XI Всероссийская конференция «Транспортная безопасность и технологии противодействия терроризму»
Экспертный круглый стол «Беспилотные авиационные системы: применение и противодействие»

Биометрии во Внуково уделяется особое внимание

09.11.2021  |  09:40

Идентификация пользователей по отпечаткам пальцев применяется в международном аэропорту уже более 12 лет.

Биометрии во Внуково уделяется особое внимание

Согласно Федеральному закону от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» в перечень технических средств обеспечения транспортной безопасности (ТСОТБ) на объектах транспортной инфраструктуры (ОТИ) включены системы сигнализации, контроля доступа, аудио- и видеозаписи, видеонаблюдения, досмотра, оповещения, сбора, обработки информации, приема и передачи информации, связи. В Законе № 16-ФЗ отсутствуют такие понятия, как биометрия и интеллектуальное видеонаблюдение, но они упомянуты в Постановлении Правительства РФ от 26.09.2016 № 969. В этом документе биометрия рассматривается как один из идентификационных признаков систем и средств контроля доступа и интеллектуального видеонаблюдения. Хотя обязательное наличие системы интеллектуального видеонаблюдения на ОТИ существующими нормативными актами не предусмотрено, Постановлениями Правительства РФ № 886 от 28.07.2018 и № 1605 от 05.10 2020 введены такие понятия, как видеоидентификация, видеораспознавание, видеообнаружение и видеомониторинг. Эти процессы возможно обеспечить только при наличии в системе видеонаблюдения интеллектуальных функций.

Биометрические системы постепенно проникают в транспортную отрасль, прежде всего в части технологий распознавания лиц. Руководство аэропорта Внуково уделяет пристальное внимание вопросам внедрения в ТСОТБ интеллектуальных продуктов с привязкой к биометрическим признакам людей. В частности, во Внуково более двенадцати лет назад начали применяться биометрические считыватели СКУД, идентифицирующие пользователей по отпечаткам пальцев, и работы в этом направлении (включая другие идентификационные признаки – радужную оболочку глаз, вены ладоней рук и т. д.) продолжаются нарастающими темпами.

Следует отметить, что за все эти годы случаи сбоя в работе биометрических считывателей в аэропорту носили единичный характер, а несанкционированных проходов методом подлога, подмены или вандализма не было зафиксировано вовсе.

В настоящее время технические специалисты службы безопасности при поддержке руководства аэропорта Внуково ведут активную работу по изучению передовых технологий в области интеллектуального видеонаблюдения с различными функциями анализа изображения (ситуационных моделей), в том числе распознавания лиц, людей, объектов наблюдения, характера событий. А также – возможности и целесообразность их внедрения в комплекс технических систем обеспечения безопасности аэропорта.

Интеллектуальное видеонаблюдение с функцией биометрической идентификации – сегодня непременный элемент систем безопасности на самых разных объектах. Комплексный подход к формированию политики безопасности, встраивание в системы видеонаблюдения алгоритмов видеоаналитики позволяет не только эффективно отслеживать нештатные ситуации, но и предупреждать их возникновение, исключать принятие персоналом ошибочных решений при их локализации.


По информации Международного аэропорта Внуково

Вадим Коломиец, директор по развитию бизнеса ООО «Сонда Про»

Нормативное регулирование оснащения объектов транспортной инфраструктуры средствами биометрической идентификации можно считать достаточным. Главные требования определены Постановлением Правительства РФ № 969 от 26.09.2016. Документ содержит правила обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности. Органом по сертификации биометрических систем контроля доступа является НПО «СТиС» МВД России.

Разработкой нормативно-технической базы в области биометрии занимается национальный Технический комитет по стандартизации ТК 098 «Биометрия и биомониторинг». С 2005 г. в области биометрии разработано и внедрено в действие 44 национальных стандарта, 20 проектов национальных стандартов находится в разработке. В 2018 году завершилось обсуждение 10 проектов национальных стандартов в области биометрии, определяющих единую структуру форматов биометрических данных, качество биометрических образцов, требования и методы проведения испытаний.

Биометрические технологии постоянно развиваются. В последние годы в аэропортах активно внедряется идентификация пассажиров по лицу и отпечаткам пальцев с целью увеличения пропускной способности аэропорта, автоматизации таможенного контроля, автоматизации предполетных процедур. Установленные в аэропортах электронные турникеты (e-Gate) позволяют полностью автоматизировать процесс проверки документов, идентифицировать пассажира по фотографии и отпечатку пальца.

Для внедрения биометрии на объектах транспортной инфраструктуры необходимо специальное программное обеспечение, которое должно удовлетворять техническим требованиям заказчика. Важнейшим требованием к биометрическим системам должно быть обеспечение их интеграции в единую комплексную систему безопасности.

Для заказчиков важна точность биометрической идентификации, максимальная возможность избежания ошибок. В то же время часто заказчики неправильно задают требования по вероятностям ошибок для биометрических систем, особенно в вопросах ложного распознавания, ложного отказа в допуске. Приходится сталкиваться с заведомо невыполнимыми требованиями. Поэтому предлагается в технических требованиях прописать реальные значения вероятностей ошибок, которые обосновываются результатами тестирования большинства мировых систем идентификации. Для безопасного хранения и защиты идентификационных данных должно строго выполняться требование 152-ФЗ «О персональных данных».

Развитие биометрических систем в сфере обеспечения транспортной безопасности будет продолжаться. Этому способствуют достаточная нормативная база, высокая точность идентификации, особенно при использовании нейронных сетей. Еще один привлекательный для заказчика момент – стоимость биометрических устройств в общей системе безопасности составляет незначительную сумму.


Игорь Афонин, директор центра компетенций по мультимедиа и ситуационным центрам компании «Т1 Интеграция»

Постановление Правительства РФ от 26 сентября 2016 г. № 969 (ПП № 969) определяет технические требования к средствам интеллектуального видеонаблюдения и системам контроля доступа с использованием биометрии. Учитывая важность повышения уровня транспортной безопасности, считаю данные, достаточно жесткие, требования необходимыми.

Биометрия на объектах транспортной инфраструктуры активно применяется в системах интеллектуального видеонаблюдения для поиска и распознавания человека в потоке. Также биометрия используется в системах контроля доступа: биометрические считыватели отпечатков пальцев, рисунка вен ладони и распознавания лица. На рынке уже есть сертифицированные в соответствии с ПП № 969 решения российских производителей.

Они могут обеспечивать как идентификацию одним методом, так и многофакторную идентификацию. Применение биометрических считывателей чаще всего не требует модернизации сетей и серверного оборудования: обычно они прекрасно вписываются в текущую систему СКУД, заменяя ранее установленные считыватели. С интеллектуальным видеонаблюдением ситуация иная. Распознавание лиц требует специализированных серверов для работы систем на основе нейронных сетей. Для применения камер с более высоким разрешением необходимо увеличение пропускной способности сетей. Поэтому для этой технологии достаточно часто необходима серьезная модернизация.

Интеграция средств биометрии в единую комплексную систему безопасности крайне важна. Применение разрозненных систем безопасности требует большего количества персонала и затрудняет взаимодействие между различными службами. Трудности при интеграции систем различных производителей неизбежны, но, за редким исключением, решаемы. Основные проблемы возникают при необходимости подключения в общую систему безопасности достаточно старых либо закрытых систем. В таких случаях желательно привлечение вендора для разработки интеграционного программного шлюза к своей системе.

При проектировании подобных систем, конечно, необходимо думать о перспективе развития и интеграции систем безопасности на объектах. Однако в реальности компании часто сталкиваются с финансовыми ограничениями. Поэтому задача интегратора – помочь заказчику получить оптимальное решение, соответствующее всем требованиям законодательства.


Статья опубликована в журнале «Транспортная безопасность и технологии» №2 – 2021 г.

Поделиться:

другие публикации по теме