XI Всероссийская конференция «Транспортная безопасность и технологии противодействия терроризму»
Экспертный круглый стол «Беспилотные авиационные системы: применение и противодействие»

Досмотр ТС: опыт международного аэропорта Красноярск

20.12.2021  |  13:38

Специфика работы аэропортов требует оперативно и качественно проводить досмотр автомобилей при въезде в зону транспортной безопасности. 

Досмотр ТС: опыт международного аэропорта Красноярск

Иван Лимаров, начальник штаба СТАБ международного аэропорта Красноярск

Иван Лимаров

Оснащение объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) воздушного транспорта техническими средствами досмотра транспорта на контрольно-пропускных пунктах регламентируется требованиями приказов Минтранса России от 28.11.2005 № 142 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам» и от 23.07.2015 № 227 «Об утверждении Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности».

От сканеров – до радиационных агентов

КПП для транспорта должны оборудоваться смотровыми площадками, специальными устройствами для досмотра транспортных средств и грузов и принудительной остановки. А также – техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, препятствующими несанкционированному проникновению в зону транспортной безопасности или ее часть автотранспортных средств, самоходной техники, машин и механизмов под управлением лица (группы лиц), возможно пытающихся совершить акт незаконного вмешательства.

При этом требованиями не конкретизировано, какими именно специальными устройствами и техническими средствами должны оснащаться транспортные КПП, что, с одной стороны, свидетельствует о недостаточности норм регулирования, а с другой – предоставляет субъектам транспортной инфраструктуры (СТИ) возможность самостоятельно принимать решения. Зачастую эти вопросы становятся предметом споров с контрольно-надзорными органами.

На наш взгляд, избыточными являются нормы, которые обязывают СТИ скрывать процедуру досмотра. Для их реализации требуется оснащение специальными воротами, которые необходимо открывать и закрывать при досмотре каждого транспортного средства (ТС). Это значительно увеличивает время досмотра, особенно на ОТИ, где операторы питания, топливозаправщики и службы специального транспорта расположены за границами зоны транспортной безопасности.

В международном аэропорту Красноярск КПП для досмотра транспорта оборудованы: досмотровыми вышками, системой сканера дна автомобиля, досмотровыми зеркалами, переносными газоанализаторами, ручными металлодетекторами, системой обнаружения радиационных агентов. Для организации контроля доступа КПП оснащаются: устройствами принудительной остановки транспорта, шлагбаумами, системой видеонаблюдения, системой контроля управления доступом для водителей, автоматическими воротами, системой считывания номеров.

При выборе оборудования для оснащения КПП предъявляются требования Постановления Правительства Российской Федерации от 26.09.2016 № 969 «Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности». Также особо учитываются климатические характеристики оборудования для региона использования. Изучается опыт внедрения и эксплуатации на других ОТИ, которого недостаточно в открытых источниках.

Это оборудование должно максимально выявлять запрещенные предметы и вещества, определенные перечнем приказа Минтранса России от 23.07.2015 № 227 «Об утверждении Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности». В том числе необходимо учитывать режим работы 24/365, гарантийный срок эксплуатации, особенности проведения технического обслуживания, а также ценовую политику поставщика и случаи выхода из строя.

Необходимо отметить, что такие критерии значительно сужают выбор, и в некоторых случаях приходится приобретать оборудование, которое не в полной мере удовлетворяет требованиям заказчика и законодательства в сфере транспортной безопасности. В случае приобретения новейшего оборудования, как правило, по согласованию с поставщиком проводится его тестирование в реальных условиях работы, по результатам которого принимается решение о приобретении.

Требуется разумная достаточность

Учитывая условия развития аэропортов, одна из задач – оперативно и качественно проводить досмотр ТС. В идеальных условиях транспорт и его содержимое должны досматриваться на рентгенотелевизионных установках, позволяющих распознавать признаки запрещенных предметов и веществ в скрытых полостях. Без такого оборудования досмотр ТС с большим количеством контрольных точек, а также со скрытыми полостями осуществить практически невозможно.

Исходя из этого, было бы целесообразно вынести на обсуждение вопрос о необходимости внесения изменений в нормативно-правовое регулирование с учетом ряда критериев:
– условий, при которых определенный перечень досмотровых операций и его результаты могут считаться достаточными для принятия решений о допуске ТС в зону транспортной безопасности ОТИ;
– взаимодействия и взаимной ответственности за безопасность ТС между ОТИ и владельцем (эксплуатантом) ТС с учетом норм Постановления Правительства Российской Федерации от 15.11.2014 № 1208 «Об утверждении требований по соблюдению транспортной безопасности для физических лиц, следующих либо находящихся на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах, по видам транспорта, а также в зонах безопасности, установленных вокруг отдельных судов и (или) иных плавучих средств с ядерным реактором либо судов и (или) иных плавучих средств, транспортирующих ядерные материалы, объектов транспортной инфраструктуры». Согласно этому документу физические лица, следующие на ОТИ, обязаны выполнять требования сил ОТБ, а также информировать о событиях или действиях, создающих угрозу транспортной безопасности ОТИ.

Для обнаружения химических агентов и взрывчатых веществ в аэропорту Красноярска применяются портативные ионно-дрейфовые детекторы. А для обнаружения радиационных агентов – автоматизированный комплекс радиационного контроля. При этом на сегодняшний день на рынке оборудования нет сертифицированных технических решений, способных выявлять весь перечень опасных биологических агентов в потоке транспорта или физических лиц без влияния на пропускную способность.

Таким образом, СТИ несет ответственность за обнаружение запрещенных предметов и веществ, обнаружить которые вне лабораторных условий невозможно. По нашему мнению, требуется актуализация перечня запрещенных предметов и веществ для перемещения в зону транспортной безопасности с учетом обнаружительных характеристик технических средств досмотра, имеющихся в продаже.

Обслуживание технических средств досмотра осуществляется согласно установленному производителем регламенту. Для этого в штате подразделения транспортной безопасности сформирована группа инженерно-технических средств охраны, которая выполняет ежесуточную проверку обнаружительных способностей и плановое техническое обслуживание. Технически сложное оборудование, для работы с которым требуются специальные знания и устройства, обслуживается сторонними организациями, имеющими лицензии завода-изготовителя.

Учитывая, что наше законодательство в сфере транспортной и авиационной безопасности регулярно совершенствуется и дополняется, ежегодно увеличивается количество технических средств досмотра, а вместе с ним обязательства субъектов транспортной инфраструктуры по их обслуживанию с привлечением специализированных организаций. Кроме того, становится актуальным вопрос повышения квалификации персонала ОТИ и расширения их функционала. Полагаем, что вопрос технического обслуживания ТСО ТБ должен находиться под государственным контролем (надзором).

Обслуживание и обучение персонала

Любое техническое средство несовершенно и периодически выдает ложные сигналы. Для их минимизации требуется регулярное калибрование оборудования с применением имитаторов запрещенных предметов и веществ. Калибрование осуществляется по регламенту завода-изготовителя, некоторое оборудование – один раз в год, некоторое – ежедневно. В случае выявления фактов ложного срабатывания производится внеплановое обслуживание.

На случай ложных срабатываний, законодательством определен порядок проведения дополнительного досмотра, который позволяет определить достоверность сигналов оборудования. Кроме того, внедряется интеллектуальное (адаптивное) программное обеспечение, которое позволяет системам «обучаться» и распознавать ложные срабатывания, сокращая их количество.

В зимний период при пониженных температурах возникают проблемы с нестабильным зарядом аккумуляторных батарей на портативных устройствах (СМИ, газоанализаторы). На дорожных блокираторах, шлагбаумах и автоматических воротах в зимнее время также выходят из строя подъемные и движущие механизмы. Поэтому разработчикам стоило бы лучше учитывать климатические особенности регионов, где порой температуры достигают экстремальных значений.

Согласно требованиям законодательства данные со всех технических средств обеспечения транспортной безопасности должны собираться, обрабатываться и храниться не менее 30 суток на специальных серверах, включая данные системы видеонаблюдения, ТСД, АСКУД, о считанных государственных номерах ТС. В случаях, когда нам приходится объединять несколько модификаций оборудования в единую систему для управления с одного рабочего места, требуется написание специального программного обеспечения. Это приводит к удорожанию проекта, также повышаются риски неисправностей всей системы.

Кроме того, большое количество технических средств досмотра требует наличия специальных знаний сотрудников подразделения транспортной безопасности. Для его эффективной эксплуатации, помимо обязательного обучения по авиационной и транспортной безопасности, требуется дополнительное обучение специфике работы на каждом виде досмотрового оборудования. И хотя первичное обучение, как правило, проводится представителями компании-поставщика, с поставкой каждого нового вида оборудования, время на подготовку вновь принятых сотрудников увеличивается.


Материал опубликован в журнале «Транспортная безопасность и технологии» №3 – 2021 г.

Источник фото: Аэропорт Красноярск/Евгения Шехалеева.

Поделиться:

другие публикации по теме