X Всероссийская Конференция «Транспортная безопасность и технологии противодействия терроризму»
Экспертный круглый стол «Пункт управления ОТБ: важные вопросы и успешные решения»

Суд упрекнул метро Петербурга за бездействие в сфере сертификации ИТСОТБ

18.07.2017  |  11:33

Вместе с тем метрополитен утверждает, что оборудование удовлетворяет требованиям антитеррористической защищенности, проект прошел Главгосэкспертизу, а типовые схемы размещения камер и их характеристики были согласованы с региональным УФСБ.

Суд упрекнул метро Петербурга за бездействие в сфере сертификации ИТСОТБ

Тотальную проверку метро Петербурга инициировал теракт 3 апреля. В течение месяца на станции заходил «тест-объект» (полицейский или прокурор) и проносил «тест-предмет». Например, на станции «Площадь Александра Невского» на пути беспрепятственно была положена условная бомба. Устройство контроля прохода в тоннель (УКПТ) из-за сбоя в программном обеспечении не оповестило дежурного по станции о несанкционированном доступе.

После проверок Северо-Западный Ространснадзор вынес 16 однотипных постановлений о привлечении ГУП «Петербургский метрополитен» к ответственности по статье 11.15.1 КоАП «Нарушение требований в области транспортной безопасности» со штрафом 50 тысяч рублей по каждому. В этих постановлениях перечислены все станции.

Метрополитен оспорил взыскания в Ленинском райсуде. Решение по одной из жалоб опубликовано на днях. Оно не в пользу подземки.

В первую очередь Ространснадзор предсказуемо счел профнепригодной службу контроля на метрополитене (СКМ). Состоит она из тысячи инспекторов, после теракта Владимир Гарюгин пообещал набрать еще пятьсот. Но массовость – не показатель качества. Как писала «Фонтанка», к инспекторам ГУП предъявляет минимальные требования. На работу они принимаются после месячного обучения в технической школе. Между тем сотрудники подразделения безопасности должны проходить аттестацию с проверкой личностных (психофизиологических) качеств и уровня физической подготовки. 

Кроме того, по введенным после теракта правилам в подземке должны круглосуточно функционировать группы быстрого реагирования – специально оснащенные, мобильные, выполняющие задачи по реагированию на акты незаконного вмешательства и нарушения пропускного режима. Эти группы можно было собрать из специализированных сотрудников, но из действующего состава СКМ – нет.

Метрополитен претензию парировал статистикой. На Северо-Западе до теракта вовсе отсутствовали аттестующие организации. 17 апреля в реестр наконец внесено госпредприятие «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта на Октябрьской железной дороге» (ВО ЖДТ). Кроме того, как уверяет подземка, в России до сих не утверждена методика тестирования сил транспортной безопасности. Разработанный Минтрансом документ был возвращен Минюстом на доработку.

Суд посчитал, что локация аттестующих организаций не может служить оправданием. Правила федеральные, будь добр соблюдать.

Неясность норм спровоцировала еще одну претензию Ространснадзора.

По действующему законодательству СКМ необходимо ставить на «прослушку». Например, за стоящим у рамки металлодетектора инспектором должна наблюдать отдельная камера с аудиофиксацией «в целях документирования его действий… исключив при этом возможность фальсифицировать данные». Метрополитен защищался закупкой для СКМ переносных аудиорегистраторов ПАВР-002, которые фиксируют действия не только пассажиров, но и инспекторов. Но суд указал, что требованиями безопасности предусмотрена стационарная камера.

Читайте также:
 
ГУП "Петербургский метрополитен" 17 раз оспаривал предписание Ространснадзора за нарушения требований транспортной безопасности

Камеры контроля пассажиропотока удостоились отдельного внимания в тяжбе ГУПа и Ространснадзора. «Фонтанка» уже писала, что метрополитену не хватает систем интеллектуального видеонаблюдения.

Они устанавливались по федеральной программе, финансирование закончилось в 2015 году, большинство станций по-прежнему работает без интеллекта. По мнению Ространснадзора, даже имеющееся видеонаблюдение не соответствует критериям безопасности, так как камеры не прошли обязательную сертификацию.

Вместе с тем метрополитен утверждает, что оборудование удовлетворяет требованиям антитеррористической защищенности, проект прошел Главгосэкспертизу, а типовые схемы размещения камер и их характеристики были согласованы с региональным УФСБ.

Ленинский суд в своем решении невольно подчеркнул чрезвычайную запутанность федерального законодательства.

Основополагающим является ФЗ «О транспортной безопасности», в соответствии с которым камеры подлежат обязательной сертификации. Порядок же сертификации определило специальное постановление правительства № 969, вступившее в силу 26 марта 2017-го. Требование к метро сертифицировать системы наблюдения закреплено еще одним постановлением, № 410, которое Дмитрий Медведев подписал сразу после теракта, 5 апреля.

Минтранс разъяснял, что сертифицировать камеры следует до 1 января 2019 года. Этого срока ГУП и придерживался, но суд упрекнул его за бездействие. Дескать, к проверке Ространснадзора ничто не мешало начать мероприятия в соответствии с новеллами.

Метрополитен с позицией Ленинского суда не согласился. Он уверен, что готов к отражению актов незаконного вмешательства. Правовую оценку уровня безопасности станций после 25 июля даст Санкт-Петербургский горсуд сообщает «Фонтанка.ру».


ОТ РЕДАКЦИИ

По мнению экспертов ситуация довольно неоднозначная. На метрополитенах в силу объективных причин не создана система мер по досмотру пассажиров подземки, а с организацией сертификации ИТСОТБ в стране вообще положение таково, что госрегулятору впору принимать ключевые, не требующие отлагательств решения.

Так, например, 969-му постановлению Правительства РФ, вызвавшему у эксплуатантов ТСОТБ так много недоуменных вопросов, в очередном номере журнала "Транспортная безопасность и технологии" посвящен целый раздел. В нем подробно рассказывается о положении дел в ряде федеральных органов, занятых организацией запуска процесса сертификации. Речь идет об определении органов сертификации и аккредитаци испытательных лабораторий. Эти материалы сопровождаются подборкой комментариев столкнувшихся с этой проблемой напрямую руководителей предприятий-пользователей технических средств обеспечения безопасности. 


Мы приглашаем к обсуждении этих проблемных вопросов руководителей и специалистов не только метрополитенов, но и других видов транспорта.

Нас при этом интересуют вопросы практической реализации требований приказа Минтранса России №227 и 969-го постановления Правительства РФ, насколько их требования обоснованы и реально исполнимы?


Этот и другие проблемные вопросы, требующие обсуждения в широком кругу экспертов и представителей законодательной и исполнительной власти, госрегулятора вы сможете обсудить на Саммите по транспортной безопасности, который состоится в г. Сочи в период с 27 по 29 сентября 2017 года (подробнее).

ПРИГЛАШАЕМ К УЧАСТИЮ!

МЕСТА ОГРАНИЧЕНЫ!!!

Уважаемые коллеги!
Убедительно просим заранее бронировать себе номера в ближайших отелях (гостиницах), так как из-за большого интереса к мероприятию и бархатного сезона на курорте наиболее приемлимые (в пешей доступности) места размещения могут быть уже ограничены

ПЕРЕЙТИ НА СТРАНИЦУ БРОНИРОВАНИЯ НОМЕРА В ОТЕЛЕ
СО СКИДКОЙ УЧАСТНИКА ►

 

 

Поделиться:
Ktybdtw
18.07.2017 | 15:26
Минтранс разъяснял, что сертифицировать камеры следует до 1 января 2019 года. - а можно хоть одним глазком увидеть этот документ???? можно ссылку на него..

другие новости