VIII Всероссийская Конференция «Транспортная безопасность и технологии противодействия терроризму-2019»
Защита объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства

Владимир Пименов

Владимир Пименов

Причины аварий на ГТС – природа и… бездействие собственников

Выступая три года назад на 8-м международном форуме, я подробно остановился на причинах крупнейшей техногенной аварии в гидроэнергетике, которая случилась в августе 2009 года на Саяно-Шушенской ГЭС.

Хочу сказать, что за 3 года многое изменилось в этом вопросе. Сейчас безопасности крупных ГЭС уделяется большое значение. И Ростэхнадзор внимательно следит за реализацией на каждой ГЭС России разработанного в 2009 году плана компенсационных мероприятий с конкретными сроками исполнения.

Уроки аварии на Саяно-Шушенской ГЭС
Авария на Саяно-Шушенской ГЭС унесла 75 жизней эксплуатационного персонала, а на ее восстановление потребовалось 40 млрд. рублей. Сейчас станция продолжает вос-станавливаться, на 6 из 10 гидроагрегатов полностью заменено гидросиловое оборудование, и можно сказать, что к концу 2014 года абсолютно обновленная ГЭС выйдет на полную установленную мощность.
За эти годы изменилась концепция подхода к анализу самих аварий, поскольку авария на Саяно-Шушенской ГЭС развивалась по сценарию, который даже не был предусмотрен и просчитан в декларации безопасности – основном документе, где обосновывается безопасность гидротехнических сооружений. Было даже введено понятие «запроектная авария», т.е. сценарии, которые не были заложены при создании объекта.

Много было сделано и по мониторингу – это и вибромониторинг, и введение на всех гидростанциях дополнительных независимых источников питания, поскольку именно из-за их отсутствия на Саяно-Шушенской ГЭС были потеряны системы обеспечения, а также обесточены средства автоматики и защиты. Это все не сработало, т.к. вода затопила приборы. Сейчас электростанции оснащаются резервными ис¬точниками питания, расположенными на гребне плотины, на незатопляемых отметках. Персонал также выведен из затопляемых отметок.

Если раньше люди спускались вниз – под машинный зал и находились там всю смену, то сейчас вниз персонал спускается только на короткое время для проведения замеров. Одним словом, в гидроэнергетике затрачено много средств и сил на то, чтобы такой трагедии больше не повторилось!
У нас существует нормативное поле, в пределах которого действует Ростехнадзор – это постановление правительства об утверждении правил расследования причины аварии в электроэнергетике, а также приказ Ростехнадзора об утверждении порядка проведения технического расследования причины аварии. Эти документы определяют порядок и процедуру проведения технического расследования причин аварии и устанавливают определенные требования к работникам организации.

В России сегодня около 7 тыс. бесхозных ГТС, многие из которых обветшали и являются потенциальным источником опасности

По каждому факту аварии осуществляется техническое расследование ее причин. При этом оговорено, какие конкретно обязанности возложены на эксплуатирующую организацию, на которой происходит авария.
В частности, руководитель организации или лицо, замещающее его, принимает меры по защите жизни и здоровья работников, окружающей среды, а также собственности других организаций и третьих лиц, передает оперативное сообщение об аварии в соответствующие органы, осуществляет мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварии, принимает участие в техническом расследовании ее причин.

Руководитель или лицо, его замещающее, также несет ответственность за невыполнение данных мероприятий в соответствии с законодательством РФ, вплоть до уголовной ответственности.
В свою очередь, органы надзора также имеют ряд обязанностей. Так, руководитель территориального органа в течение 24 часов с момента получения оперативного сообщения об аварии проверяет его достоверность, и передает информацию в оперативную диспетчерскую службу.

Комиссия по расследованиям причин аварии назначается приказом руководителя территориального управления службы в течение 24 часов, т.е. уже через сутки после происшествия. Комиссия незамедлительно – с даты подписания приказа – приступает к работе, и в течение 15 рабочих дней составляет акт технического расследования причины аварии. Если требуется дополнительное время, то расследование можно продлить до 30 рабочих дней, в течение которых Ростехнадзор должен дать заключение о технических причинах аварии.

Печальный опыт Крымска
Те аварии, которые произошли в 2012 году, в большинстве случаев не привели к человеческим жертвам. В основном они отмечались на сооружениях 4-го, самого маленького класса – как правило, это земляные плотины. Остановлюсь на них в хронологической последовательности.
10 апреля, в период весеннего паводка на реке Большая Бахта в Чистопольском муниципальном районе Республики Татарстан в результате резкого сброса воды с гидротехнических сооружений, стоящих выше по течению, сильных проливных дождей, резкого повышения температуры воздуха, была разрушена земляная плотина. В результате аварии был поврежден автомобильный мост, унесена металлическая опора, произошло затопление жилых домов, пострадало имущество граждан.

Суммарный ущерб составил 2 млн. рублей, а затраты на восстановление – 86 млн. рублей. Комиссия по техническому расследованию выяснила причины аварии, были определены меры по ее устранению.
11 апреля 2012 года авария произошла уже в Пензенской области: была разрушена земляная плотина, в теле которой со стороны верхового откоса проложен газопровод среднего давления. До аварии гребень плотины, верховой, низовой откосы и донный водоспуск находились в удовлетворительном состоянии, сброс воды осуществлялся через донный водоспуск. В результате аварии оказался разбит низовой откос, часть гребня плотины, разрушена консольная часть водосбросного сооружения и смотровой колодец донного водовыпуска.
12 апреля 2012 года в Пензенской области на реке Юловке произошла авария на объекте, который считался бесхозным. 16 апреля в Тульской области на реке Упе была разрушена плотина стоимостью 7 тыс. руб., а общий размер ущерба, причинного в результате аварии имуществу граждан, – 325 тыс. рублей.
18 апреля на реке Авгуре в Республике Мордовия произошло разрушение в результате весеннего паводка. Откосы подводящего канала были размыты, имелись разрушения бетонных поверхностей в днище и стенах быстротока. Причем, состояние ГТС перед аварией классифицировалось как ограничен¬но работоспособное. В результате было эвакуирован¬о 16 человек.
Немного подробнее я хотел бы остановиться на событиях в Крымске, которые произошли в июле 2012 года, поскольку количество погибших там оказалось очень большим – 171 человек, еще 35 тыс. – пострадали. Основная причина аварии состояла в том, что в течение двух суток осадки в 5 раз превысили месячную норму. Вероятность таких осадков в районе Крымска составляет всего 0,5%, т.е. такое происходит в среднем 1 раз в 200 лет! Первая причина, которая называлась в СМИ, – сброс воды с расположенного выше по течению Неберджаевского водохранилища. Его общий объем 8 млн. кубоме¬тров, а полезный – 4 млн. кубометров, основное предназначение – водоснабжение Новороссийска. Там стоит насосная станция, которая качает воду через Кавказский хребет, а дальше вода самотеком идет для водоснабжения города.
Из гидротехнических сооружений там есть земляная плотина 2-го класса и шахтный водосброс – воронка, которая не имеет затворов, с автоматическим переливом, как только уровень воды достигает отметки НПУ. Максимальный расчетный расход через шахтный водосброс – 160 кубометров в секунду. Он включился примерно в 2 часа ночи и работал около 5 часов с максимальным расходом 70-80 кубометров в секунду. То есть, это даже не максимально возможная пропускная способность! Напомню, что в районе Крымска был отмечен расход – 1500 кубометров в секунду.
Понятно, что это несопоставимые величины, и работа водосброса не могла существенно повлиять на масштаб наводнения. Более того, водохранилище было частично опорожнено перед этим, поскольку готовилось к ремонту и реконструкции. Первоначально оно даже сыграло положительную роль, саккумулировав 3-4 млн. кубометров воды. И лишь после этого включился в работу шахтный водосброс. Так что говорить о том, что гидротехнические сооружения спровоцировали наводнение, что там были открыты затворы, или даже как говорили некоторые «специалисты», шлюзы – не только неверно, но и безграмотно. Шлюзы – это вообще другое понятие: есть судоходный шлюз и шлюз-регулятор, но по неопытности люди не всегда разбираются в терминологии. Затворов же, которые можно поднять и сбросить воду, там, как я уже говорил, вообще нет…
Но, тем не менее, слухи пошли... Их причиной стала волна. По словам очевидцев, ее высота достигала семи метров. Волна эта образовалась из-за нерасчищенности русел рек, где образовались завалы из деревьев, кореньев, камней. И дальше – после того как все это водонасыщается – происходит, как говорят в гидротехнике, каскадная авария: волна пробивает верхнюю плотину и идет, сметая все на своем пути, по принципу домино. Поэтому к Крымску волна подошла высотой уже в 7 метров.
В местных СМИ было сообщение о том, что Неберджаевское водохранилище готовится к реконструкции, и будет осуществлена его сработка. Но для специалиста понятно, что сработка и сброс – это разные вещи. Сработка – это постепенное понижение, за счет того, что водоснабжение Новороссийска осуществлялось с других водохранилищ, сброса воды не было. Потом даже Президент вместе с местными жителями на вертолете облетал мест-ность и видел, что водохранилище и плотина не разрушены, а водосброс находится на месте.
Основная причина катастрофы кроется не в гидротехнических сооружениях. Несмотря на солидный возраст эксплуатации в 50 лет, Неберджаевское водохранилище выстояло. Замечу, что при его разрушении последствия были бы еще более трагичными. Проблема в другом: русла рек не расчищаются. Я помню Крымск еще лет 30 назад – это был небольшой городок, где не было такой плотной застройки в поймовой части. Сейчас все стараются построить дом с видом на реку, забывая о потенциальной угрозе такой застройки. Кто дает разрешение на застройку поймовой территории, подверженной наводнению, я не знаю – наверное, местная власть. Кроме того, в последние 20 лет было построено большое количество низких мостовых переходов, которые быстро забились мусором, в результате чего образовались самопроизвольные плотины.

Все российские гидроэлектростанции оснащаются резервными источниками питания, расположенными на гребне плотины, на незатопляемых отметках

То есть я считаю, что основная причина такого масштаба наводнения – организационные просчеты. Чтобы в подобных критических ситуациях принять всю ответственность на себя, нужно обладать большим мужеством. В качестве примера могу привести хорошо известный случай из нашей истории, который произошел с нашим великим конструктором космической техники С.П. Королевым. В спорной ситуации он на клочке бумаги написал: «Считать поверхность луны твердой. С. Королев». К сожалению, среди местных руководителей «Королевых» не оказалось – никто не смог взять на себя ответственность. Между тем, такая возможность была: можно было поднять ГАИ, проехать с громкоговорителями по улицам, включить сирену на заводе… Люди были бы предупреждены, а предупрежден – значит вооружен! Мировая статистика показывает, что в подобных случаях лишь 10-15% населения покидает свое жилье, но если они предупреждены, то так или иначе задумаются – как эвакуироваться в случае реальной опасности, соберут деньги, документы и ценные вещи. Здесь же все случилось ночью, город был обесточен, и многие погибли, даже не проснувшись. Лично мне было стыдно слушать, когда передавали сообщение о том, что кто-то там побежал по дворам предупреждать население. Это же не деревня в 20-30 домов, а районный центр с населением в 100 тыс. человек! Эту новость передавали электронные СМИ, все это видели и, наверное, говорили: у русских там что, каменный век?

Кто виноват?
Но, давайте вернемся к другим авариям. В августе в результате обильных осадков были разрушены сооружения на Маткожненской ГЭС – это небольшая гидростанция в Карелии. Основная функция этой ГЭС – обеспечение элек¬троэнергией Беломоро-Балтийского канала. Здесь проходят: автомобильная дорога и железнодорожное полотно. Болото в результате ливневых осадков насытилось водой, и размыло трубопереезд с бетонными открылками для автомобильной дороги, саму автодорогу, а затем – и железнодорожное полотно. 50 метров полотна буквально висело в воздухе – под шпалами была полностью размыта насыпь.
Дальше находилась небольшая плотина отвода Маткожненского ручья и водоем – ее также размыло, и вода по ручью попала в машинный зал и затопила его. К счастью, персонал был вовремя эвакуирован, поскольку было ясно, что плотина не выдержит такого большого количества осадков. 5 человек оперативного персонала вывезли на КАМАЗах, электростанцию, которая в этот момент несла нагрузку 42 МВт, остановили. Тем не менее, произошло затопление машинного зала, разрушился береговой откос, все электрооборудо-вание оказалось под водой, в том числе трансформаторы и гидрогенераторы. В результате ГЭС была выведена из строя на полгода, так как полностью производилась замена оборудования. Последняя авария 2012 года произошла в декабре в Нижегородской области – когда уже лежал снег, на ОАО «Нижегородсахар» размыло дамбу.
Основные причины всех описанных аварий – температурные катаклизмы. У нас в последние два года отмечается очень бурная весна. И когда резко повышается температура воздуха, активное таяние снега и обильные дождевые осадки приводят к высокому уровню воды в водохранилищах.
Но есть и другие причины аварийности – это неудовлетворительное техническое состояние ГТС, отсутствие контрольно-измерительной аппаратуры, недостаточная пропускная способность водосбросных сооружений. Прежде всего, это относится к мелким сооружениям, которые строились хозспособом, без особых расчетов на катастрофический паводок.
Организационные причины кроются в отсутствии службы эксплуатации гидроузлов. К сожалению, у нас в стране около 7 тыс. бесхозяйных ГТС, которые появились в результате экономических преобразований, собственники которых отказались (или оказались не в состоянии) их эксплуатировать. У собственников ГТС зачастую не организовано должное взаимодействие с региональными цен¬трами по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; не разработаны критерии безопасности ГТС; отсутствуют правила эксплуатации и даже элементарные инструкции по эксплуатации. Не на всех ГТС оформлены договора обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии, в соответствии с 225-ФЗ «Об обязательном страховании опасных производственных объектов и ГТС». Иногда даже отсутствует разрешение на эксплуатацию, не говоря уже о согласованных с территориаль¬ными органами МЧС России планах ликвидации аварийной ситуации!

СПРАВОЧНО

Аварии и повреждения гидротехнических сооружений
в России в 2013 году

13 апреля 2013 г. ГТС пруда Шишковский в р-не д. Старомолино (Красноярский край)
В земляной дамбе пруда образовался прорыв высотой 4 м. шириной 20 м. В результате в нижерасположенном с. Каратузское уровень воды повысился на 1 м. Угрозы подтопления населенного пункта не было. Последняя плановая проверка ГТС была проведена 17.10.2012, в ходе ее выявлено 8 замечаний.
+++
18 апреля 2013 г. ОАО «Вельгийская бумажная фабрика» (Новгородская обл.)
Во время дежурства во время паводка из-за резкого подъема воды и льда, погиб находившийся на мосту обслуживания гидротехнического сооружения столяр ОАО «Вельгийская бумажная фабрика» Митрофанов А.В.
+++
25 апреля 2013 г. Колташинское водохранилище в р-не с. Колташи (Свердловская обл.)
При прохождении паводковых вод в Колташинском водохранилище возрос уровень воды, который привел к размыву водосброса плотины водохранилища, подтоплению 25 участков в с. Колташи. Жертв среди населения и разрушений построек нет.
ГТС Колташинского водохранилища (сооружение IV класса капитальности) было построено в 1969 году по проекту ПО «Уралзолото». Реконструкция и капитальный ремонт ГТС не проводились. В состав ГТС входит земляная плотина, паводковый водосброс, аварийный водосброс. Эксплуатационное состояние плотины – частично неработоспособное. Уровень безопасности ГТС – неудовлетворительный.
+++
5 мая 2013 г. Сухановские пруды, д. Суханово (Московская обл.)
Из-за обильных осадков произошел прорыв земляной насыпи пруда, в результате чего была повреждена опора ВЛ 110 кВ (ОАО «МОЭСК»). Без электроснабжения остались бытовые потребители 8 деревень (433 частных жилых дома, около 800 человек).
+++
20 июня 2013 г. ГТС водохранилища «Жуков», г. Абакан (Республика Хакасия)
Вследствие разрушения грунтовой плотины было размыто дорожное полотно автодороги К-18 (Минусинск – Курагино).

Поделиться: