X Всероссийская Конференция «Транспортная безопасность и технологии противодействия терроризму»

Реализации проекта «Умный город» в Нижегородской области

08.06.2021  |  16:06

Интеграция с высокой степенью защиты.

Реализации проекта «Умный город» в Нижегородской области

Владимир Распопов, директор ГАУ НО «Центр координации проектов цифровой экономики»

1. Какие технические средства и системы безопасности, должны войти в стандарт «Умного города» «Интеллектуальные системы безопасности»? 

На сегодняшний день в Российской Федерации Минстроем утверждена концепция реализации проекта цифровизации городского хозяйства «Умный город», где описаны основные направления для технических средств. В части информационной безопасности законодательство строго регулирует требования. Определено это как федеральными законами (Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральным законом от 26.07.2017 № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации»), так и подзаконными актами.

Структура «Умного города» относится в основном к критической информационной инфраструктуре (КИИ), на которую накладываются соответствующие требования законодательства. Обычно применяются следующие модули системы защиты информации: средства антивирусной защиты, средства межсетевого экранирования (Firewall), средства межсетевого экранирования уровня приложений (WAF), средства защиты от спама, средства криптографической защиты (СКЗИ), средства анализа защищенности, средства обнаружения атак, средства защиты информации от НСД, средства мониторинга информационной безопасности (SIEM), средства защиты от утечек информации, средства защиты среды виртуализации и аппаратно-программный модуль доверенной загрузки.

2. Какие технические средства и системы безопасности предполагаются к внедрению в первую очередь (уже внедрены) в рамках реализации проекта «Умный город» в регионе?

Органы местного самоуправления могут самостоятельно выбирать решения по информационной безопасности. Служебная информация в Нижегородской области передается по закрытым каналам связи, организованным в рамках корпоративной сети передачи данных (КСПД). На сегодня к КСПД подключено более 11 тысяч объектов в области.

В региональном центре обработки данных (ЦОД) используются решения преимущественно российских вендоров: «Код Безопасности», Positive Technologies, Astra Linux (ООО «РусБИТех-Астра»), АО «НПО «ЭШЕЛОН», Kaspersky, АО «ИнфоТеКС» и другие.

3. Какие планы по оснащению/дооснащению техническими средствами и системами безопасности в рамках проекта «Умный город» в 2021 году?

Оснащение системами фотовидеофиксации, видеонаблюдения и оповещения происходит в регионе постоянно, как в рамках строительства новых жилых кварталов, транспортных развязок, предприятий, так и при модернизации существующих объектов (например, заводов и школ в рамках исполнения Постановления Правительства РФ от 25.03.2015 № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей»). 
Финансирование проектов происходит за счет федеральных, региональных, муниципальных и внебюджетных средств.

На 2021 год запланирован большой объем работы по установке камер в Нижнем Новгороде, Кстове, Сарове, Арзамасе и Дзержинске (около тысячи штук). Система видеонаблюдения помогает в оперативно-розыскной деятельности, фиксирует массовые скопления людей и неадекватное поведение, незаконное проникновение на закрытую территорию.

Система видеонаблюдения должна обеспечивать информационное взаимодействие с региональными подсистемами видеонаблюдения сегментов аппаратно-программного комплекса «Безопасный город».

4. Какие требования предъявляются к системам видеонаблюдения с видеоаналитикой и функцией распознавания лиц, устанавливаемым в городе-пилоте с целью обеспечения общественной безопасности? 

Требования к системам видеоаналитики и видеонаблюдения прописаны в Федеральном законе от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» и в требованиях к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 № 272, и не могут изменяться. Например, определены такие параметры, как качество передаваемой картинки, защищенный канал связи, качество разрешения, которые определяются силовым блоком.

Технические параметры определяются в зависимости от места расположения камер, от транспортного и людского потока. К камерам, установленным на остановках общественного транспорта и предназначенным для распознавания лиц, будут предъявляться одни требования, а к камерам, расположенным на автомобильных магистралях с целью фиксации дорожной обстановки, распознавания номеров и т. д., другие требования.

На выбор системы видеонаблюдения влияют и климатические особенности. В климатической полосе расположения Нижегородской области температура может опускаться до –30º C и подниматься до +35º C. В таких условиях жесткие требования предъявляются не только к камерам, но и к электрооборудованию.

Кроме того, система видеонаблюдения должна обеспечивать информационное взаимодействие с региональными подсистемами видеонаблюдения сегментов аппаратно-программного комплекса «Безопасный город».

5. Насколько эффективно использование «умных» домофонов в многоквартирных домах и каким требованиям должны соответствовать данные системы?

«Умные» домофоны – это в первую очередь маркетинговое название. В зависимости от производителей, марки, а также инфраструктуры многоквартирного дома домофоны обладают различными функциями: от видеонаблюдения до SMS-оповещения и связи с инженерными системами. Эффективность такого оборудования возможна только при комплексном подходе к автоматизации процессов функционирования многоквартирных домов. Должно учитываться наличие людей в инженерных помещениях и на лестничных клетках, сопоставление с информацией об отоплении и другими показателями жизнедеятельности дома. Отдельный же «умный» домофон не является уникальным средством, и требования к нему не закреплены на законодательном уровне.

По предварительным данным в 2021 году региональная система видеоаналитики будет принимать данные с двух с половиной тысяч домофонов.

6. Какова существующая и желаемая степень интеграции рассматриваемых систем с другими системами и службами города-пилота (например, АПК «Безопасный город»)? 

Системы безопасности, реализуемые в рамках проекта «Умный город», заранее проектируются и вводятся в эксплуатацию таким образом, чтобы передавать информацию в АПК «Безопасный город» в качестве единой централизованной системы региона. Такой подход действует не только в городах-пилотах проекта, а во всем регионе.

7. Каким образом будут оптимизироваться расходы на эксплуатацию и поддержание систем безопасности города-пилота и ее составляющих в надлежащем рабочем состоянии? 

Часть расходов по обеспечению надлежащего состояния систем безопасности лежит на владельцах объектов: домоуправляющие компании, ТСЖ, торговые площадки, развлекательные комплексы и т. д. ГУ МЧС проверяет состояние противопожарных систем, силовые ведомства – подключение к системе видеонаблюдения.

Отдельные технические средства и системы безопасности принадлежат региону и городу. Например, камеры, которые установлены на мостах, принадлежат управлению инженерной защиты территории Нижнего Новгорода. Ряд камер передан в эксплуатацию департаменту региональной безопасности и ГАУ НО «ЦИТ», и, соответственно, обслуживание осуществляется за их счет.

Что касается проблем в процессе эксплуатации камер, то они зачастую связаны с внешними факторами и деятельностью сторонних организаций (например, порванный кабель при уборке города). Устранение поломки проводится за счет нарушителя.

8. Позволяет ли существующая нормативная правовая база применять новейшие достижения техники и избегать излишних затрат?

Нормативно-правовая база направлена не только на применение новейших достижений техники, но и – главное – на применение безопасных технологий. Стоит учитывать, что не все новые технологии проверены, являются безопасными и сертифицированными. Так, при использовании самых новейших камер с известного китайского сайта можно столкнуться с быстрым износом оборудования, а также с утечкой информации.

В регионе используются только проверенные и сертифицированные технические средства и системы.

9. Какие основные тенденции сегодня видны в развитии систем обеспечения безопасности городов?

Основная тенденция – глубоко интегрированные системы. Объединение систем, находящихся в зоне ответственности разных ведомств. Например, единое взаимодействие систем электро- и водоснабжения, транспортных систем, систем видеонаблюдения.

10. Какие рекомендации можете дать производителям, интеграторам систем безопасности?

Главная рекомендация производителям и интеграторам систем безопасности – не надо делать уникальный протокол обмена данными. Унифицированный протокол гораздо перспективнее, поскольку в этом случае можно использовать любые решения от различных производителей и выбирать лучшего, при этом работать на одних типовых правилах передачи данных.


Материал опубликован в первом номере журнала «Безопасность зданий и сооружений» за 2021 год.

Поделиться:

другие публикации по теме