XI Всероссийская конференция «Транспортная безопасность и технологии противодействия терроризму»
Экспертный круглый стол «Беспилотные авиационные системы: применение и противодействие»

Видеть, освещать, охранять

13.05.2021  |  13:04

Современный видеокомплекс должен взаимодействовать с другими техническими средствами обеспечения транспортной безопасности.

Видеть, освещать, охранять

Система видеонаблюдения не только набор камер и оператор перед монитором. Современный видеокомплекс должен взаимодействовать с другими техническими средствами обеспечения транспортной безопасности.

Специалисты автовокзала города Калининграда рассказывают о том, как преодолеть объективные трудности, «подружить» оборудование, избежать лишних трат.

Алена Беликова, директор Государственного предприятия Калининградской области «Автовокзал» 
Сергей Григорьев, начальник службы обеспечения транспортной безопасности ГП КО «Автовокзал» 

Применение средств интеллектуального видеонаблюдения на объектах транспортной инфраструктуры (ОТИ) регламентировано Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1642 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры автомобильного транспорта», «Методическими рекомендациями по оснащению автовокзала, автостанции, трамвайного депо и троллейбусного парка инженерно-техническими системами обеспечения транспортной безопасности» (ОДМ 218.6.006-2012), а также разработанной специализированной организацией оценкой уязвимости и планом обеспечения транспортной безопасности ОТИ.

Заминки на пути к прогрессу

К сожалению, современная нормативная база такова, что ОТИ не могут применять новейшие достижения техники и при этом избежать лишних трат. Почему? Оснащение техническими средствами обеспечения транспортной безопасности должно производиться исключительно сертифицированным оборудованием. Его номенклатура ограничена, а стоимость зачастую на порядок выше аналогичных комплексов, не прошедших сертификацию.

Сам процесс сертификации дорогостоящий и довольно длительный. Известны случаи, когда оборудование, направленное производителем на сертификацию, более двух лет не может пройти процедуру. Волокита приводит к удорожанию оборудования и не позволяет ОТИ своевременно закупать и использовать новейшие достижения техники.

Сертификация пользователем тоже вызывает немалые сложности, поскольку существующие системы не всегда создаются одномоментно. Они могут дорабатываться и модернизироваться с течением времени. Соответственно, их компоненты были актуальны на момент установки, но морально устарели в процессе эксплуатации, хотя и выполняют все функции в нужном объеме. В итоге может оказаться, что сертификация установленных на ОТИ камер видеонаблюдения нецелесообразна из-за стоимости, сопоставимой с ценой абсолютно новой системы видеонаблюдения. Следствие – предприятием закупаются не самые передовые технические средства, а те, которые уже сертифицированы производителем.

А что у нас?

Требования к техническим средствам видеонаблюдения обычно зависят от специфики объекта, на котором применяются. Площадь объекта, конфигурация территории или здания, наличие замкнутого периметра – вот определяющие факторы при подборе оборудования.

Например, комплекс видеонаблюдения нашего предприятия поддерживает интеллектуальные модули, такие как видеоаналитика по размеру, движению, цвету объекта и т. д. Он частично интегрирован с системой контроля и управления доступом (СКУД), что позволяет при необходимости использовать модуль распознавания автомобильных номеров. Система в полной мере справляется с поставленной перед ней задачей.

В связи с принятием новых требований по обеспечению транспортной безопасности потребуется модернизация существующей системы видеонаблюдения. Необходимо заменить программное обеспечение на более совершенную систему аналитики контроля периметра, ситуационного анализа, с функцией автоматического сопровождения объекта по нескольким камерам. При модернизации системы, для корректной работы и использования всех ее возможностей, придется учитывать совместимость программного обеспечения и технических средств видеонаблюдения.

В планах ОТИ – объединить в один комплекс охрану периметра, видеонаблюдение и охранное освещение. Это позволит в режиме реального времени выводить на экраны оператора видеоинформацию о том месте, где сработала система охраны, и подсветить данный участок. Причем камеры должны быть с высоким качеством изображения. Тогда их количество может быть минимальным, что позволит оптимизировать стоимость охранного комплекса.

Критерии выбора 

Одно из самых важных требований для любых систем, которые должны взаимодействовать друг с другом, – стандартизированные протоколы передачи данных. Зачастую мы находим устройства, полностью подходящие нам по техническим параметрам, но их нельзя связать с уже существующим оборудованием.
Наметилась и тенденция на снижение человеческого фактора. То есть оборудование в комплекте с программным обеспечением должно уметь работать автономно и проводить анализ поступающих данных без участия оператора.
При выборе комплекса камер видеонаблюдения считаем наиболее важными его следующие возможности: 

  • аналитика контроля периметра (реакция на форму, скорость движения и местоположение объекта);
  • ситуационный анализ (выявление тревожных ситуаций связанных с большим количеством людей, например большое скопление людей в нетипичное для этого время);
  • распознавание автомобильных номеров;
  • автоматическое сопровождение объекта по нескольким камерам;
  • бизнес-анализ (контроль продуктивности работы персонала, оптимизация процесса обслуживания, выявление недовольных клиентов и исследование причин их недовольства);
  • мониторинг оборудования (контроль технических неисправностей и предотвращение возможности блокировки камер, засветки или затемнения объективов, сдвигов корпуса или подмены картинки).

Чтобы в дальнейшем оптимизировать эксплуатационные расходы, важно не только правильно подобрать оборудование, но и вовремя его обслуживать. Для обеспечения бесперебойной работы специалистами ГП КО «Автовокзал» техническое обслуживание аппаратуры проводится согласно утвержденным ежемесячным планам.

Типичный перечень мероприятий: внешний осмотр установленных приборов видеонаблюдения; проверка работоспособности приемопередающего оборудования; контроль технических параметров рабочих и резервных блоков питания; настройка и регулировка комплексов отображения информации; проверка систем защиты электропитания, надежности разъемов, их состояния; устранение неполадок и другие виды работ.


Журнал «Транспортная безопасность и технологии», №1 за 2021 г.⇒

Подписка⇒

Поделиться:

другие публикации по теме