XI Всероссийская конференция «Транспортная безопасность и технологии противодействия терроризму»

Решение принимают люди

16.11.2020  |  11:01

Международный аэропорт Красноярск им. Д. А. Хворостовского активно обновляет досмотровое оборудование и постоянно работает над повышением квалификации операторов систем досмотра.

Решение принимают люди

Андрей Евтушенко, начальник службы транспортной (авиационной) безопасности международного аэропорта Красноярск им. Д. А. Хворостовского

Одной из главных составляющих системы обеспечения транспортной и авиационной безопасности является эффективная система досмотра. Международный аэропорт Красноярск уделяет большое внимание ее развитию и совершенствованию: приобретает новое, сертифицированное оборудование, обучает операторов досмотра.

Нормативная база достаточна

Перечень необходимых технических средств досмотра, требования, предъявляемые к персоналу, осуществляющего досмотр физических лиц, транспортных средств и материальных объектов, регламентируется следующими нормативными документами: 
– Воздушный кодекс РФ № 60-ФЗ от 19.03.1997;
– Федеральный закон «О транспортной безопасности» № 16-ФЗ от 09.02.2007;
– Постановление Правительства РФ № 886 от 28.07.2018 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта»;
– Постановление Правительства РФ № 969 от 26.09.2016 «Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности»;
– Приказ МТ РФ № 142 от 28.11.2005 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам»;
– Приказ МТ РФ № 104 от 25.07.2007 «Об утверждении Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров»; 
– Приказ МТ РФ № 227 от 23.07.2015 «Об утверждении Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности». 

Оснащенность ТСД регулируется законодательством, поэтому, с одной стороны, оно устанавливает виды и количество ТСД, с другой стороны, перечень требований является исчерпывающим. Например, требуется выявлять биологические агенты, но это возможно только в лабораторных условиях. Также много вопросов к газоанализаторам, которые сертифицированы и должны выявлять взрывчатые и химические вещества, но на практике заявленные технические характеристики далеки от предъявляемых требований. Как пример: взрывчатые вещества, которые не испаряются, газоанализатор не выявляет. Требования по выявлению радиоактивных агентов необходимо дорабатывать в части дальнейших действий.

Новое оборудование

В период с декабря 2017 по настоящее время проделан значительный объем работы по развитию и совершенствованию технических средств досмотра: 
– проведена реконструкция контрольно-пропускного пункта транспорта, который расширен с одной до трех полос движения (одна – реверсивная). Новый контрольно-пропускной пункт оборудован автоматическими шлагбаумами, автоматическими воротами, автоматической системой контроля и управления доступом транспорта и водителей, видеонаблюдением, сканером для досмотра днища транспортных средств, автоматическими блокираторами, системой радиационного контроля, газоанализатором;
– терминалы оснащены новыми рентгенотелевизионными установками, стационарными и ручными металлоискателями, каждый пункт досмотра оборудован техническими средствами обнаружения взрывчатых веществ и химических агентов, реализована система обнаружения радиационных агентов;
– используется автоматическая система обработки багажа, включающая пятиуровневую систему его досмотра, данные из этой системы интегрированы с системой автоматического контроля для определения пассажиров с сомнительным багажом. 

В перспективе ожидается интеграция имеющейся системы радиационного контроля в систему интеллектуального программного обеспечения.

Высокие требования

Перед приобретением нового оборудования необходимо сразу обсуждать с поставщиками вопросы обучения персонала работе на данном оборудовании, его подключения и дальнейшего обслуживания, в том числе силами сотрудников аэропорта. 

К поставщикам технических средств досмотра предъявляются обязательные требования на наличие сертификата соответствия требованиям ПП РФ № 969, но наличие сертификата не гарантирует качество оборудования, поэтому наряду с сертификатом соответствия технические средства досмотра должны быть надежными, ремонтопригодными, качественными, безаварийными в соотношении с ценой.

Плановое обслуживание и, при необходимости, ремонт технических средств досмотра проводится силами сотрудников аэропорта, а также подрядных организаций. Проверка работоспособности технических средств досмотра, в том числе с использованием тест-объектов, проводится ежедневно.

Также стоит отметить, что в 2020 году международный аэропорт Красноярск получил лицензию на право технического обслуживания оборудования с источниками ионизирующих излучений, что позволит в короткие сроки решать все возникающие вопросы по обеспечению работоспособности данного оборудования.

Человеческий фактор

Несмотря на постоянное совершенствование технических средств досмотра, применяемых технологий, окончательное решение в отношении досматриваемых объектов принимает оператор досмотра. И применение самой современной аппаратуры не даст желаемого результата, если сотрудники служб досмотра не обладают необходимой квалификацией. Поэтому крайне важно повышение уровня профессиональной подготовки операторов систем досмотра.

Кроме планового обучения по транспортной и авиационной безопасности в международном аэропорту Красноярск в ходе учебно-тренировочных занятий и плановых проверок с применением тест-предметов и привлечением тест-объектов вырабатываются практические навыки обнаружения, также разработан план практического обучения операторов досмотра. Реализация плана направлена на выработку навыков обнаружения запрещенных предметов и веществ с использованием компьютерной программы, программного обеспечения, установленного в РТУ, фотографий с теневым изображением, объектов досмотра с муляжами СВУ, изучаются способы скрытия и способы обнаружения.

К занятиям также привлекаются специалисты-взрывотехники из правоохранительных органов с целью обучения новым способам скрытия, наглядно демонстрируется боевое оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, самодельные взрывные устройства, которые были обезврежены в боевых условиях, в том числе проверяются обнаружительные характеристики технических средств досмотра. Наряду с использованием технических средств досмотра необходимо привлекать кинологов, так как только собака безошибочно определяет наличие запрещенных предметов и веществ.

В связи с пандемией COVID-19 был расширен служебный функционал сотрудников службы транспортной (авиационной) безопасности: наряду с основными обязанностями на входных досмотровых контролях теперь обеспечивается проведение обязательной термометрии всех входящих в здания аэровокзального комплекса людей, что влияет на пропускную способность. В перспективе – приобретение технических средств для автоматизации процесса проведения термометрии (стационарные тепловизионные комплексы). 

Таким образом, для дальнейшего совершенствования системы досмотра разработчикам, производителям и поставщикам необходимо работать над снижением влияния человеческого фактора, создавать автоматизированную многоуровневую систему досмотра с расширенными возможностями и функционалом.


«Транспортная безопасность и технологии», №3, сентябрь 2020 г.⇒

Подписка⇒

Поделиться:

другие публикации по теме