VIII Всероссийская Конференция «Транспортная безопасность и технологии противодействия терроризму-2019»
Защита объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства

Арктические порты демонстрируют уверенный рост перевалки

10.12.2018  |  09:58

Развитие необходимо во всех сферах транспортно-логистической системы.

Арктические порты демонстрируют уверенный рост перевалки

За 10 месяцев 2018 года объём перевалки арктических морских портов составил 71,2 млн тонн, что на 17,2% превышает показатель аналогичного периода прошлого года.

Об этом сообщил заместитель генерального директора ФГУП «Росморпорт» по экономике и финансам Яков Быков, выступая с докладом на панельной сессии «Развитие грузоперевозок по Северному морскому пути» VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее».

Объем перевалки арктических морских портов стабильно растет.

В Арктической зоне России расположено 17 морских портов. Их общий грузооборот в 2017 году составил 73,2 млн тонн (около 10% от общего грузооборота морских портов России).

Основной объем переваливаемых грузов в портах Арктики составляют нефть, уголь, нефтепродукты, сжиженный природный газ (СПГ) и минеральные удобрения. Основной вклад вносят добывающие отрасли. Основой грузовой базы портов Арктической зоны были и остаются углеводородное сырье и уголь, добываемый в прилегающих регионах и экспортируемый в страны Европы, Северной Америки и в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Нельзя забывать о важной составляющей морских портов Арктического побережья: это их функция – обеспечение Северного завоза, грузов широкого потребления в труднодоступные территории, напомнил Яков Быков.

Рост грузооборота портов Арктики по сравнению с 2016 годом составил почти 50% (49,8 млн тонн — 2016 год), что намного превосходит средний рост грузоперевалки в морских портах по стране. «Мало кто может похвастаться такой динамикой», сказал Яков Быков.

«Арктика сегодня – это 15% ВВП, 20 % экспортного потенциала страны. Территория безграничного преобладания водного транспорта над всеми другими. Это сейчас так. И положение вещей сохранится в обозримом будущем», полагает Яков Быков.

Можно сделать уверенный вывод, что развитие Арктического макрорегиона напрямую связано с добычей и транспортировкой полезных ископаемых. Это, в свою очередь, определяет повышенные специальные требования к наличию качественной портовой инфраструктуры.

Крупнейшим портом Арктики является Мурманск. В прошлом году через него перевалено боле 51 млн тонн грузов, что является рекордным показателем (это на 53% больше показателей предшествующего года).

Главной артерией грузопотоков в Арктической зоне является Северный морской путь (СМП). Объем перевозок по нему в прошлом году составил 9,9 млн тонн, увеличение грузопотока за последние три года составило в 2,5 раза.

При мощности грузооборота российских морских портов в 1 млрд тонн в годовом выражении, объем перевалки Арктических портов представляет собой незначительную величину.

Динамика демонстрирует громадный потенциал развития как СМП, так и объектов инфраструктуры, расположенных на СМП.

В майском президентском указе поставлена задача грузопоток по СМП к 2024 году увеличить до 80 млн. тонн. Правительством РФ утвержден Комплексный план развития и модернизации магистральной инфраструктуры до 2024 года, в котором предусмотрен отдельный раздел, посвященный мероприятиям по развитию портовой инфраструктуры Арктики.

«Их реализация, по сути дела, залог успешного выполнения задачи, поставленной президентом РФ, – достичь и превзойти отметку в 80 млн тонн», говорит Яков Быков.

Сделав краткий обзор известных проектов, реализующихся в Арктической зоне, Яков Быков сделал акцент на первом в современной истории России концессионном проекте в морской отрасли – строительстве морского порта Лавна и необходимой инфраструктуры на западе Кольского полуострова (в рамках комплексного развития Мурманского транспортного узла). Проект предусматривает создание мощностей, которые позволят к 2021 году переваливать до 18 млн тонн угля.

Полноценное развитие Арктической зоны Российской Федерации должно осуществляться во всех сферах транспортно-логистической системы, в том числе морской, речной, железнодорожной и воздушной.

Развитие полноценной транспортной системы и соответствующих объектов инфраструктуры, по мнению Якова Быкова, позволят не только преодолеть барьеры в использовании транзитного потенциала и повысить транспортную доступность населенных пунктов Арктического региона, но и устранить инфраструктурные ограничения на рост добычи полезных ископаемых в Арктике.

Источник фото: Википедия.

Поделиться:

другие публикации по теме