XI Всероссийская конференция «Транспортная безопасность и технологии противодействия терроризму»
Экспертный круглый стол «Беспилотные авиационные системы: применение и противодействие»

Как исключить «человеческий фактор»

10.11.2021  |  15:28

Развитие биометрических систем в сфере ОТБ сдерживает несовершенство нормативной базы.

Как исключить «человеческий фактор»

Александр Ефимов, директор по режиму и транспортной безопасности АО «Пассажирский Порт Санкт-Петербург «Морской фасад»

Оснащение объектов транспортной инфраструктуры техническими средствами, использующими биометрическую идентификацию, регламентировано Требованиями по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий ОТИ (по видам транспорта), утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации.

Охрана периметра и СКУД

Пунктом 3 Правил доступа на объект транспортной инфраструктуры (приложение к Требованиям, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2020 г. № 1638) предусмотрено следующее: «…Постоянные пропуска физических лиц, выдаваемые для допуска на ОТИ I и II категорий, содержат машиносчитываемую часть для биометрической идентификации». Однако нормативное регулирование понятия «биометрической идентификации», порядка применения и сферы использования биометрических устройств в целях обеспечения транспортной безопасности отсутствует, что порой приводит к неоднозначной трактовке как самих требований, так и принципа их реализации. Поэтому, принимая во внимание меру ответственности, которая возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры в случае неисполнения Требований, хотелось бы получить от законодателя более подробные описания применяемых понятий, чтобы они одинаково понимались и надзорными органами, и субъектами транспортной инфраструктуры.

В настоящее время на объектах транспортной инфраструктуры АО «Пассажирский Порт Санкт-Петербург «Морской фасад» применяются различные системы, использующие принцип искусственного интеллекта: 
• система охранной сигнализации периметра объекта транспортной инфраструктуры и зоны транспортной безопасности на базе системы видеоаналитики, обеспечивающая контроль несанкционированного проникновения на территорию морского терминала и зоны его транспортной безопасности. Система видеоаналитики периметра ОТИ выдает тревожные сообщения оператору подразделения транспортной безопасности при движении объектов, а также при пересечении ими контролируемой зоны;
• система контроля и управления доступом на границе зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры на базе системы идентификации лица по биометрическим параметрам (отпечаток пальца). Биометрическая СКУД использует сличение параметров личного электронного пропуска физического лица с базой данных отпечатков пальцев и при подтверждении их соответствия разрешает доступ в требуемый сектор зоны транспортной безопасности. Машиносчитываемая часть постоянных электронных пропусков позволяет определять, как действительность самого пропуска (по сроку действия), так и идентифицировать личность владельца пропуска. За более чем девятилетний период эксплуатации система биометрической СКУД доказала свою эффективность, обеспечив стопроцентную идентификацию соответствия пропуска его владельцу. 

Специальное ПО и защита данных

Основные требования, предъявляемые к ТСОТБ, использующим биометрическую идентификацию, четкая работа заданных алгоритмов, точность в определении соответствия заданных параметров и высокая надежность. Главной задачей биометрической СКУД является точное определение соответствия пропуска его владельцу на основе информации, находящейся в базах данных пропусков и отпечатков пальцев.

Каких-либо особых требований, обусловленных спецификой вида транспорта, к устанавливаемому оборудованию мы не предъявляли. Из дополнительных требований нами учитывалось только отсутствие ложных срабатываний (для СОС) и возможность сохранения не одного, а нескольких отпечатков пальцев для идентификации личности в случае физического повреждения одного из отпечатков (для СКУД).

Как уже было сказано выше, в установленных на территории АО «Пассажирский Порт Санкт-Петербург «Морской фасад» ТСОТБ используется принцип идентификации физического лица по индивидуальному рисунку папиллярных линий (то есть по отпечаткам пальцев). К сожалению, точность идентификации отпечатка с сохраненным в базе данных образцом пока не идеальна. Порой владельцу пропуска приходится несколько раз считывать отпечатки до положительной идентификации. Вероятно, минимизации ошибок можно добиться производством более чувствительных оптических считывателей и разработкой более совершенных алгоритмов программного обеспечения.

База данных отпечатков заносится на сервер посредством специализированного программного обеспечения и сканера отпечатков пальцев и вносится в СД при помощи постоянного соединения с сервером через выделенную локально-вычислительную сеть. Таким образом, внедрение биометрии потребовало установки специального программного обеспечения. Но обновление сетей передачи данных и устройств для их хранения не понадобилось.

Безопасность хранения и защиты идентификационных данных ОТИ «Терминал «Морской фасад» достигается принципом локального построения комплексной системы безопасности, закрытой от общей ЛВС порта. То есть система биометрической СКУД интегрирована в единую комплексную систему обеспечения транспортной безопасности, не имеющую выхода на внешние каналы связи. Это гарантирует защиту от «утечки» информации о персональных биометрических данных физических лиц. Кроме того, ЛВС системы безопасности дополнительно защищена от доступа посторонних лиц на аппаратном уровне.

Опыт эксплуатации технических средств обеспечения транспортной безопасности, использующих биометрическую идентификацию, а также анализ рынка в этой сфере показывают, что развитие биометрических систем в сфере обеспечения транспортной безопасности сдерживает несовершенство нормативной базы, высокая стоимость биометрических устройств и недостаточная точность биометрической идентификации. При этом следует констатировать, что конкуренция на рынке заставляет производителей биометрических систем совершенствовать алгоритмы оценки данных и идентификации личности, применяемые в их программном обеспечении.

Резюмируя, можно сказать, что биометрические системы помогают автоматизировать процессы при реализации мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и позволяют минимизировать ошибки, связанные с так называемым человеческим фактором. Мы надеемся, что разработчики биометрических ТСОТБ смогут учесть существующие ошибки и обеспечить совершенствование своих систем и средств с учетом практики эксплуатации на объектах транспортной инфраструктуры. За биометрическими ТСОТБ – будущее!


Материал опубликован в журнале «Транспортная безопасность и технологии» №2 – 2021 г.

Поделиться:

другие публикации по теме