XI Всероссийская конференция «Транспортная безопасность и технологии противодействия терроризму»
Экспертный круглый стол «Беспилотные авиационные системы: применение и противодействие»

Закон против «интеллекта»

13.05.2021  |  10:09

Использовать все возможности интеллектуальных систем видеонаблюдения не позволяет нормативная база.

Закон против «интеллекта»

По мнению специалистов АО «Международный Аэропорт Иркутск», действующая нормативная база не позволяет использовать все возможности интеллектуальных систем видеонаблюдения.
Мало того, применение таких систем не обязательно. Необходимые требования можно успешно выполнять с помощью обычного видеонаблюдения.

Артем Захлебный, директор по ИТ АО «Международный Аэропорт Иркутск»

Возможно, но не обязательно

Мы проанализировали ряд документов, а именно:

  • Федеральный закон № 16-ФЗ от 09.02.2007 «О транспортной безопасности»;
  • Постановление Правительства РФ № 1605 от 05.10.2020 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта»;
  • Постановление Правительства РФ № 969 от 26.09.2016 «Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности».

Анализ позволил сделать вывод, что документа, прямо обязывающего использовать интеллектуальные системы видеонаблюдения на объектах транспортной инфраструктуры (ОТИ), нет.

Субъект транспортной инфраструктуры (СТИ) должен обеспечивать выполнение следующего функционала:

  • идентификацию физических лиц и (или) транспортных средств, являющихся объектами видеонаблюдения, на основании данных видеонаблюдения (видеоидентификация);
  • обнаружение и распознавание характера событий, связанных с объектами видеонаблюдения, на основании данных видеонаблюдения, их обнаружение в произвольном месте и в произвольное время (видеораспознавание);
  • обнаружение физических лиц и транспортных средств, являющихся объектами видеонаблюдения, на основании данных видеонаблюдения в произвольном месте и в произвольное время (видеообнаружение);
  • обнаружение физических лиц и транспортных средств, являющихся объектами видеонаблюдения, в заданном месте и в заданное время (видеомониторинг);
  • передачу видеоизображения в соответствии с порядком передачи данных;
  • хранение в электронном виде данных, полученных со всех технических средств обеспечения транспортной безопасности;
  • выявление нарушителя, оснащенного в том числе специальными техническими средствами, в режиме реального времени;
  • видеозапись с целью документирования;
  • передачу данных в соответствии с порядком передачи данных о лицах, пропущенных в зону транспортной безопасности;
  • определение соответствия постоянного пропуска его предъявителю с применением биометрических устройств.

Перечисленные функции субъекты транспортной безопасности могут обеспечивать путем применения сертифицированных в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 969 классических систем видеонаблюдения, систем охраны и систем контроля управления доступом (СКУД). А вот автоматизацию данных функций (в случае необходимости) можно проводить с использованием систем интеллектуального видеонаблюдения.

Нормативные барьеры

Исходя из требований Постановления Правительства РФ № 969 видно, что идентификацию физических лиц можно проводить только с применением регистрации изображений лиц, а в СКУД должна применяться комбинация признаков:

  • вещественный код (ключи, карты, брелоки);
  • запоминаемый код (клавиатуры, кодонаборные панели и другие аналогичные устройства);
  • биометрический код (отпечатки пальцев, сетчатка глаз и другие).

Исходя из данного пункта, можно сделать вывод о невозможности полноценного применения интеллектуальной системы видеонаблюдения как СКУД, либо она должна быть сертифицирована по требованиям к функциональным свойствам СКУД, а не интеллектуального видеонаблюдения.

Если невозможно применение интеллектуальной системы видеонаблюдения, в части идентификации физических лиц, для полноценной реализации функционала СКУД, то какова необходимость применения этой системы и какие задачи она должна выполнять?

Существует мнение, что данные системы могут позволить проверять физических лиц пересекающих границы зон транспортной безопасности по неким «базам данных», но нигде не указано, что это за базы. Если под этим понимать алгоритм считывания биометрического параметра лица и проведения проверки по базам данных силовых структур на предмет розыска неких лиц, то сразу встает вопрос, а каким образом ОТИ сможет получить доступ к данным базам?

Еще один важный момент – сбор, обработка и хранение данных биометрических параметров физических лиц (по сути это персональные данные человека). Если говорить о лицах, имеющих разовые или постоянные пропуска, то данная категория при получении пропуска дает согласие на сбор, обработку и хранение своих персональных данных.

А как быть с пассажирами и посетителями зоны свободного сектора ОТИ? Если считывать биометрический параметр на входе в аэровокзал (граница зоны свободного сектора и прилегающей к ОТИ территории), то, по сути, идет нарушение закона № 152-ФЗ «О персональных данных», так как пассажиры и посетители терминала не давали письменного согласия субъекту транспортной безопасности на сбор обработку и хранение их персональных данных.

По нашему мнению, на текущий момент отсутствует полноценная нормативная база, необходимая для широкого применения интеллектуальных систем видеонаблюдения.

Начни с нуля

В случае выхода новых нормативных правовых актов, обязывающих применять системы интеллектуального видеонаблюдения, многим объектам транспортной безопасности придется полностью перестраивать свои системы видеонаблюдения, как говорится, «с нуля». Это повлечет за собой большие затраты не только на саму систему интеллектуального наблюдения, но и на средства информационной защиты, без которых нельзя будет соблюдать законодательство в области защиты персональных данных физических лиц (пассажиров, посетителей аэровокзалов).


Журнал «Транспортная безопасность и технологии», №1 за 2021 г.⇒

Подписка⇒

Поделиться:

другие публикации по теме