XI Всероссийская конференция «Транспортная безопасность и технологии противодействия терроризму»

Организация досмотра транспорта на КПП морского порта

10.01.2022  |  12:41

Как показывает практика проблемы в этой области чаще всего возникают из-за имеющихся в нормативных правовых актах противоречий.

Организация досмотра транспорта на КПП морского порта

Виктор Орлов, заместитель директора по экономической безопасности АО «Туапсинский морской торговый порт»

 

Какой-либо конкретики в отношении перечня технических средств досмотра транспорта в законодательстве нет. Фактически законодатель отдал инициативу оснащения техническими средствами досмотра транспорта на усмотрение субъекта транспортной инфраструктуры. Такое оснащение должно осуществляться на основании проведенной оценки уязвимости ОТИ, разработанного Плана ОТБ ОТИ и организационно-распорядительного документа «Схема размещения технических средств досмотра».

Нормативная основа

Оснащение объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) морского и речного транспорта техническими средствами досмотра транспорта регламентируется рядом документов:
– п. 7 ст. 12.2 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»;
– пп. 30, 34 п. 5, пп. 11 п. 6, пп. 11 п. 9 и пп. 11 п. 12 «Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры морского и речного транспорта». Этот документ утвержден Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 № 1638;
– п. 19, 48, 50-52, 168, 172, 175 «Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности», утвержденных Приказом Минтранса России от 23.07.2015 № 227 (далее – Правила проведения досмотра);
– Планами обеспечения транспортной безопасности ОТИ или Паспортами обеспечения транспортной безопасности ОТИ, не подлежащих категорированию (Планы ОТБ);
– организационно-распорядительными документами субъекта транспортной инфраструктуры, в частности, «Схемой размещения технических средств досмотра». 

Из анализа приведенных выше норм законодательства следует, что субъект транспортной инфраструктуры обязан оснастить КПП средствами досмотра, в том числе транспорта, обеспечивающими выявление и обнаружение предметов и веществ, запрещенных к провозу/проносу в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры.

Без вины виноватые…

По нашему мнению, такое положение дел не вполне устраивает субъекты транспортной инфраструктуры (СТИ). Во-первых, существуют различные категории ОТИ и, соответственно, уровень оснащения техническими средствами, в том числе досмотра, должен отличаться в зависимости от присвоенной конкретному ОТИ категории. Вряд ли правильно требовать от ОТИ I категории оснащения такими же техническими средствами досмотра, как для ОТИ IV категории.

Тем не менее в настоящий момент п. 50 Правил проведения досмотра обязывает СТИ проводить досмотр на ОТИ любой категории с применением средств досмотра, обеспечивающих выявление и обнаружение предметов и веществ, указанных в Перечне.

Во-вторых, при разработке документов в сфере ОТБ упущен вопрос сферы деятельности ОТИ, то есть занимается оно обеспечением перевалки грузов или перевозки пассажиров. Согласитесь, если речь идет о перевозке пассажиров, то уровень досмотра должен быть выше, чем на ОТИ, которое обеспечивает только перевалку грузов.

В-третьих, законодатель определился с перечнем предметов и веществ, которые запрещены для перемещения (провоза) в зоны транспортной безопасности ОТИ, разработав соответствующий Перечень, являющийся приложением к Правилам проведения досмотра. При этом нигде не указал, какие именно технические системы досмотра обеспечат выявление тех самых запрещенных предметов и веществ (не говоря о том, что такие технические системы должны быть сертифицированными!), отдав этот вопрос на усмотрение СТИ и установив для него ответственность за невыполнение п. 50 Правил проведения досмотра.

Таким образом, законодательно создана ситуация, при которой субъект транспортной инфраструктуры изначально является виновным за недостаточное оснащение средствами досмотра своих КПП, в случае если на ОТИ будут пронесены предметы и вещества, которые должны были быть выявлены с помощью технических систем досмотра и послужили способом совершения акта незаконного вмешательства.

Полагаю, что выходом из ситуации могло бы стать или изменение требования п. 50 Правил проведения досмотра, установив обязанность СТИ проводить досмотр с применением средств, предусмотренных Планами ОТБ ОТИ, или исходя из принципа «разумной достаточности» в сфере обеспечения транспортной безопасности. В настоящее время такой принцип не закреплен в ФЗ «О транспортной безопасности». Между тем он позволил бы законодателю определить перечень технических средств ОТБ, в том числе досмотра, которые должны быть установлены на ОТИ в зависимости от присвоенной категории и сферы деятельности. При этом у СТИ возникала бы обязанность оснастить ОТИ законодательно установленными техническими средствами ОТБ.

Нормы общие или специальные?

АО «Туапсинский морской торговый порт» эксплуатирует объекты транспортной инфраструктуры морского транспорта, имеющие III и IV категорию. В соответствии с п. 168 Правил проведения досмотра досмотр, дополнительный досмотр и повторный досмотр на ОТИ третьей и четвертой категории осуществляется на постах, оснащенных портативными (переносными) средствами досмотра. При этом п. 175 Правил проведения досмотра определяет, что досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр автотранспортных средств, самоходных машин и механизмов проводится способами, указанными в пункте 57 настоящих Правил, а также с помощью устройств, обеспечивающих обнаружение взрывчатых веществ.

На мой взгляд, в законодательстве есть противоречие. Во-первых, п. 168 определяет, что при досмотре на ОТИ III и IV категории должны применяться портативные средства досмотра. Полагаю, это общее правило для всех постов обеспечения транспортной безопасности как пешеходных, так и транспортных. При этом специальное правило (п. 175) определяет, что при досмотре автотранспорта должны применяться устройства, обеспечивающие обнаружение взрывчатых веществ.

Если со средствами досмотра все ясно – они подлежат сертификации и список сертифицированных средств досмотра можно изучить на сайте ФГУП Научно-технический центр «Орион», то, что такое устройство досмотра, которое при этом может обеспечить обнаружение взрывчатых веществ, – не совсем понятно.

Во-вторых, в теории права существует правило, что применяется общая норма, если нет специальной нормы. Пункт 175 Правил проведения досмотра является специальной нормой по вопросу оснащения досмотровым оборудованием автотранспортных КПП (постов). Пункты 50 и 168 являются общими нормами, так как распространяются на все КПП (посты) и требуют более серьезного оснащения досмотровыми средствами, то есть имеющими сертификат соответствия.

Таким образом, получается, – законодатель определил, что при досмотре автотранспорта должны применяться устройства, не имеющие сертификата соответствия технических средств ОТБ. Мы полагаем, что к таким устройствам досмотра относятся досмотровые поворотные зеркала, переносные фонари, лестницы и эстакады. Но на практике зачастую при проверке надзорными органами исполнения субъектами ТИ требований в сфере ОТБ специальная норма игнорируется и субъекту предъявляются требования оснастить автотранспортные посты техническими средствами досмотра, обеспечивающими обнаружение и выявление не только взрывчатых веществ, но и всех предметов и веществ, указанных в Перечне.

Получается, что наличие специальной нормы не отменяет действие общих норм, а в данном случае еще и усиливает требование, так как субъект, помимо сертифицированных средств досмотра, обязан иметь еще устройства, обеспечивающие выявление именно взрывчатых веществ на автотранспортных постах.

С учетом сложившейся ситуации, исходя из Планов ОТБ ОТИ и Схемы размещения технических средств досмотра, мы предусмотрели на своих автотранспортных постах наличие устройств досмотра, а в случае выявления подозрительных предметов, в ходе проведения дополнительного или повторного досмотра предусмотрено использование сертифицированных средств: детектора паров и следов взрывчатых веществ «М-ИОН» и ручных металлодетекторов.


Материал опубликован в журнале «Транспортная безопасность и технологии» №3 – 2021 г.

Источник фото: Росморпорт.

Поделиться:

другие публикации по теме