XI Всероссийская конференция «Транспортная безопасность и технологии противодействия терроризму»
Экспертный круглый стол «Беспилотные авиационные системы: применение и противодействие»

«Умные города» Челябинской области

08.06.2021  |  15:39

В приоритете – безопасность населения.

«Умные города» Челябинской области

Игорь Фетисов, министр информационных технологий, связи и цифрового развития Челябинской области

1. Какие технические средства и системы безопасности, на ваш взгляд, должны войти в стандарт «Умного города» «Интеллектуальные системы безопасности»? 

Требования к техническим средствам и системам безопасности регулируются целым рядом ГОСТов: ГОСТ Р 56875-2016 «Информационные технологии. Системы безопасности комплексные и интегрированные. Типовые требования к архитектуре и технологиям интеллектуальных систем мониторинга для обеспечения безопасности предприятий и территорий», ГОСТ Р 22.1.01-95 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование» и ряд других. Они содержат показатели систем безопасности, на которые нужно обратить внимание: степень автономности системы, конструктивные показатели, показатели надежности (долговечность, безотказность, ремонтопригодность) и другие. Учитываются также стойкость к воздействию внешних негативных факторов, транспортабельность.

Используемое оборудование должно работать под управлением операционных систем с открытыми исходными кодами. В исключительных случаях, при необходимости соблюдения конфиденциальности, допускается применение специализированного программного обеспечения отечественной разработки ограниченного применения с закрытыми исходными кодами.

2. Какие технические средства и системы безопасности предполагаются к внедрению в первую очередь (уже внедрены) в рамках реализации проекта «Умный город» в регионе?

В Челябинской области шесть городов участвуют в пилотном проекте «Умный город»: Челябинск, Магнитогорск, Сатка, Снежинск, Копейск, Кыштым. Координацию проекта в регионе осуществляет подведомственное Министерству информационных технологий, связи и цифрового развития Челябинской области учреждение – Центр развития цифровых технологий. Центр помогает муниципалитетам с заявками для включения в проект, проводит отбор разработок региональных ИТ-компаний в банк цифровых решений.

Во всех «умных» городах Челябинской области внедрена электронная модель территориальной схемы обращения с твердыми коммунальными отходами. В Челябинске в рамках проекта «Умный город» установлены 60 комфортных и безопасных остановок, оборудованных видеонаблюдением и тревожной кнопкой «112». Умные остановки есть также в Сатке и Кыштыме. Они оснащены интерактивными информационными табло, камерами наблюдения и Wi-Fi-спотом.

В Челябинске работают системы информирования граждан о возникновении ЧС. В сентябре 2020 года внедрена интеллектуальная система контроля на городских пляжах для обеспечения безопасности в зоне купания и за ее пределами. Реализуется ряд других пилотных проектов по цифровизации городской среды: система удаленного контроля канализационных люков, система автоматизированного контроля за передвижением коммунальной техники, система мониторинга лесных пожаров.

В Магнитогорске в 2020 году установлены три системы автоматического контроля параметров распределительной сети, которая позволяет минимизировать время на локализацию и предотвратить развитие технологических нарушений в электрических сетях. В городе проводится внедрение систем автоматической фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения с применением камер высокой четкости, устанавливаемых с учетом данных об аварийности и потенциальной опасности участков дороги.

В Сатке в образовательных учреждениях установлены системы контроля управлением доступа с возможностью биометрической идентификации граждан. В сквере города организовано видеонаблюдение с аналитикой. Ведется работа по организации приема данных с автоматизированных систем учета потребления коммунальных ресурсов в единую диспетчерскую службу города, что позволит, в частности, получать оперативную информацию об аварийных ситуациях и контролировать исполнение работ по их устранению.

Еще два города (Кыштым и Копейск) присоединились к проекту недавно. В Кыштыме видеонаблюдение за общественным порядком ведется в образовательных учреждениях, на туристическом маршруте, в парке имени Пушкина. В планах – установка умных домофонов с видеонаблюдением. В Копейске установлены системы видеонаблюдения в общественных пространствах.

Регион открыт для компаний, желающих принять участие в реализации проекта «Умный город» в Челябинской области. На федеральном уровне наиболее активными участниками проекта являются Ростех, Росатом и ПАО «Ростелеком». В области развитием «умных сервисов» занимается также уральская ИТ-компания «Интерсвязь». Компаний на рынке «умных» решений много, каждая занимает свою нишу. Решения, которые докажут свою эффективность, будут способствовать экономии средств бюджета и населения, а также созданию комфортной и безопасной городской среды, найдут свое применение в «умных городах».

3. Какие планы по оснащению/дооснащению техническими средствами и системами безопасности в рамках проекта «Умный город» в 2021 году?

Подпрограммой «Умные города Челябинской области», являющейся частью государственной программы «Развитие информационного общества в Челябинской области», установлено поддержание доли камер фото- и видеофиксации, находящихся на технической поддержке, на уровне 100% до 2023 года. Затраты на эксплуатацию системы интеллектуального видеонаблюдения составляют 1,5 млн рублей в год.

По данным областного государственного казенного учреждения «Центр обработки вызовов Системы 112 – Безопасный регион», в 2021 году планируется выполнить мероприятия по развитию систем фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения в рамках развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный регион». В Магнитогорске будет осуществлено строительство семи постов фиксации нарушений правил дорожного движения, объем финансирования на 2021 год составил 70 млн рублей. На дорогах регионального и межмуниципального значения Челябинской области запланировано строительство 16 постов фиксации нарушений правил дорожного движения, объем финансирования составил 87,6 млн рублей.

4. Какие требования предъявляются к системам видеонаблюдения с видеоаналитикой и функцией распознавания лиц, устанавливаемым в городе-пилоте с целью обеспечения общественной безопасности? 

Министерством информационных технологий, связи и цифрового развития Челябинской области разработаны типовые технические требования для муниципальных систем мониторинга общественной безопасности, которые содержат технические требования к оборудованию для организации локального видеонаблюдения на социальных объектах, типовое техническое задание на выполнение работ по развитию постов видеонаблюдения в местах массового нахождения граждан, типовой расчет стоимости организации общественного видеонаблюдения и рекомендации по организации серверного помещения для хранения видеоданных. Эти документы призваны помочь муниципалитетам при организации видеонаблюдения на местах. С целью исключения высокой нагрузки на бюджеты городов и районов муниципалитетам рекомендовано использовать бесплатную версию программного обеспечения SecurOS Lite, функционал которой достаточен для обеспечения безопасности в муниципальных учреждениях. Она дает возможность конфигурирования установки режимов и параметров работы средств видеонаблюдения, записи и воспроизведения видеопотоков, поиска видеозаписи в архиве и реализации других функций. SecurOS Lite позволяет организовать систему видеонаблюдения без видеоаналитики, но этого достаточно, чтобы обеспечить базовый уровень безопасности на социальных объектах.

5. Насколько эффективно использование «умных» домофонов в многоквартирных домах и каким требованиям должны соответствовать данные системы?

В регионе несколько операторов оказывают услуги умной домофонии: Интерсвязь, Эр-Телеком, Ростелеком. Подобное оборудование эффективнее обычных домофонов, поскольку позволяет не только открывать дверь при помощи смартфона, но и звонить в экстренные службы, осуществлять оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Встроенное в домофоны видеонаблюдение может использоваться правоохранительными органами и способствовать раскрытию преступлений.

Что касается требований, то они применимы к любому цифровому решению, внедряемому в рамках проекта «Умный город» – оптимальное соотношение «цена-качество». Решение должно быть проверенным, масштабируемым, оптимально решать поставленную задачу, а сами технологии – безопасными и финансово обоснованными.

6. Какова существующая и желаемая степень интеграции рассматриваемых систем с другими системами и службами города-пилота (например, АПК «Безопасный город»)? 

В этом вопросе стоит придерживаться положений утвержденной Концепции цифровизации городского хозяйства «Умный город». Одним из ключевых принципов проекта является формирование устойчивой и безопасной городской среды. Помимо того, что цифровые решения должны обеспечивать физическую безопасность жителей, они обязаны защищать персональные данные пользователей и быть устойчивыми к нагрузкам. Еще один важный принцип – интегрированность и взаимодействие цифровых сервисов. Это позволяет устранить дублирование информации и обеспечить координацию принимаемых решений.

7. Каким образом будут оптимизироваться расходы на эксплуатацию и поддержание систем безопасности города-пилота и ее составляющих в надлежащем рабочем состоянии? 

К сожалению, не всегда приходится говорить об оптимизации расходов на безопасность, так как в приоритете должно быть обеспечение требуемого функционала систем для сохранения жизни и здоровья людей. В то же время необходимо поддерживать системы в рабочем состоянии. Если рассматривать фотовидеофиксацию, «Систему-112», РАСЦО, то эти работы осуществляются как силами сотрудников областных государственных казенных учреждений «Центр обработки вызовов Системы 112 – Безопасный регион», «Центр гражданской обороны и защиты населения Челябинской области», так и с привлечением аутсорсинга. Все вопросы решаются в рабочем порядке.

8. Позволяет ли существующая нормативная правовая база применять новейшие достижения техники и избегать излишних затрат?

Существующая нормативная правовая база преимущественно не препятствует использованию новейших достижений техники. Пробелы в законодательстве есть, но поскольку проект рассчитан до 2024 года и учитывая скорость развития «сквозных» технологий цифровой экономики, можно предположить, что дорожные карты проекта будут меняться вместе с новыми технологиями. Соответственно изменится и законодательство.

9. Каковы основные тенденции сегодня видны в развитии систем обеспечения безопасности городов?

Цифровые технологии позволяют автоматизировать рутинные процессы, в том числе в сфере обеспечения общественной безопасности, повысить скорость принятия решений на основе полученных данных. Среди тенденций можно отметить активное внедрение систем на основе биометрической идентификации человека, применение искусственного интеллекта для видеоаналитики, выявления чрезвычайных ситуаций и угроз общественной безопасности.

Перспективы дальнейшего развития связаны с применением технологий работы с большими данными, предупреждением опасных ситуаций. Сегодня мало просто реагировать на ситуацию, важно ее вовремя отследить и принять меры.

Еще один важный момент – предъявление высоких требований к кибербезопасности. Там, где идут большие потоки информации, требуются надежные средства для ее защиты от несанкционированного доступа. Кроме того, все больше внимания уделяется качеству видеоизображения, которое должно оставаться высоким вне зависимости от времени суток и погодных условий.


Материал опубликован в первом номере журнала «Безопасность зданий и сооружений» за 2021 год.

Поделиться:

другие публикации по теме