Защита объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства

Лицензирование пассажирских перевозок: что необходимо знать

28.06.2019  |  16:51

С 29 июня за отсутствие лицензии Ространснадзор начнет штрафовать владельцев автобусов.

Лицензирование пассажирских перевозок: что необходимо знать

Резонансный закон о лицензировании автобусных перевозок вступит в «активную» фазу уже 29 июня. Несмотря на чаяния многих владельцев автобусов, чуда не произошло: петиции не сработали, закон не отозвали. Положение о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами теперь предъявляет к участникам рынка новые требования. Давайте вспомним все основные пункты с учетом данных Ространснадзором разъяснений


Кто подлежит лицензированию

30 октября 2018 года президент России Владимир Путин подписал закон № 386-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами». С 1 марта 2019 года новые правила пассажирских перевозок вступили в силу. Теперь владельцы всех транспортных средств с разрешенной максимальной массой более 3,5 т и числом сидячих мест более восьми обязаны оформлять лицензии на перевозки, оснащать транспортные средства тахографами, показания которых смогут проверить органы госконтроля, и иметь специальные парковки. 

В соответствии с Положением, лицензируемая деятельность включает:

- перевозки пассажиров автобусами лицензиата на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования транспортного средства (коммерческие перевозки),
- перевозки автобусами иных лиц лицензиата для его собственных нужд.

Какие требования предъявляются к соискателю лицензии:

- наличие должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью;
- наличие лицензии на медицинскую деятельность в отношении работ по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым) или заключенного договора об оказании услуг по проведению таких медицинских осмотров (предрейсовых, послерейсовых) с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющими лицензию на медицинскую деятельность в отношении работ по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым);
⁃ наличие автобусов, принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или ином законном основании, за исключением аренды транспортного средства с экипажем.

Кроме того, соискатель лицензии обязан предоставить информацию по всем своим транспортным средствам для включения их в реестр лицензий. Использование автобусов, не включенных в реестр лицензий, является нарушением.

В то же время следует обратить внимание, что лицензия на деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами предоставляется юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, имеющим лицензию на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), без проведения внеплановой документарной проверки, за исключением следующих случаев:

1) реорганизация юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения;
2) изменение места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность».


Как проходит процесс лицензирования

Скажем прямо – со скрипом. Уже в апреле стало ясно, что перевозчики не выстраиваются в очередь за новыми документами. На совещании в Минтрансе России руководитель Ространснадзора Виктор Басаргин отметил, что количество хозяйствующих субъектов, заявивших о лицензировании, остается низким. По состоянию на 19 апреля территориальными управлениями Госавтодорнадзора было выдано лишь около 4500 лицензий.

«Считаю, что время уговоров и агитации прошло, пора переходить от слов к делу и обеспечить своевременную реализацию лицензирования автобусных перевозок», – сказал Виктор Басаргин.

Низкие показатели обращений за лицензиями неоднократно отмечались и руководителями надзорных органов в регионах. 

На недавнем совещании в Минтрансе министр транспорта Евгений Дитрих вновь призвал перевозчиков ускорить процесс получения лицензий и напомнил, что уже совсем скоро перевозки без этого документа станут незаконными.

«Речь идет не только о регулярных перевозках. Закон также обязывает получать лицензии на перевозки для собственных нужд, а также на перевозки по заказу. Призываю провести необходимую работу с перевозчиками и ускорить подачу соответствующих заявок и получение лицензий», – сказал министр.

Сколько заявок на получение лицензий подано по состоянию на июнь и сколько «живых» документов выдано, надзорные органы не сообщают. Но, судя по общим тенденциям, статистика по-прежнему неутешительная.


Реакция участников рынка

Безусловно, подавляющее большинство перевозчиков, даже законопослушных, от новых требований оказались не в восторге. Причины –  в длительности категорирования и оценки уязвимости ТС, сложностях из-за обязательного оснащения ТС тахографами и ТСОТБ. В конце концов – в дороговизне необходимых процедур. Минэкономразвития в своем заключении об оценке регулирующего воздействия от введения новых правил лицензирования автобусных перевозок оценило общий ущерб для рынка в 6 млрд рублей.

Вот, например, какие проблемы обозначили в петиции на имя президента РФ Владимира Путина и врио губернатора Петербурга Александра Беглова участники санкт-петербургского Союза ассоциаций автоперевозчиков и предпринимателей «Регионы».

«На рассмотрение заявления уходит 45 рабочих дней, следовательно, начиная с 19 апреля этого года перевозчики, которые подадут документы после этой даты, гарантированно не получат лицензию к 28 июня, а значит, не смогут осуществлять свою деятельность», – объяснил председатель правления союза ассоциаций автоперевозчиков и предпринимателей «Регионы» Олег Куксов.

Предприниматели потребовали «остановить произвол, который царит в отрасли пассажирских перевозок» и передвинуть крайний срок для оформления необходимых документов минимум на полгода – с 29 июня до конца 2019 года. Также в петиции говорится о «чрезмерности и неразумности» требований 16-ФЗ «О транспортной безопасности», касающихся категорирования и оценки уязвимости транспортных средств, а также утверждения плана обеспечения безопасности. По оценкам участников Союза, стоимость обязательных для исполнения норм законодательства мероприятий составляет от 250 до 370 тыс. рублей на одно транспортное средство, что «является неподъемной суммой для предпринимателей».


Какие штрафы грозят нарушителям

Однако, закон суров, но он – закон. Поэтому уже после 29 июня надзорные органы будут иметь полное право применять штрафные санкции к нарушителям: 50 тысяч рублей – для физлиц, 100 тысяч рублей – для индивидуальных предпринимателей и 400 тысяч рублей – для юрлиц. Проверить, есть ли у перевозчика лицензия, можно будет на сайте Ространснадзора.

С полным тестом Положения о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами можно ознакомиться здесь.

Источник фото: Мосгортранс. 

Поделиться:

другие новости