XI Всероссийская конференция «Транспортная безопасность и технологии противодействия терроризму»
Экспертный круглый стол «Беспилотные авиационные системы: применение и противодействие»

ТСОТБ: сертифицировать или обновить?

13.05.2021  |  13:10

Экспертное мнение начальника отдела транспортной безопасности МУП «Метроэлектротранс» Марселя Гумерова.

ТСОТБ: сертифицировать или обновить?

Затраты на сертификацию ранее установленного оборудования порой соизмеримы со стоимостью нового, уже сертифицированного. И далеко не каждая бюджетная организация в состоянии найти средства на сертификацию или обновление технических средств обеспечения транспортной безопасности. Переход на интеллектуальные системы потребует кардинального обновления всего комплекса средств видеонаблюдения.

Применение средств интеллектуального видеонаблюдения на объектах ОТИ определено «Требованиями по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающими уровни безопасности для различных категорий объектов инфраструктуры внеуличного транспорта (в части метрополитенов)», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 8.10.2020 № 1641.

Затратная обязанность

Согласно требованиям субъект транспортной инфраструктуры (СТИ) обязан оснастить объект метрополитена техническими средствами транспортной безопасности, обеспечивающими видеоидентификацию, видеораспознавание, видеообнаружение и видеомониторинг. Они должны иметь возможность интеграции и совместного применения с другими техническими средствами обеспечения транспортной безопасности (ТСОТБ).
Технические параметры систем интеллектуального видеонаблюдения определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2016 № 969 «Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности».

Но сертификация технических средств видеонаблюдения и интеллектуального видеонаблюдения до выхода Постановления Правительства РФ № 969 не проводилась. Соответственно, с возникновением такой обязанности СТИ должен оснастить ОТИ сертифицированным оборудованием или сертифицировать имеющееся. Цена же процедуры нередко сравнима с ценой самого оборудования. Причем СТИ, являясь бюджетной организацией, зачастую не в состоянии за свой счет провести требуемую сертификацию или заменить имеющееся оборудование уже сертифицированным.

Все начнем с нуля

Как видим, требования об оснащении ОТИ сертифицированными системами интеллектуального видеонаблюдения вынуждают СТИ тратить деньги на их приобретение и монтаж. Дело осложняется тем, что часть аппаратуры системы видеонаблюдения была куплена и установлена до внедрения интеллектуального видеонаблюдения. При ее замене комплекс приходится создавать буквально «с нуля», поскольку каналы передачи информации, видеокамеры и другое оборудование не соответствует техническим требованиям к системам интеллектуального видеонаблюдения.

Для обеспечения транспортной безопасности современный комплекс видеонаблюдения  метрополитена должен решать следующие задачи:

  • мониторить ситуацию с целью обнаружения неестественных для данного места событий;
  • выявлять бесхозные предметы;
  • обнаруживать в потоке пассажиров лиц с высокой температурой, возможно, больных вирусными инфекциями;
  • обеспечивать контроль доступа по биометрическим данным;
  • выявлять в потоке пассажиров разыскиваемых и потенциально опасных лиц.

Следует учесть, что СТИ не имеют баз данных, позволяющих проводить видеоидентификацию и видеораспознавание потенциально опасных лиц. Поэтому оснащение объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) интеллектуальным видеонаблюдением позволяет заниматься распознаванием правоохранительным органам.

В целях оптимизации расходов на эксплуатацию и поддержание системы видеонаблюдения в надлежащем рабочем состоянии в МУП «Метроэлектротранс» техническое обслуживание и ремонт систем видеонаблюдения производится сотрудниками собственного подразделения – Дирекции информативных технологий и связи.


Журнал «Транспортная безопасность и технологии», №1 за 2021 г.⇒

Подписка⇒

Поделиться:

другие публикации по теме