VIII Всероссийская Конференция «Транспортная безопасность и технологии противодействия терроризму-2019»
Принять участие в Конференции по транспортной безопасности в Казани

Безопасность железнодорожных переездов: ответственность, финансирование и техническое оснащение

14.04.2016  |  09:31

13 апреля 2016 г. в издательском доме «Гудок» состоялся «Круглый стол» на тему «Безопасность на железнодорожных переездах: законодательное регулирование, новые технологические решения для предупреждения аварий». 

Безопасность железнодорожных переездов: ответственность, финансирование и техническое оснащение

13 апреля 2016 г. в издательском доме «Гудок» состоялся «Круглый стол» на тему «Безопасность на железнодорожных переездах: законодательное регулирование, новые технологические решения для предупреждения аварий». 

В мероприятии приняли участие представители МВД России, Росавтодора, ОАО «РЖД», эксперты в области железнодорожной инфраструктуры и дорожного хозяйства, а также российские и зарубежные компании-производители ИТСО. 

В ходе дискуссии эксперты обсудили проблемы обеспечения безопасности дорожного движения на железнодорожных переездах и рассмотрели основные проблемы, с которыми сталкиваются участники дорожного движения.

Вопросы обеспечения безопасности дорожного движения на железнодорожных переездах, финансирования оборудования железнодорожных переездов техническими устройствами, а также вопросы о том, кто ответственен за установку систем безопасности на данный момент, остаются открытыми. 

Участники Круглого стола получили последний актуальный выпуск отраслевого издания "Транспортная безопасность и технологии", материалы которого внимательно изучали перед началом мероприятия.

Директор Уральского отделения ВНИИЖТ Александр Белоногов поднял проблему ответственности автомобилистов. Он уверен, что «надо перекладывать ответственность на акционерные и страховые общества и разделять ответственность за происшествия между автомобилистами и железнодорожниками».

Наиболее актуальные решения данного вопроса предложил председатель Комиссии по безопасности Общественной палаты Российской Федерации Антон Цветков: «Увеличить ответственность автомобилистов, нарушающих правила железнодорожных переездов, возложить на них административный арест и увеличить штраф (который на данный момент составляет 1000 рублей)».

С другой стороны, по мнению начальника отдела надзорной деятельности ГУОБДД МВД России Леонида Ребрикова: «…важна не сумма штрафов, а неотвратимость наказания», к которому должны быть привлечены нарушители порядка переезда через железнодорожные пути.

В поиске оптимального решения в вопросе обеспечения безопасности на переездах, участниками дискуссии поднималась тема установки разноуровневых переездов.

По мнению заместителя начальника Департамента по взаимодействию с федеральными и региональными органами власти ОАО «РЖД» Виктора Аверкова, данные системы не будут являться решением проблемы, так как: «одна разноуровневая развязка стоит от 1 до 2 млрд рублей, что является достаточно дорогим решением и способно замедлить процесс стройки вышеуказанных переездов».

К вопросу ответственности, по мнению участников «Круглого стола», также следует привлечь пешеходов, чьи действия в данной области абсолютно не регулируются: «Не совсем ясно, кто контролирует деятельность пешеходов», – сообщает директор Уральского отделения ВНИИЖТ Александр Белоногов.


Одной из важнейших тем для обсуждения стало оборудование железнодорожных переездов специальными техническими средствами фото- и видеофиксации.

Большинство экспертов выступили за то, что данный процесс является важнейшим решением в ходе обеспечения безопасности на железнодорожных переездах, но на сегодняшний день нет четкого определения, в чью зону ответственности входит деятельность по оборудованию вышеуказанными средствами.

По утверждению начальника отдела безопасности на железнодорожных переездах ЦДИ ОАО «РЖД» Владимира Цоя, системы фото- и видеофиксации не являются элементами системы безопасности, а относятся к системе контроля, соответственно, их ввод в эксплуатацию – ответственность государства.

Но с другой стороны, известно, что данные системы относятся к системе сбора результатов технического мониторинга и контроля объектов транспортной инфраструктуры АПК «Безопасный город», что опровергает высказывание Владимира Цоя.


Наиболее важный вопрос был затронут Виктором Аверковым относительно финансирования установок систем фото- и видеофиксации: «Кто будет платить за банкет? Кто будет платить за установку устройств? Кто будет их содержать?».

В итоге на сегодняшний день нет четкого ответа на данные вопросы, так как ГИБДД переносит ответственность на РЖД, предлагая обязать РЖД «выложить 20 млрд рублей на оборудование 8000 железнодорожных переездов». РЖД в свою очередь утверждает, что правительство Московской области передало установку систем фото- и видеофиксации на автомобильных дорогах, включая железнодорожные переезды, в концессию. 

В заключение дискуссии начальником отдела безопасности на железнодорожных переездах ЦДИ ОАО «РЖД» Владимиром Цоем была поднята одна из самых острых тем для обсуждения. По его мнению, железнодорожные переезды не являются объектом транспортной безопасности. Данный вопрос является достаточно спорным, поскольку железнодорожные переезды могут стать настоящей мишенью для террористов, ведь автомобильное средство, начиненное взрывчаткой, представляет собой повышенную опасность, так как способно уничтожить целый состав поезда. 

После дискуссии состоялась пресс-конференция, на которой присутствующие смогли задать интересующие вопросы. Так, представитель редакции журнала «Транспортная безопасность и технологии» уточнил, насколько выполняются требования комиссионного обследования железнодорожных переездов владельцами инфраструктуры, которое должно ежегодно проводиться с 1 апреля по 1 июля (приказ Минтранса России № 237 «Об утверждении Условий эксплуатации железнодорожных переездов»), на что был получен достаточно обтекаемый, на наш взгляд ответ, что проверка осуществляется и все данные по запросу передаются в Ространснадзор.


Полный фоторепортаж 
с круглого стола >


В связи с этим редакция журнала «Транспортная безопасность и технологии» приглашает экспертов к обсуждению следующих вопросов:

  • является ли, на ваш взгляд, железнодорожный переезд объектом транспортной инфраструктуры в соответствии с требованиями ФЗ-16?
  • подлежит ли он категорированию и оценке уязвимости в соответствии с требованиями ФЗ-16? 
  • какие меры по обеспечению безопасности, в том числе транспортной,  должны приниматься на железнодорожных переездах ?

​Свое мнение по данной проблематике и ответы на вопросы вы можете направлять на адрес: info@transportsecurity.ru

Поделиться:

другие новости