X Всероссийская Конференция «Транспортная безопасность и технологии противодействия терроризму»

Пункты управления системами безопасности: проблемы и перспективы

22.04.2021  |  16:04

Эксперты обсудили, как будут развиваться пункты управления ОТБ на транспорте, какие дополнения необходимо внести в НПА.

Пункты управления системами безопасности: проблемы и перспективы

22 апреля 2021 года состоялось организованное АНО «Индустрия безопасности» заседание экспертного круглого стола «Пункт управления ОТБ: важные вопросы и успешные решения». Тема вызвала большой интерес профессионального сообщества: в дискуссии приняли участие более двухсот пятидесяти слушателей, с докладами выступили десять экспертов – представители федеральных агентств Минтранса РФ, транспортного надзора, проектных организаций. Обсуждались актуальные вопросы создания пунктов управления ОТБ, их оснащения, проектирования и госэкспертизы проектов строительства ПУОТБ.

Заместитель начальника Управления транспортной безопасности Росжелдора Виктор Кекул рассказал о специфике создания и эксплуатации пунктов управления ОТБ на железнодорожном транспорте. В частности, на железнодорожных мостовых переходах ПУОТБ размещаются либо на самих объектах, либо на ближайших к ним станциях. На железнодорожных вокзалах пункты управления располагаются либо в специализированных помещениях на станции (железнодорожные посты электрической централизации). Отметив, что в профильном нормативно-правовом документе – постановлении Правительства РФ от 8.10.2020 №1633 – отсутствуют требования к размещению пунктов управления и категории зданий, в которых они должны размещаться, Виктор Кекул сказал, что в ближайшее время Минтранс подготовит по этому вопросу нормативный документ – либо в формате дополнения к ПП №1633, либо в виде отдельного НПА.

Владимир Смолка, заместитель начальника Управления транспортной безопасности Росавтодора, также затронул тематику отраслевой специфики функционирования пунктов управления ОТБ. В отличие от других видов транспорта, в регулятивных документах по пунктам управления ОТБ дорожной инфраструктуры допускается использование единого ПУОТБ на нескольких объектах – автодорогах или участках трасс. Подобный подход, отметил Владимир Смолка, реализован в Сочинском транспортном узле, где создан единый пункт управления инженерной инфраструктурой обеспечения безопасности для всех автодорог.

О специфике ПУОТБ на морском и речном транспорте рассказал заместитель начальника Управления транспортной безопасности Росморречфлота Леонид Новиков. Упомянув о том, что базовые принципы организации пунктов управления ОТБ на транспорте едины, он отметил, что требование непрерывности функционирования, существующее на других видах транспорта, для объектов морского и речного транспорта имеет исключение: если на объекте прекращена или отсутствует навигация, ПУОТБ может перестать обмениваться информацией о состоянии объекта.

Главный специалист ОАО «НИПИИ «Ленметрогипротранс» Галина Кузьмина поделилась опытом проектирования и внедрения пунктов управления ОТБ на объектах Санкт-Петербургского метрополитена. Серверная часть ПУОТБ в метро Санкт-Петербурга размещается в пунктах досмотра, что позволяет совмещать в одной локации досмотр и управление инфраструктурой безопасности. Так же, как и другие участники круглого стола, она отметила отсутствие нормативно-правовых документов, регламентирующих структуру и размещение пунктов управления ОТБ.

Представители компаний, занимающихся проектированием, строительством и оснащением пунктов обеспечения транспортной безопасности: директор по развитию бизнеса WEYTEC в России и СНГ Николай Поборцев, главный инженер проекта отдела транспортной безопасности и АСУДД «ВТМ-дорпроект» Роман Фроликов, руководитель направления ПСЦ «Электроника» Андрей Новосельцев и президент консорциума «Интегра-С» Владимир Куделькин — рассказали о специфике программного и аппаратного обеспечения ПУОТБ, о базовых принципах проектирования пунктов управления безопасностью и ситуационных центров. Главный вектор развития такого типа систем – максимально широкая интеграция информации из различных источников, организация каналов управления датчиками и конечным оборудованием, предиктивная аналитика и поддержка принятия решений ответственными за ОТБ лицами. В идеале такие системы должны исключить «человеческий фактор» – ошибки и инсайды операторов, недостаточно быструю реакцию на события и тому подобное и стать автоматизированными системами управления безопасностью.

Выступление Дмитрия Шильникова, начальника отдела госэкспертизы инженерных изысканий и проектной документации объектов инженерного обеспечения ГАУ МО «Мособлгосэкспертиза», наиболее радикально обозначило проблему, о которой упоминали практически все докладчики – отсутствие технических требований к пунктам управления ОТБ. Законодательство не регламентирует категорию таких зданий, а для проведения экспертизы проектов это необходимое требование, без него нельзя проверить корректность проекта, его соответствие нормативам, и главное – нельзя оценить финансовую эффективность предложенных проектировщиком решений.

Подытожил дискуссию советник руководителя Ространснадзора Владимир Черток. Он отметил, что участники дискуссии сосредоточились на рассмотрении технических аспектов ПУОТБ: управления техническими средствами ОТБ, параметрах зданий и помещений пунктов управления. Между тем ПУОТБ предназначен не только для этого, его функции шире: он предназначен и для управления силами обеспечения транспортной безопасности (специализированными подразделениями транспортной безопасности), и для взаимодействия с другими системами безопасности, с которыми он интегрирован.

Партнерами экспертного круглого стола выступили компании WEY Technology, ПСЦ «Электроника» и консорциум «Интегра-С».


Внимание! Записи этого и других  эфиров можно приобрести онлайн на странице вебинары⇒

Уважаемые читатели, коллеги и партнеры!

Что сегодня, по вашему мнению,  волнует отрасль безопасности? 

Поделиться:

другие новости