.

Статья 4 постановления Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1637 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств морского и внутреннего водного транспорта» определяет (через перечисление) транспортные средства, в отношении которых субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) обязаны выполнять указанный перечень мероприятий, а именно: суда ледокольного флота и суда, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации.

Согласно ПП РФ от 08.09.2020 г. №1637 паспорта ТС и ОТС, а также оценка уязвимости ТС и ОТС, категорирование ТС и ОТС должны быть разработаны и одобрены в срок до 08.03.2021 г., но в разъяснениях Ространснадзора указывается срок до 22.11.2020 г. и предоставление информации в ФАМРТ до 30.11.2020 г. Какие сроки должны быть соблюдены?

Для судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям и судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств необходимо обеспечить проведение оценки уязвимости в течение 3 месяцев с даты включения транспортного средства в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и разработать не позднее 3 месяцев со дня утверждения оценки уязвимости транспортного средства, и направить на утверждение в Федеральное агентство морского и речного транспорта план транспортного средства.

Для судов, не относящихся к вышеуказанной группе, разрабатывают и утверждают соответственно паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства.

Сроки разработки и утверждения паспортов обеспечения транспортной безопасности транспортного средства представлены в п.1.1 статьи 9 ФЗ № 16.

Для подтверждения подлинности электронной подписи, необходим доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для входа на портал государственных услуг Российской Федерации (https://www.gosuslugi.ru/pgu/eds/), где вы можете проверить квалифицированную электронную подпись.


Источник фото: pixabay.com.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram
 

Поделиться:
Александр
15.02.2021 | 11:36
К сожалению с выходом новых подзаконных актов легче не становится, а судовладельцы несут ещё большие расходы на то что уже выполнили по предыдущим требованиям!По факту деньги которые могли бы пустить на ремонт флота, на оснащение они в третий раз должны пустить на бумагу которая не какой реальной защиты не несет!Складывается впечатление что начиная с Приказа Минтранса №41 под предлогом безопасности судовладельцев которые стараются работать по белому доют как коров!А из статьи не понятно, зачем нужен такие "эксперты" работающие в ФАМРТ которые на вполне логичный вопрос отвечает на ссылки законодательства, я и сам в состоянии прочитать тот или иной пункт закона!Тут задают вопрос про то как исполнят тот или иной пункт требований а "эксперт" опят даёт ссылку на закон или требования! Это просто позор!"Содержание положений указанных нормативных правовых актов свидетельствует о том, что законодательство о транспортной безопасности в полной мере действует в отношении судов, которые используются исключительно для внутренних потребностей предприятия," - как реализация требований ТБ в отношении судов которые предприятие используют для внутренних целей влияет на безопасность в целом, если на данном судне даже посторонних лиц нет! А судовладельцу для реализации требований ТБ на судне типа "Комсомолец!" нужно затратить, если все делать по честному порядка 3 миллионов примерно! Могу даже расчеты привести! При этом выполнение данных требований не гарантирует что от Ространснадзора не будет предписаний!!В общем требования как были в Приказе Минтранса №41 так они и перекопируются дальше в 678 теперь в 1637,1638, а разработкой данных требований занимается человек явно далёкий от флота! Так как реализовать требования на Дебаркадере, понтоне, т/х Москва, т/х ОМ фактически не возможно в связи с тем что дебаркадеры понтоны один член экипажа, на т/х три при этом текучка каждый год, стоимость подразделения примерно 5 человек 1 000 000 рублей, а смен нужно три минимум так как есть ещё ТК РФ!!!! Эти плав объекты и суда столько не стоят!В общем тут долго можно чего писать касаемо реализации 16 ФЗ на речном транспорте, подводных камней очень много, но при этом штрафуют уже сейчас, а такие "эксперты" не могут не чего разъяснить!
Александр
15.02.2021 | 11:41
1 000 000 руб. это стоимость нанятых ПТБ то есть эта стоимость в месяц! При этом Дебаркадер или понтон не приносят прибыли для предприятия!

другие новости