Форум «Транспортная безопасность на этапе проектирования и строительства» пройдет в Москве

ФСБ России сформировала список надежных компаний, рекомендованных Минтрансу России для работы в сфере транспортной безопасности

08.03.2015  |  16:49

5 мая 2015 года на базе Московской государственной академии водного транспорта состоялась неформальная встреча представителей ФСБ России, ГосНИИГА, Минтранса России, Ассоциации «Транспортная безопасность» и журнала «Транспортная безопасность и технологии».

ФСБ России сформировала список надежных компаний, рекомендованных Минтрансу России для работы в сфере транспортной безопасности

ФСБ России сформировала список надежных компаний, рекомендованных Минтрансу России для работы в сфере транспортной безопасности (ТБ) и назвала примерную дату введения обязательной сертификации средств ТБ

5 марта 2015 года на базе Московской государственной академии водного транспорта состоялась неформальная встреча представителей ФСБ России (во главе с Абрамовым Ю.В.), ГосНИИГА (Тихонов В.Ф.), Минтранса России и Ассоциации «Транспортная безопасность». Во встрече принял участие представитель журнала «Транспортная безопасность и технологии».   


На повестке вопрос - как повысить уровень транспортной (авиационной) безопасности и защитить транспортный комплекс от некачественных систем, приборов и недобросовестных поставщиков.


Дело в том, что в 2010 году ранее созданная в соответствии с воздушным законодательством и существовавшая обязательная сертификация средств авиационной безопасности была отменена. Это во многом обусловило появление фактов поставки некачественного и неэффективного досмотрового оборудования, систем ограждения и охраны периметра аэропортов. А это, в свою очередь ставит под сомнение саму правомерность осуществления перевозочной деятельности и осуществление полетов.

В последние годы зафиксирован ряд фактов поставки некачественных средств обеспечения транспортной безопасности. Одним из ярких примеров является поставка 47 рентгено-телевизионных интроскопов (РТИ) для девяти железнодорожных вокзалов г. Москвы.

Все поставленные РТИ конвейерного типа «Rossi-100 80» не соответствуют заявленным техническим характеристикам (глубина проникновения, разрешающая способность по медной прооволочке, радиационная защита и др.). Это было подтверждено  ФГУП ГосНИИГА в рамках арбитражного судопроизводства. 

Серьезные претензии вызвала система охранной сигнализации зданий и сооружений, установленная в аэропорту «Домодедово», а также в «Аэропорту Кольцово», в Международном аэропорту «Казань» и др. 

В аэропортах, начиная с 2008 года в качестве технических средств досмотра используются радиоволновые сканеры Safe Scout (Pro Vision) производства американской компании L-3 Communications, предназначенные для досмотра пассажиров и выявления предметов, спрятанных под одеждой и на теле человека. Однако опыт эксплуатации данных средств досмотра показал, что влажная одежда экранирует и позволяет пронос предметов и веществ, запрещенных к перевозке на воздушных судах гражданской авиации. Это было выявлено в ходе инспекционных проверок.

В ходе дискуссии были названы и другие проблемы в сфере технических средств обеспечения ТБ, о которых уже сообщалось на страницах журнала «Транспортная безопасность и технологии» и указывалось в переписке редакции.   

В связи с отменой ранее существовавшей обязательной сертификации в сфере авиационной безопасности, ФСБ России ввело практику подтверждения соответствии оборудования, предполагаемого к закупке и установке в аэропортах. Получили распространение так называемые Заключения. Предварительно со стороны ФСБ России были разработаны технические требования к такому оборудованию. 

Кроме того, в ходе различных проверок и испытаний оборудования ФСБ России был сформирован перечень компаний, заслуживающих доверие, оборудование которых рекомендовано Минтрансу России к применению на объектах транспортного комплекса (хотя некоторым участникам заседания это показалось недостаточно правомерным). Со слов участников совещания от ФСБ России этот перечень постоянно будет корректироваться.

Здесь уместно вспомнить о предложении ГУП «Санкт-Петербургский метрополитен» в части ограничения доступа недобросовестным компаниям для участия в конкурсных торгах на закупку приборов и оборудования ТБ (подробнее >).   

Параллельно, независимо друг от друга, ГосНИИГА Минтранса России была введена практика проведения добровольной сертификации в рамках действующего законодательства. Этому способствовало наличие соответствующей технической базы, испытательного оборудования, наличие квалифицированного персонала. Были разработаны и утверждены соответствующие стандарты.

По мнению собравшихся сложившаяся ситуация во многом объясняется  затянувшимся на 5 лет процессом внедрения  обязательной сертификации технических средств обеспечения ТБ. Этим и обусловлено стремление госструктур оградить транспортный комплекс от некачественного оборудования и недобросовестных поставщиков.

Кстати, согласно п.8 статьи 12.2 ФЗ -16 «О транспортной безопасности» указанные выше системы подлежат обязательной сертификации. В соответствии с Распоряжением Правительства РФ №1285-Р от 30 июля 2010 года (приложение №8) на ФСБ России было возложено создание и оснащение испытательных сертификационных центров (скачать >). 


ФСБ России подготовлен проект постановления Правительства РФ, в котором определены пять уполномоченных в области сертификации федеральных органов исполнительных власти:

  • ФСБ России (досмотровая техника, средства подавления радиосигналов и локализации взрывов, интеллектуальное видеонаблюдение);
  • МВД России (СКУД, сигнализация, видеонаблюдение, аудио- и видеозаписи);
  • Минтранс России (системы сбора и обработки информации);
  • МЧС России (средства оповещения);
  • Россвязь (средства связи, приема и передачи информации). 

Более подробно об этом читайте в журнале «Транспортная безопасность и технологии» №3-2014 г. (стр.24-25) >


В настоящее время проект прошел все согласования и доработки. При этом учтена часть предложений и замечаний Комиссии по Авиации общего назначения. 

Ожидается, что постановление будет утверждено Правительством РФ в марте- апреле 2015 года, а сама сертификация «заработает», как минимум, спустя полгода после утверждения. 


Кроме того, готов комплект всей необходимой документации. Аккредитацией испытательных лабораторий и органов по сертификации будет заниматься Росаккредитация и соответствующий федеральный орган исполнительной власти в пределах своей сферы ответственности. 

В ходе встречи также были обсуждены варианты взаимодействия и объединения усилий и потенциалов  ФСБ России и ГосНИИГА. Принято решение о продолжении общения и выработке соответствующих предложений для руководства Минтранса России.

В целом встреча больше напоминала обмен опытом работы двух высоко профессиональных коллективов и специалистов разных ведомств, но решающих одну общую задачу по защите транспорта от актов незаконного вмешательства.   

Полный отчет о встрече, а также информация о принятых решениях по внедрению обязательной сертификации в области ТБ, соответствующие требования и порядок аккредитации будут опубликованы в готовящемся выпуске журнала «Транспортная безопасность и технологии».


Редакция журнала 
«Транспортная безопасность и технологии» 

  

Поделиться:
Анатолий Лёвочкин
11.03.2015 | 05:31
Субъект выполнил План ТБ ОТИ в разделе оснащения ИТСО. После вступления в силу вышеозначенных требований, какие дополнительные обязанности будут возложена на субъекта? Самостоятельно провести сертификацию или переоснастить всё по новой начиная с нового Плана ТБ ОТИ? Думается, что требования Федерального закона №16-ФЗ, приказа Минтранса №40-2011 установлены только в отношении новых вводимых и вновь категорированных ОТИ, а не любого оборудования ОТИ , используемого на действующем объекте попавшем в Реестр категорированных ОТИ в процессе осуществления уставных видов деятельности. Следовательно, требования к техническим средствам обеспечения ТБ по обязательной сертификации (системы и средства сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи, связи, оповещения, сбора, обработки, приема и передачи информации) распространяются не на все оборудование, используемое на ОТИ в процессе осуществления уставных видов деятельности, а только на прописанное в исполненном Плане ТБ ОТИ;
admin
13.03.2015 | 19:54
Разумеется не на все оборудование. В противном случае после принятия указанного проекта постановления Правительства РФ и введения в действие обязательной сертификации, пришлось бы все ранее установленное оборудование снять и передать на сертификацию. Поэтому предполагается, что это требование будет касаться лишь вновь устанавливаемого оборудования, включенного в специальный перечень оборудование.

другие новости