Приглашаем к участию в Конференции по ТБ-2019

В Московском межрегиональном следственном управлении на транспорте СК РФ обсудили проблемы обеспечения безопасности полетов

20.05.2016  |  12:08

Московское межрегиональное следственное управление на транспорте СК РФ — организовало и провело круглый стол по проблемам обеспечения безопасности полетов,  использования легких и сверхлегких, а также  беспилотных летательных аппаратов

 
В Московском межрегиональном следственном управлении на транспорте СК РФ обсудили проблемы обеспечения безопасности полетов

18 мая 2016 года стал особым днем в сфере обеспечения безопасности на воздушном транспорте. Впервые в формате круглого состоялась встреча профессионалов из разных государственных, правоохранительных, надзорно-контрольных структур, представителей прокуратуры и общественного совета, в рамках которой была обсуждена важная и насущная проблема в сфере безопасности полетов - обеспечение безопасности и законности на воздушном транспорте.


Кто-то задаст вопрос: «Почему данное мероприятие состоялось на базе Московского межрегионального следственного управления на транспорте СК РФ (далее - ММСУТ)»?

Ответ весьма прост: именно представители следствия «видят» и «чувствуют» вышеуказанные проблемы через конкретные случаи расследования аварий, происшествий и катастроф, которые, к сожалению, зачастую сопряжены с человеческими жертвами и тяжелейшими последствиями. Ведь именно им приходится вникать не только во все тонкости конкретного события, соприкасаясь с человеческим горем и трагедиями, но и разбираться во всем многообразии и многоаспектности целой отрасли, чтобы расследование, его всесторонность и объективность ни у кого не вызывали сомнения. На следователе процессуально лежит основная ответственность за координацию всех участников процесса разбирательства, а также его конечный результат. Кроме того, в задачи следствия входит выявление причин и условий, которые могут способствовать совершению преступлений и происшествий, и, конечно же, оказание влияния на их устранение. Этим как раз и объясняется инициатива и заинтересованность руководства ММСУТ во всестороннем изучении и анализе существующих проблем, угрожающих безопасности в сфере воздушного транспорта.


Участники круглого стола

Возглавил работу и выступил модератором мероприятия и.о. руководителя ММСУТ СК РФ Сергей Вазюлин. В своем вступительном слове Сергей Анатольевич обозначил круг проблем, намеченных к обсуждению, и призвал всех присутствующих к объединению усилий и повышению координации в деятельности по расследованию различного рода преступлений и происшествий на воздушном транспорте. Кроме того, по его мнению, следует более активно действовать по устранению причин и условий, способствующих совершению данных просшествий.

К участию в работе круглого стола были приглашены: начальник управления инспекции по безопасности полетов Росавиации Мастеров Сергей Сергеевич, заместитель начальника Управления транспортной безопасности Росавиации Жуленков Александр Иванович. От УМВДТ по ЦФО принял участие Цыканов Вячеслав Николаевич, от МАК - Якименко Сергей Алексеевич. Кроме того, на мероприятии присутствовали представители Ространснадзора, Московской межрегиональной прокуратуры на транспорте, члены общественного совета при ММСУТ СК РФ.


Тема круглого стола: «Проблемы практического применения норм действующего законодательства при использовании воздушных судов - вопросы безопасности полетов и оказываемых услуг при эксплуатации воздушного транспорта и объектов его инфраструктуры».

Группой специалистов ММСУТ был проведен детальный анализ по каждому из рассматриваемых вопросов, подготовлены и представлены доклады.

Следует сразу уточнить, что тема мероприятия не в полном объеме раскрывает суть состоявшегося разговора. Так как, на самом деле, участникам удалось обсудить гораздо больше наболевших вопросов, которые представляют интерес для всех собравшихся и охватывают множество различных аспектов.

Отдельное внимание было уделено вопросам взаимодействия следственных органов с правоохранительными и контрольно-надзорными органами (этому был посвящен доклад Жилина Ивана Юрьевича - старшего следователя - криминалиста отдела криминалистики ММСУТ).


С докладом выступил Чумаченко Иван Юрьевич. Он, в частности, обозначил позицию ММСУТ и дал оценки правового регулирования и состояния безопасности полетов легких и сверхлегких воздушных судов, беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Надо заметить, что Ивану Юрьевичу удалось грамотно и всесторонне очертить круг проблем и высказать ряд конкретных предложений от вопросов регистрации, перерегистрации прав на легкие и сверхлегкие воздушные суда, до подготовки пилотов - любителей и оказания услуг по «катанию» на таких судах в виде отдыха и развлечения. Он также заострил внимание присутствующих на внесенных в Воздушный Кодекс поправках 30 декабря 2015 года относительно БПЛА и необходимости внесения в этой связи соответствующих корректировок в Федеральные авиационные правила и срочной разработки пакета подзаконных нормативных правовых актов. В противном случае внесенные поправки «работать» не будут.


Руководитель Московского следственного отдела Сибул Иван Владимирович осветил проблему столкновения воздушных судов с птицами, ослепления экипажей лучами лазерных устройств и случаев подтекания топлива из дренажных систем воздушных систем.

Доклады И.Ю. Чумаченко и И.В. Сибула вызвали жаркую дискуссию, а присутствующий на мероприятии начальник инспекции безопасности полетов Росавиации С.С. Мастеров дал подробный комментарий по каждому обозначенному вопросу.

Заметим сразу, что комментарии носили весьма профессиональный и конструктивный характер. Во всем была видна искренняя заинтересованность присутствующих экспертов в поиске путей и решений накопившихся проблем.

Сергей Сергеевич согласился и поддержал докладчиков практически по всем затронутым аспектам. Он подтвердил, что по данным ИКАО (Международной организации гражданской авиации) примерно 1,5 самолета в год разрушаются в результате столкновения с птицами. Также, по его словам, в крупных аэропортах имеются орнитологические службы, обязанностью которых является устранение данной угрозы. Раньше такая проблема остро стояла в аэропорту Пулково, сейчас - в Шереметьево. Причина, прежде всего, в несоблюдении требований ФАП-132 в части расстояний от аэропортов до строений, хозяйственных построек и свалок мусора (оно должно быть не менее 30 км, а на практике зачастую намного меньше). 


В 2015 году по данным Инспекции по безопасности полетов зарегистрировано 82 случая ослепления пилотов. Преимущественно (56,8%) данные инциденты наблюдаются в районе аэропорта Внуково. Однако вопрос установления места расположения источника и виновника происшествия на сегодняшний день является достаточно сложной задачей, в связи с чем практика выявления таковых весьма и весьма скромная. Да и соответствующий состав административного правонарушения в КоАП РФ отсутствует.


По мнению Сергея Мастерова, проблема течи топлива сегодня достаточно регламентирована и не может представлять реальной угрозы при условии соблюдения необходимых процедур. Но тем не менее, он не исключил, что было бы неплохо провести дополнительные исследования в данной области. Сам вопрос течи топлива, безусловно, должен постоянно находиться в поле зрения специалистов, в том числе разработчиков воздушных судов. Он также признал необоснованной практику, при которой регистрация легких и сверхлегких воздушных судов осуществляется по фотографии, без предъявления воздушного судна, что может повлечь за собой достаточно серьезные последствия.


Были обсуждены не только законодательные новеллы, но и высказаны новые предложения по совершенствованию законодательного обеспечения применения БПЛА.

Весьма бурную дискуссию вызвал вопрос относительно расследования происшествий с незарегистрированными воздушными судами, так как по сложившейся практике МАК, Росавиация и Ространснадзор не проводят расследования таких происшествий. К спору подключились и представители прокуратуры, которые категорически не согласны с таким подходом. В этой связи много нареканий вызывает ПРАПИ (Правила расследования авиационных происшествий и аварий).


С докладом на тему «Актуальные вопросы транспортной (авиационной) безопасности на воздушном транспорте» выступил заместитель начальника управления Жуленков Александр Иванович. В ходе обсуждения его доклада было уделено особое внимание проблеме законодательного и нормативного правового регулирования вопросов охраны международных аэропортов силами вневедомственной охраны полиции (которая после введения определенных реформ на сегодняшний день отсутствует) и силами ОВД, в полномочия которых не входит охрана объектов по новому закону. Кроме того, было обращено внимание на наличие нерешенных проблем в сфере безопасности аэродромов совместного базирования, гармонизации требований в сфере Авиационной и Транспортной безопасности, а также обязательной сертификации ИТСО (законом она предусмотрена давно, а фактически она не проводится). 


В заключительном слове Сергей Вазюлин поблагодарил всех за активное участие в обсуждении и выразил надежу, что подобный формат встреч себя оправдывает и имеет большую практическую значимость. Он также призвал всех участников круглого стола в пределах компетенции и полномочий инициировать реализацию высказанных предложений и путей совершенствования деятельности по устранению причин и условий, способствующих преступлениям и происшествиям в сфере воздушного транспорта. Сергей Анатольевич также сообщил, что по итогам круглого стола будет подготовлен сборник материалов и разослан среди всех участников и заинтересованных структур.


Кроме того, редакция журнала «Транспортная безопасность и технологии» намерена совместно с организатором круглого стола — ММСУТ СК РФ - подготовить подробный обзор мероприятия, а также сформулировать и опубликовать в ближайшем выпуске рекомендации и предложения по итогам. 
Со своей стороны, участвовавший в работе круглого стола главный редактор журнала «Транспортная безопасность и технологии», председатель Общественного совета при ММСУТ СК РФ Сергей Груздь выразил готовность максимально использовать предоставленные законом о СМИ возможности в информационном сопровождении деятельности по реализации рекомендуемых предложений и устранению недостатков в сфере безопасности полетов и использования БПЛА.

Кроме того, было отмечено, что практика ММСУТ и общественного совета при нем по организации и проведению тематических круглых столов дает практические результаты. Так, на протяжении 2-х лет проводилась активная работа по выявлению и устранению причин и условий, способствующих травматизму на железной дороге. В итоге были выработаны и реализуются необходимые меры, приняты законодательные акты, скорректированы программы. Статистика травматизма начала снижаться. Госдумой принят ряд поправок в законодательство, согласно которым ответственным за обустройство и безопасность железнодорожных переездов определено ОАО «РЖД», а все переезды должны быть оборудованы системами видеофиксации и автоматикой.    

Надеемся, что подобного удастся добиться и в сфере безопасности полетов. 

Поделиться:

другие новости

24.06.2019  |  16:59
Минфин готовит штрафы за неисполнение нацпроектов

К дисциплинарной ответственности планируют привлекать должностных лиц вплоть до глав регионов.

24.06.2019  |  16:20
БКАД: Началась реконструкция обхода Барнаула за 290 млн рублей

Масштабные работы в столице Алтая планируется завершить в 2020 году. 

24.06.2019  |  14:04
«Росморпорт» раскроет проблематику аттестации сил ОТБ

Игорь Куевда представит доклад на Конференции в Казани в рамках секции «Морской и речной транспорт».

24.06.2019  |  12:55
Разработаны проекты основных нацстандартов IoT

Публичное обсуждение проектов в области интернета вещей продлится до сентября 2019 года.

24.06.2019  |  11:49
Фонд «Транспортная безопасность» о Конференции в Казани

19 июня состоялось заседание Коллегии Фонда «Транспортная безопасность».

24.06.2019  |  11:26
Росавиация с 8 июля закроет небо для грузинских авиакомпаний

Причиной приостановки полётов называется «необходимость обеспечения достаточного уровня авиационной безопасности».

24.06.2019  |  10:28
Пилоты против Boeing: Летчики подали в суд на авиагиганта

Они обвинили корпорацию в беспрецедентном сокрытии дефектов в конструкции самолетов 737 MAX.

21.06.2019  |  12:38
Поезда будущего запустят в метро Санкт-Петербурга

Новые составы будет отличать улучшенная аэродинамика, «умные» окна и широкие дверные проемы для быстрой посадки.

21.06.2019  |  11:03
Ространснадзор отметил выдающихся участников отрасли

Виктор Басаргин вручил награды на заседании Общественного совета при Федеральной службе по надзору в сфере транспорта.

21.06.2019  |  09:19
«Аэропорты Севера» расскажут об оптимизации затрат

Гендиректор ФКП Вадим Волков выступит с докладом на мероприятии РИА «Индустрия безопасности» в Казани. 

20.06.2019  |  16:03
«Яндекс» выпустил на дороги Москвы первые беспилотники

Транспортные средства будут тестироваться в столице по четырем основным локациям.

20.06.2019  |  11:46
Кабмин намерен назначить единого оператора фиксации нарушений ПДД

Минкомсвязи попросил регионы определить свою потребность в комплексах и обозначил им прайс.