VIII Всероссийская Конференция «Транспортная безопасность и технологии противодействия терроризму-2019»
Защита объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства

Олег Тушмалов,

Олег Тушмалов,

Причина катастроф — человеческий фактор

Учитывая особую общественную значимость и с учетом указаний руководства Следственного комитета, в 2013 году на контроль были поставлены все преступления, связанные с крушениями воздушных судов. В том числе происшествия, связанные с воздушными судами малой и сверхлегкой авиации, к которым в том числе относятся вертолеты. За последние три года в Центральном федеральном округе произошло 39 катастроф воздушных судов малой и сверхлегкой авиации (в 2012-м — 17, в 2011-м — 12, в 2010-м — 10).

Рост числа таких происшествий связан в первую очередь с развитием малой авиации в России, что обусловливает снижение ее стоимости. Все больше воздушных судов, в основном вертолетов, приобретаются частными лицами для выполнения полетов в личных целях. А ввиду малого опыта управления такими судами пилоты-любители зачастую неправильно действуют в сложных погодных условиях, что приводит к катастрофам.

Как правило, полеты малой авиации происходят без разрешения и контроля соответствующих служб. А частные вертолеты взлетают с неприспособленных площадок, размещенных зачастую… даже на территории коттеджных и дачных участков

Ярким примером человеческого фактора может служить крушение в сентябре 2013 года в Старицком районе Тверской области вертолета Agusta AW119 RA-01978, в результате которого погибли пилот этого воздушного судна Афанаскина М.С. и пассажир Медведев С.Г. Проведенной проверкой было установлено, что пилот Афанаскина М.С. самовольно выполняла частный полет, не согласовав его с наземными службами и владельцем воздушного судна, и, попав в трудные погодные условия, не справилась с управлением, что привело к гибели как пилота, так и пассажира.

Подобные факты разгильдяйства пилотов не остались без внимания Управления. С целью профилактики данных преступлений нами был проведен анализ причин и условий всех аналогичных авиапроисшествий.

Он показал, что в 80% случаев катастрофы терпят воздушные суда, находящиеся в собственности (пользовании) физических и юридических лиц частной формы собственности. Практически все суда имели сертификаты летной годности и находились в удовлетворительном техническом состоянии.

Вместе с тем дислокация мест их базирования и маршруты перемещения остаются без государственного контроля и регулирования. Как правило, взлет воздушных судов происходит без разрешения соответствующих служб. Вертолеты зачастую взлетают с частных площадок, в том числе размещенных непосредственно на территории дачных участков. Проверка также показала, что в 70% случаев авиакатастрофы происходят в темное время суток в сложных метеоусловиях.

В целях профилактики катастроф воздушных судов Управлением внесены предложения по совершенствованию системы подготовки и переподготовки пилотов малой и сверхлегкой авиации, в том числе вертолетов. Усиление контроля за организациями, осуществляющими подготовку и переподготовку летного состава, планируется в части контроля за выполнением утвержденных учебных программ, в том числе путем увеличения часов налета на соответствующих типах воздушных судов.

 

 

Поделиться: