XI Всероссийская конференция «Транспортная безопасность и технологии противодействия терроризму»
Экспертный круглый стол «Беспилотные авиационные системы: применение и противодействие»

Три причины использовать биометрию на транспорте

19.11.2021  |  14:39

Сегодня биометрические технологии – неотъемлемая часть мирового рынка информационных технологий. 

Три причины использовать биометрию на транспорте

Биометрические технологии на транспорте

Антон Кузин, технический эксперт Hikvision Russia

На транспорте уже сейчас растет количество проектов с применением биометрических решений не только для обеспечения антитеррористической безопасности, но и для автоматизации процессов по работе с пассажирами. Например, при проверке проездных документов, покупке билетов. Подобные пилотные системы уже тестируются в Московском метрополитене, столичных аэропортах.

Главное преимущество биометрических решений для идентификации – скорость и отсутствие необходимости в контактных способах проверки документов. Так, биометрические терминалы доступа Hikvision с IP-камерой при средней скорости движения потока способны за 10-15 секунд проверить до 5-7 пассажиров, тогда как сотруднику аэропорта, железнодорожного или автовокзала на это требуется существенно больше времени, что критично, когда нужно проверить большое количество людей. Большим плюсом таких решений является наличие дополнительных функций – измерение температуры с помощью встроенного тепловизионного модуля, проверка наличия защитной маски. Все, что потребуется для реализации такого способа на практике, согласие пассажира на обработку персональных данных (например, при покупке билета) и предоставление фото, на основе которого система распознавания затем сможет создать 3D-модель лица и «узнать» пассажира, чтобы пропустить его на рейс. При этом система распознавания строится на базе алгоритмов глубокого обучения, которые в процессе эксплуатации накапливают метаданные и повышают точность и скорость срабатывания, как следствие – эффективность работы всей досмотровой системы транспортного объекта.

Оплата товаров и услуг с помощью биометрической идентификации – еще одна сфера применения новых технологий на транспорте. Метод уже применяется крупными банками при наличии согласия пользователя, алгоритм действия остается таким же: пользователь предоставляет свои данные банку и затем может оплачивать покупки (в том числе проездные билеты) без использования наличных денег или банковской карты. Причем совершать покупки возможно не только «на месте» с помощью биометрического терминала, но и с помощью мобильных устройств, которые поддерживают функции распознавания биометрических данных своего владельца.

По данным исследовательской Компании J’son&Partners, к 2022 году объем мирового рынка мобильной биометрии составит около $47 млрд при среднегодовом темпе прироста в 34%. На его развитие напрямую влияет распространение биометрических технологий в финансовом секторе, что, в свою очередь, выступает стимулом для внедрения новых решений в других отраслях, включая транспорт. Быстрее всего цифровая трансформация происходит в сегменте так называемой городской мобильности, особенно в крупных городах-миллионниках. На фоне необходимости повышения популярности и комфорта городского транспорта сегодня разрабатываются интегрированные транспортные системы с возможностью использовать единую платформу для оплаты проезда. Применение биометрических технологий в сфере городского транспорта (автобусы, трамваи, метро, пригородные поезда и т.д.) для проверки уже приобретенных проездных или покупки разовых билетов – это возможность сократить время посадки пассажиров в салон и повысить привлекательность городского транспорта.

На текущий момент в сфере транспорта технологии для биометрической идентификации в России применяются в основном на объектах транспортной инфраструктуры для организации контроля доступа в рабочие помещения, а также при досмотровых мероприятиях (биометрические паспорта, дактилоскопия, выявление с помощью камер лиц, находящихся в розыске, обеспечение антитеррористической безопасности и т.д.). Как следствие – стоимость сертифицированных и качественных интеллектуальных систем для транспорта находится на высоком уровне, поскольку в большинстве своем это точечные и касто своем это точечные и кастомизированные решения. Однако их массовое внедрение позволит сделать новые технологии более доступными. И предпосылки для этого есть. По мнению экспертов из Высшей школы экономики, спрос на передовые цифровые технологии в сфере транспорта и логистики в 2020 году оценивался в 89,4 млрд рублей, но уже к 2030 году может увеличиться в семь раз, до 626,6 млрд рублей, так как есть очевидный запрос на оптимизацию существующих процессов, постепенный переход на безбумажный документооборот, сокращение издержек.

ТРИ ГЛАВНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВА БИОМЕТРИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ: 

Безопасность

Технологии распознавания лиц и любые другие биометрические решения изначально разрабатывались для решения вопросов по обеспечению безопасности и точной идентификации человека, поскольку традиционные методы проверки могут давать сбои. Так, недавно в одном из российских аэропортов был случай, когда пассажир смог пройти на рейс по чужим документам, поскольку внешне был похож на настоящего владельца паспорта. Видеоаналитика на базе алгоритмов глубокого обучения сводит сводит такие ситуации практически к нулю – погрешность современных систем составляет не более 0,1%, а при достаточном объеме накопленных метаданных вероятность ошибки и вовсе исключается. Интеллектуальный алгоритм распознавания, запатентованный компанией Hikvision, анализирует более 400 контрольных точек на лице, поэтому камера сможет даже отличить близнецов, тогда как человек с этой задачей может не справиться. Полностью исключить ручную проверку паспорта пока нельзя из-за действующих регламентов и законодательных нормативов, но дополнительный «рубеж» безопасности позволит сократить количество ошибок из-за человеческого фактора.

Сокращение издержек

В первую очередь – для компаний-перевозчиков. На примере авиакомпаний: сокращение времени обслуживания пассажиров и предполетных проверок позволит снизить расходы на пребывание самолета в аэропорту.

Кастомизированный подход

В России уже начинают появляться запросы на интеллектуальные информационные табло, которые будут «узнавать» подошедшего к ним пассажира и показывать нужную информацию о маршруте этого человека, номере рейса/поезда, времени отправления и всех изменениях, которые касаются его путешествия. То есть создаются более комфортные условия для пассажира и упрощается навигация. Дополнительным источником дохода для компаний-перевозчиков или объектов транспортной инфраструктуры, которые используют такие табло, может стать таргетированная реклама: ее можно транслировать на экране с учетом интересов и текущего статуса пассажира в программе лояльности, выводить информацию об отелях, давать возможность заказать такси или другие услуги и т.д.

Основной сложностью при реализации подобных проектов остается решение вопросов обработки, передачи и хранения персональных данных, так как в транспортной отрасли задействовано большое количество участников. Но каждый из перечисленных выше пунктов вполне применим к любому виду пассажирского транспорта и объектов транспортной инфраструктуры. И пилотные проекты в этом направлении показывают высокую востребованность и эффективность биометрических технологий, в особенности – распознавания лиц.

При использовании технологий распознавания лиц начинается действие федерального закона о защите персональных данных, что требует дополнительных затрат на локальное хранение и на согласование использования данных. Для решения вопроса по работе с персональными данными пассажиров многие транспортные компании начали предлагать клиентам при покупке билетов подписывать стандартное согласие на обработку персональных данных или ставить «галочки», если билет приобретается онлайн.

В тех случаях, когда система направлена на выявление разыскиваемых преступников, в силу вступают законы об обороне, безопасности и противодействии терроризму, поэтому письменного согласия на работу с персональными данными не нужно.


Материал опубликован в журнале «Транспортная безопасность и технологии» №2 – 2021 г.

Поделиться:

другие публикации по теме