Форум «Транспортная безопасность на этапе проектирования и строительства» пройдет в Москве

Сертификация ТСО ТБ есть, а лабораторий нет? И вечный вопрос: что делать?

14.03.2017  |  11:47

26 сентября 2016 года Правительством РФ утверждены требования к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и введены в действие Правила обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности, которые вступают в законную силу уже 30 марта 2017 года!

 Сертификация ТСО ТБ есть, а лабораторий нет? И вечный вопрос: что делать?

26 сентября 2016 года Правительством РФ утверждены требования к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и введены в действие Правила обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности (постановление Правительства РФ №969, скачать), которые вступают в законную силу уже 30 марта 2017 года!

Схемы обязательной сертификации (а их всего 4, см. инфографику ниже) предусматривают   сертификационные   испытания   единичных   образцов,  взятых  у  заявителя. 

 


Кроме того, документом введено понятие участники обязательной сертификации ТСО ТБ, к которым причислены испытательные лаборатории для проведения именно этих сертификационных   испытаний.


Справочно: испытательные лаборатории - юридические лица или индивидуальные предприниматели, аккредитованные в соответствии с  законодательством   Российской   Федерации   об   аккредитации   в национальной системе   аккредитации   для   проведения   испытаний  технических  средств обеспечения  транспортной безопасности.


Учитывая, что 30 марта уже совсем скоро, было бы логичным предположить, что реестр органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров) и т.п. на сайте Росаккредитации просто ломится от желающих оказать данную услугу. Мы решили воспользоваться сервисом на официальном сате Росаккредитации и найти их.

 

Зайдя на специальную страничку Федеральной службы по аккредитации нам был предложен специальный поисковик для ключевых фраз и дат.


Вписав в строку поиска области аккредитации ключевую фразу "транспортная безопасность" мы получили довольно ожидаемый ответ - "нет данных".

Не теряя надежды мы предложили поисковику другую фразу и по запросу "безопасность" получили реестр из 88 страниц, однако среди них не нашли необходимых нам организаций.

 


Однако, тут весьма логично было бы вспомнить, что еще в 2010 году Приложением 8 к Комплексной программе обеспечения безопасности населения на транспорте был предусмотрен комплекс мероприятий по организации сертификации ИТСО ТБ, а исполнение возложено на ФСБ России (распоряжение Правительства РФ от 30 июля 2010 г. № 1285-р, скачать).

Именно этим документом было предусмотрено, цитата:  Создание и оснащение специализированных испытательных центров (лабораторий) по сертификации подтверждению  соответствия  установленным  требованиям) технических средств (отечественного и зарубежного производства) для обеспечения защищенности транспортного комплекса от террористических актов, а также для проведения в этих целях испытаний и опытной эксплуатации новых технических средств, разработка методик и программ обучения специалистов в области обеспечения транспортной безопасности по использованию новых технических средств на базе указанных центров.

Исполнителем данных мероприятий Правительством РФ была определена ФСБ России. На эти цели Службе было выделено более 700 млн рублей.


Получается, что 30 марта 2016 года требования Постановления Правительства РФ вступят в силу , а специализированных испытательных центров (лабораторий) по сертификации нет?


В этой связи мы обратились в ФСБ России с просьбой прокомментировать сложившуюся ситуацию и ответить на несколько вопросов, вот не полный их перечень:

  • На какой стадии в настоящее время находится процесс формирования органов сертификации? 
  • Сколько специализированных лабораторий отобрано уполномоченным ФСБ России органом по сертификации для проведения испытаний технических средств обеспечения транспортной безопасности? Какие трудности возникают при отборе данных организаций?
  • Аккредитованы ли эти лаборатории в установленном порядке?
  • Сколько заявок на проведение обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности уже поступило от заявителей (юридических лиц или индивидуальных предпринимателей) на сегодняшний день? 
  • И др.

Приглашаем читателей журнала и посетителей сайта -  всех неравнодушных, высказать свое мнение по данной проблеме.

Подробный материал, посвященный данной проблематике с обзором поступивших в редакцию комментариев от экспертов и представителей федеральных органов государственной власти, отраслевых учреждений и организаций читайте в очередном номере журнала "Транспортная безопасность и технологии".

Свое мнение вы можете оставить на данной странице ниже в специальном поле "комментарии" или  направить на электронную почту: info@securitymedia.ru

 
Поделиться:
k-nemo
15.03.2017 | 12:24
Ранее экспертным сообществом уже отмечалось, в утвержденных Требованиях полностью отсутствуют, например, хотя бы минимальные требования к системам охраны периметра: по вероятности обнаружения, по наработке на отказ, по сроку службы и наработке на ложное срабатывание. Полностью отсутствуют требования к интегрированным системам безопасности, а в п. 3 «Используемые понятия» Раздела 1 «Общие положения» - отсутствует понятие «Интегрированная система», равно как и её определение.Отсутствуют также требования к тепловизионной технике, к радарам, широко применяемым в комплексных системах безопасности объектов транспортной инфраструктуры.С другой стороны, некоторые параметры приведены в процентах (например, «чувствительность», «специфичность» - подпункты «а», «б» Пункта 37; «положительная идентификация» - подпункт «а» Пункта 42, и т.д.), а Пункт 20 «Технические системы и средства досмотра» изобилует альтернативными единицами измерения: подпункт «а» - 49 случаев из 50 (вероятность правильного обнаружения взрывчатых веществ и т.д.); подпункт «в» - 3 случая из 50 (вероятность ложного обнаружения).Такой подход к составлению документа наводит на вывод о том, что разные разделы были написаны разными людьми, при этом «редактор» документа при его компилляции не вникал в суть.К такому же выводу можно прийти при анализе Пункта 2 «Правил обязательной сертификации»: «Обязательную сертификацию технических средств обеспечения транспортной безопасности осуществляют следующие федеральные органы исполнительной власти … (далее – федеральные органы по сертификации):А) ФСБ Б) МВДВ) МЧСГ) РоссвязьД) МинТрансСписок федеральных органов по сертификации исчерпывающий, а упоминание о «Росаккредитации» (без прямого указания названия) появляется только в подпункте «в» раздела 3, касающегося испытательных лабораторий: «испытательные лаборатории – юрлица или ИП, аккредитованные … в национальной системе аккредитации», т.е. в «Росаккредитации».Мы ожидаем либо отмены вступления в силу данного Постановления, либо выхода новых Постановлений, дополняющих, уточняющих и конкретизирующих требования Постановления 969.Не только в части включения в «Требования» «забытых» средств ТСО, таких как интегрированные системы, тепловизоры, радары, но и в части прохождения процедуры сертификации. Ведь согласно существующего текста Постановления многие производители Комплексной Системы Безопасности, будут вынуждены проходить сертификацию в нескольких федеральных органах. Одну часть (интеллектуальное видеонаблюдение) придётся сертифицировать в ФСБ, вторую (видеонаблюдение и ТСО периметра) – в МВД, третью (ССОИ) – в МинТрансе, и т.д.
guardliner
15.03.2017 | 16:00
По ИТСО федеральным органом сертификации определено МВД, и у них есть эксперты в НПО "СТиС". Но, некоторое время назад в результате "премудрой" реорганизации МВД, их ведомственную испытательную лабораторию по ИТСО почему-то перевели в Росгвардию, и теперь у самой лаборатории нет ни полномочий от МВД, ни финансов на прохождение Россаккредитации. Межведомственную неразбериху может решить либо новое Постановление Правительства, либо изменения в ПП 969. Все ждут решения сверху, и мы, Заявители, и Эксперты, и Лаборатория.
Рartial
15.03.2017 | 17:22
День ото дня все веселее! Оказывается, что в постановлении Правительства РФ №969 включен отмененный еще в 2015 году национальный стандарт:ГОСТ Р 52435-2005 "Технические средства охранной сигнализации. Классификация. Общие технические требования и методы испытаний". Ведь вместо него приказом Росстандарта от 28 октября 2015 года №1659-ст взамен указанного в постановлении Правительства РФ стандарта введен новый национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52435-2015 с таким же точно названием. Вот и возникает вопрос, как на основании не действующего ГОСТа Р будут проводиться испытания? Кстати, ответственный за этот кусок обязательной сертификации Федеральный орган по сертификации (МВД РФ) почему-то молчит?! Ведь наверняка оно согласовывало указанное постановление на стадии его разработки! Хотя, а чему удивляться, ведь не секрет, что в МВД в связи с уходом (уводом) из его состава вневедомственной охраны и НИЦ "Охрана" "ушли" еще и мозги, база и методическое обеспечение. Ведь НПО "СТиС" всегда было заточено на исптыания специфической продукции- бронежилетов, касок для полицейских, бронестекла и брони на транспортные средства, но не сигнализацию. Что и как они теперь будут делать с упавшим на голову счастьем под названием обязательная сертифкация в области ТБ неизвестно?

другие новости