Научно-практический форум «Актуальные вопросы регламентации деятельности подразделений транспортной безопасности»

ВАЖНО! Обязательная сертификация в области ТБ, о которой так много говорилось, введена! Правительство РФ постаралось учесть пожелания участников конференции «Транспортная безопасность и технологии противодействия терроризму»

29.09.2016  |  14:06
ВАЖНО! Обязательная сертификация в области ТБ, о которой так много говорилось, введена! Правительство РФ постаралось учесть пожелания участников конференции «Транспортная безопасность и технологии противодействия терроризму»

26 сентября 2016 года Правительством РФ утверждены требования к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и введены в действие Правила обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности (постановление Правительства РФ №969). Суть документа в его названии.


Предыстория.

Вопрос внедрения обязательной сертификации в области обеспечения транспортной безопасности (ТБ) обсуждается весьма давно.

В соответствии с п. 8 ст. 12.2 Федерального закона от 09.02.2007 г., N 16-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О транспортной безопасности" «Технические средства обеспечения транспортной безопасности (системы и средства сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи, связи, оповещения, сбора, обработки, приема и передачи информации, предназначенные для использования на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в целях обеспечения транспортной безопасности) подлежат обязательной сертификации».

При этом Приложением 8 к Комплексной программе обеспечения безопасности населения на транспорте (утв. распоряжением Правительства РФ от 30 июля 2010 г. № 1285-р) был предусмотрен комплекс мероприятий по организации сертификации ИТСО ТБ, а исполнение возложено на ФСБ России.

В свою очередь, ФСБ России еще в 2014 году был подготовлен проект постановления Правительства РФ "Об установлении Требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и порядке их сертификации", который после доработок и некоторой корректировки названия и был все-таки подписан.


Ведь не секрет, и об этом неоднократно сообщали наши авторы и эксперты, участники ежегодных конференций по транспортной безопасности от 3 сентября,  отсутствие обязательной сертификации во многом способствовало  неправомерным действиям должностных лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности и за закупки соответствующих технических средств охраны и обеспечения транспортной безопасности. Это, по их мнению, порождало недобросовестную конкуренцию и оказывало негативное воздействие на уровень транспортной безопасности.

Всех участников процесса обеспечения ТБ волновали вопросы:
1. Какой действует порядок (практика) подтверждения соответствия внедряемых инженерно-технических средств обеспечения транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры до принятия указанного постановления Правительства РФ и введения в действие обязательной сертификации?
2. Какова перспектива утверждения (подписания) проекта постановления Правительства РФ "Об установлении Требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и порядке их сертификации". Как и когда смогут с ним ознакомиться производители, поставщики и потребители такого оборудования?
3. Созданы ли в необходимом количестве, и укомплектованы штатом специалистов специализированные испытательные центры по сертификации технических средств для обеспечения защищенности транспортного комплекса, подготовлены ли соответствующие ведомственные, межведомственные нормативные, инструктивные, методические, регулирующие акты?

А еще многих волновал вопрос относительно того, что делать с техническими средствами обеспечения ТБ, которые уже установлены и эксплуатируются на объектах транспортной инфраструктуры?


Мы неоднократно адресовали эти вопросы в адрес разработчика данного документа - ФСБ России. А 3 сентября 2015 года участники ежегодной Всероссийской конференции «Транспортная безопасность и технологии противодействия терроризму-2015» включили в Решение конференции пункт (4.2) с просьбой - ходатайством об ускорении разработки и введения в действие указанный выше Требований и Порядка (решение Конференции ).     

И вот решение состоялось, и мы готовы попытаться дать ответы на эти и другие вопросы!!!

1. Системы и средства, технические требования к которым установлены Правительством РФ:  

  • технические  системы  и  средства  сигнализации;
  • технические  системы  и  средства  контроля  доступа;
  • технические  системы  и  средства  досмотра;
  • технические  средства  видеонаблюдения;
  • технические системы и средства интеллектуального видеонаблюдения;
  • технические  системы  и  средства  видеозаписи;
  • технические  системы  и  средства  аудиозаписи;
  • технические  средства  связи,  приема  и  передачи  информации;
  • технические  средства  оповещения;
  • технические  систем  сбора  и  обработки  информации.

2. Кто вправе осуществлять обязательную сертификацию технических средств обеспечения ТБ (федеральные органы по сертификации)?

а) ФСБ России - в   отношении   систем   и   средств   досмотра, интеллектуального   видеонаблюдения.
б) МВД России – в   отношении   систем   и   средств   сигнализации,   контроля   доступа,   видеонаблюдения,  аудио- и  видеозаписи.
в) МЧС России - в  отношении технических  средств  оповещения.
г) Россвязь - в  отношении  средств  связи,  приема   и  передачи  информации.
д) Минтранс России - в  отношении   систем  сбора  и  обработки  информации.

3. Документом введено понятие Участники обязательной сертификации ТСО ТБ:

  • федеральные  органы  по  сертификации (это пять указанных выше министерств и ведомств);
  • органы по сертификации - организации, подведомственные федеральным органам по сертификации, уполномоченные федеральными органами   по сертификации   на   выполнение процедур,   связанных   с   проведением обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности;
  • испытательные лаборатории - юридические лица или индивидуальные предприниматели, аккредитованные в соответствии с  законодательством   Российской   Федерации   об   аккредитации   в национальной системе   аккредитации   для   проведения   испытаний  технических  средств обеспечения  транспортной безопасности;
  • заявители - юридические лица или индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации на ее территории, обратившиеся с заявлением о проведении обязательной сертификации технических средств обеспечения  транспортной безопасности.

4. Схемы обязательной сертификации:

Схема  N1 - применяется   при   сертификации   единичных   образцов   технических   средств   обеспечения   транспортной безопасности   по   заявке   заявителя   и   предусматривает   сертификационные   испытания   единичных   образцов,  взятых  у  заявителя.  Сертификат  соответствия  выдается  только  на   сертифицируемый  единичный образец.
Схема  N2 - применяется  при  сертификации  партии  технических   средств   обеспечения   транспортной безопасности   по   заявке   заявителя и   предусматривает   сертификационные   испытания   образцов,   взятых   у   заявителя   из   этой  партии.   Сертификат   соответствия   выдается   только   на   сертифицируемую  партию.
Схема  N3 - применяется  при  сертификации  серийно  выпускаемых   технических   средств   обеспечения   транспортной безопасности   по   заявке   заявителя   и   предусматривает   сертификационные   испытания   образцов, взятых  у  заявителя,  и  предварительную  проверку  производства  на  предмет   оценки   возможности   заявителя   выпускать   в   течение   срока   действия   сертификата   соответствия   технические   средства обеспечения транспортной безопасности.  

Сертификат  соответствия выдается на  3 года.  

Сертифицированные   технические   средства   обеспечения   транспортной безопасности  подвергаются периодическому  инспекционному контролю. Периодичность,   сроки   и   объем   инспекционного   контроля определяются   программой, согласованной   органом   по   сертификации   с   держателем   сертификата  соответствия.

Схема   N4 - применяется   при   сертификации   технических   средств   обеспечения   транспортной   безопасности,   установленных   на   объектах транспортной   инфраструктуры   или   транспортных   средствах,   по заявке   заявителя   и   предусматривает   сертификационные   испытания образцов на объектах транспортной   инфраструктуры   или   транспортных средствах.  


При этом сертификат   соответствия   выдается   на   сертифицируемый образец или сертифицируемую  партию  технических  средств обеспечения транспортной   безопасности,   установленных   на   конкретном   объекте   транспортной   инфраструктуры  или  транспортном средстве.

Проведение обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности осуществляется на договорной основе.

Срок   выдачи   органом   по   сертификации   заявителю   сертификата   соответствия  не  должен  превышать  90 рабочих  дней,  если  иное  не  указано   в  договоре  заявителя  с  органом  по  сертификации.


Учитывая важность данного документа, редакцией журнала «Транспортной безопасности и технологии» собраны и опубликованы комментарии и разъяснения федеральных органов по сертификации, а также мнения заявителей и участников процесса сертификации, разработчиков и поставщиков ТСОТБ.

Нам было важно узнать и донести до наших читателей насколько утвержденные Требования и Правила соответствуют ожиданиям участников процесса обеспечения ТБ, а также относительно того, на что в области обязательной сертификации в области ТБ уполномочены 5 федеральных органов исполнительной власти.  

Мы также узнали позицию Ространснадзора относительно порядка контроля и сроков проведения обязательной сертификации находящихся в эксплуатации ТСОТБ на объектах транспортной инфраструктуры, с какого момента будут применяться меры воздействия и запрещаться эксплуатация ТСОТБ, не прошедшего обязательную сертификацию в области ТБ.  

Данные материалы опубликованы в итоговом за 2016 год выпуске журнала «Транспортная безопасность и технологии»!

Ниже размещена электронная версия публикации


Подробнее о выпуске


 Постановление Правительства РФ №969 от 26 сентября 2016 года "Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности" 


МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

В адрес редакции журнала "Транспортная безопасность и технологии" продолжают поступать отклики экспертов. Мнение нескольких  из них мы приводим ниже:

Эксперт: "Мы ожидаем либо отмены вступления в силу Постановления 969, либо выхода новых, дополняющих, нормативных правовых актов"

Обязательная сертификация ТСО ТБ - непреодолимый барьер для тепловизоров?!?

48 вопросов к разработчикам Постановления Правительства о сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности

Сертификация ТСО ТБ есть, а лабораторий нет? И вечный вопрос: что делать?

Поделиться:
Маринэк
14.11.2017 | 12:04
Мы получили такой сертификат на нашу систему видеонаблюдения - ТСОН "Миран". Для тех, кто будет ставить - проверяйте сертификат на количество разделов/пунктов. Мы на два получили.

другие новости