XI Всероссийская конференция «Транспортная безопасность и технологии противодействия терроризму»
Экспертный круглый стол «Беспилотные авиационные системы: применение и противодействие»

Системы видеонаблюдения: видеть и думать

13.05.2021  |  09:36

В новых требованиях по обеспечению транспортной безопасности прописан обязательный функционал ТСОТБ, который можно выполнить только с применением интеллектуальных систем видеонаблюдения.

Системы видеонаблюдения: видеть и думать

Системы видеонаблюдения прочно вошли в нашу повседневную жизнь. Камеры установлены в жилых домах и общественных зданиях, на улицах и в транспорте. В специальных сферах деятельности, связанных с безопасностью, видеонаблюдение используется давно и широко. И обеспечение транспортной безопасности (ТБ) не исключение.

Интеллектуальные системы видеонаблюдения тоже не изобретение последних лет. Но именно в области ТБ применение видеоаналитики получило мощный толчок к развитию с выходом ряда постановлений Правительства Российской Федерации, устанавливающих требования по обеспечению ТБ по видам транспорта. В новых требованиях прописан обязательный функционал технических средств обеспечения транспортной безопасности, который можно выполнить только с применением интеллектуальных систем видеонаблюдения.

Как специалисты субъектов транспортной инфраструктуры (СТИ) оценивают нормативную правовую базу для внедрения и использования интеллектуальных систем видеонаблюдения? Какие требования они предъявляют к техническим средствам, какие проблемы возникают в процессе создания и дальнейшей эксплуатации систем интеллектуального видеонаблюдения? И что советуют действующим и потенциальным эксплуатантам таких систем их разработчики, производители, интеграторы?

Человеческий фактор

Зачем вообще нужны интеллектуальные системы? Информация с камеры передается на монитор. Специально обученный человек наблюдает и при наступлении опасной ситуации поднимает тревогу. Просто и дешево! 

А теперь представьте, что камера не одна, а несколько десятков или даже сотни. Это сколько операторов понадобится? Да и работать они не могут круглосуточно, в отпуск ходят, болеют. Значит – несколько смен. Всех этих многочисленных сотрудников нужно обучить, регулярно выплачивать им заработную плату. Дешево, говорите....

А еще человека на столь ответственной должности нужно контролировать, чтобы не отвлекался, не спал на работе, четко выполнял свои функции. А как поведет себя тот или иной сотрудник в критической, стрессовой ситуации?

Вот и получается, что с ростом объемов информации, поступающей от тех же средств видеонаблюдения, слабым звеном становится человек, который должен по роду службы эту информацию анализировать.

Я подумаю, а ты решай

А что если разгрузить оператора, проанализировав информацию за него? Есть некий «набор» тревожных ситуаций, которые он должен был определять «на глаз». Пусть этим делом займется умный компьютер, а человек будет получать только ту информацию, которая его интересует. Компьютер не бывает рассеянным, не спит на работе, не болеет и не просит отпуск за свой счет. Получает себе информацию с камер видеонаблюдения, анализирует ее с помощью специального программного обеспечения и беспокоит человека за пультом только тогда, когда его электронный мозг решает, что произошло именно то событие, которое он искал.

Совсем без участия человека пока обойтись не получается. Самая современная техника тоже страдает некоторыми «болезнями»: программные сбои, вирусы, проблемы в сетях передачи информации, то самое незаконное – хакерское – вмешательство... Мало ли что может случиться с достаточно сложным комплексом оборудования. Поэтому контролирует работу системы и принимает окончательные решения все же человек. Пока...

Что умеет система?

Требования к функционалу систем интеллектуального видеонаблюдения достаточно четко прописаны в нормативных документах. В их основе две базовые функции: идентификация физических лиц (людей, попросту) и обнаружение тревожных ситуаций.

С идентификацией не все так просто. В последнее время системы стали значительно умнее, но могут они пока далеко не все. Если предстать перед камерой крупным планом, анфас и профиль, лицо она наверняка «считает». А если на человеке кепка и очки, к камере он повернут боком, да еще и в толпе мелькнул на пару секунд…

С тревожными ситуациями несколько проще. Здесь система реагирует на некоторое событие, которое ей нужно выявить. Так называемых сценариев множество. Например, движение в запрещенном направлении или появление человека там, где его не должно быть. Проблемы с качеством передаваемого камерой изображения, кстати, тоже повод для тревоги. 
Сценарии, кстати, могут быть разными и не обязательно связанными с транспортной безопасностью.

Для метрополитенов, например, важно определять падение посторонних предметов или людей на пути. Система может помочь в управлении потоками, определяя скопления людей, что важно для транспортных объектов с большим числом пассажиров. С помощью видеонаблюдения правоохранительные структуры могут выявлять разыскиваемых лиц.

Закон есть закон

Использование широких возможностей интеллектуальных систем видеонаблюдения сталкивается с некоторыми законодательными проблемами. Идентификация физических лиц связана с использованием и обработкой персональных данных. И если сотрудники ОТИ, за которыми наблюдают умные камеры, подписывают соответствующее согласие, то как быть с пассажирами, провожающими и встречающими, просто прохожими, которые никаких документов не подписывали?

Видеонаблюдение позволяет выявлять лиц, находящихся в розыске. Для этого полученную с камер информацию необходимо сличать с соответствующей базой данных. Только базы эти находятся в ведении правоохранительных органов. А вопрос взаимодействия с ними до конца не отработан.

Комплексы видеонаблюдения крупных транспортных объектов возможно интегрировать в системы «умный город» и «безопасный город», но нормативной базы для такой интеграции пока нет. 

Защита данных

При создании систем интеллектуального видеонаблюдения необходимо обеспечить надежную защиту больших массивов данных. Камеры видеонаблюдения используются очень широко: на протяженных периметрах, на границах зон ТБ и их секторов, в местах скопления людей и транспортных средств. Полученная информация должна быть передана, обработана и сохранена.

Хранение информации – одно из обязательных требований нормативных документов.
Чем «умнее» становятся цифровые технологии, разветвленнее сети, выше уровень автоматизации, тем большее значение приобретает защита информации и каналов ее передачи.

Несанкционированное вмешательство в работу системы интеллектуального видеонаблюдения или даже в интегрированную автоматизированную систему обеспечения безопасности объекта может стать серьезной проблемой. В цифровую эпоху и угрозы становятся цифровыми.

Техника и интеграция

Видеокамеры, которые используются в интеллектуальных системах, должны обладать достаточно высокими, но вовсе не запредельными характеристиками. Далее информация с камер поступает на сервер – мозг интеллектуальной системы, где с помощью специального программного обеспечения происходит ее обработка. Информация с камер поступает на пункт управления обеспечением транспортной безопасности. Также операторы получают сигналы о тревожных ситуациях, выявленных интеллектуальной системой.

Нужно отметить, что существуют камеры с встроенным аналитическим модулем. Обработка сигнала в таких устройствах происходит «по месту» – на камере. Конечно, возможности встроенной аналитики уступают возможностям специального сервера. Но в определенных случаях применение таких камер себя оправдывает.

Интеллектуальные системы видеонаблюдения чаще всего интегрированы с другими техническими средствами в единую комплексную систему обеспечения транспортной безопасности объекта.

Что хочет заказчик 

Кроме обязательных требований, установленных нормативными документами, заказчики предъявляют свои, особые пожелания к системам интеллектуального видеонаблюдения. В первую очередь это требования по надежности и эффективности работы: минимум сбоев в работе, четкая идентификация лиц и определение тревожных ситуаций, прописанных в сценариях, малое число ложных срабатываний.

Очень важны для заказчиков экономические и эксплуатационные показатели: разумная стоимость оборудования и его эксплуатации, доступный сервис.
И, конечно, учитываются климатические и географические особенности местности, где оборудование эксплуатируется и специфика конкретного вида транспорта.

Проблемные вопросы

Системы видеонаблюдения работают на большинстве ОТИ. Казалось бы, что стоит добавить им интеллекта – просто установить сервер и соответствующее программное обеспечение. На деле все не так просто. Многие системы созданы не вчера, и оборудование устарело, хотя и сохраняет свою работоспособность. Технические характеристики камер не дотягивают до требований интеллектуальных систем. Установка современных камер наверняка потребует обновления каналов передачи информации. Как итог – необходимость создания системы видеонаблюдения с нуля, что, безусловно, повлечет значительные затраты. Про необходимые меры по защите информации тоже не нужно забывать. А это дополнительные расходы.

При интеграции системы интеллектуального видеонаблюдения с другими техническими средствами и системами обеспечения ТБ потребуется использование единых протоколов обмена данными. Опять расходы для заказчика.

Умнее... еще умнее

Дальнейшее развитие интеллектуальных систем видится в совершенствовании этих самых интеллектуальных возможностей. В перспективе системы должны обрабатывать еще большие объемы информации, делать это еще быстрее, эффективней выполнять возложенные на них задачи.

Аналитические возможности интеллектуальных систем должны увеличиваться, число функций – расширяться, а сложность сценариев – возрастать. Речь заходит даже о применении нейронных технологий и превращении интеллектуальных систем в средство интерактивного общения с пассажирами.


Журнал «Транспортная безопасность и технологии», №1 за 2021 г.⇒

Подписка⇒

Поделиться:

другие публикации по теме