Новые требования по ОТБ для ОТИ воздушного транспорта: экспертная дискуссия в онлайн-формате 5 ноября

ОТБ на этапе проектирования и строительства

18.09.2020  |  13:37

В июле текущего года состоялся круглый стол «Обеспечение транспортной безопасности на этапе проектирования и строительства».

ОТБ на этапе проектирования и строительства

Отраслевые эксперты в дистанционном формате обсудили вопросы нормативно-правового регулирования в сфере обеспечения транспортной безопасности (ОТБ) на этапе проектировании и строительства, возможности совмещения требований по ОТБ с условиями стройплощадки. Участники вебинара ознакомились с особенностями проведения экспертизы проектов в части ОТБ, подходами к категорированию ОТИ и методиками расчета отраслевых сметных нормативов на выполнение работ по содержанию технических средств обеспечения транспортной безопасности (ТСОТБ) на объектах транспортной инфраструктуры (ОТИ). Организовала мероприятие АНО «Индустрия безопасности».

Проблемы ОТБ на стройке

Начальник отдела подготовки и организации проектов управления по строительству и реконструкции объектов обеспечения транспортной (авиационной) безопасности ФГУП «АГА(А)» Павел Боченков в своем выступлении отметил проблемы, связанные с выполнением требований Постановления Правительства от 23.01.2016 № 29 на строительной площадке. По мнению спикера, требования по ОТБ ОТИ на объект строительства распространяться не могут, так как они зачастую противоречат строительным нормам. Представитель ФГУП «АГА(А)» озвучил также важность включения затрат на ОТБ в сводный сметный расчет. Сегодня затраты на ОТБ из общей стоимости строительства исключаются.

Спикер обозначил и такую проблему: оборудование, предусмотренное проектной документацией, может потерять актуальность, быть снятым с производства в связи с выпуском новой линейки продукции, при этом потребуется внесение изменений в проект. Такие случаи нередки, так как рынок оборудования и технических средств охраны (ТСО) динамично развивается, особенно в сегменте систем видеонаблюдения, контроля и управления доступом (СКУД), серверной части, а проектирование – достаточно долгий процесс.

Проблему, по мнению Павла Боченкова, может представлять и сертификация оборудования, что связано с требованием законодательства о применении оборудования российского производства, в то время как комплектующие для него часто производятся за границей.

Проблемы с сертификацией возникают и в случае, если проектирование затягивается: действие сертификата на оборудование и ТСО к началу реализации проекта может закончиться. Заказчик будет вынужден заниматься актуализацией проектов и проведением повторной экспертизы.

Татьяна Лапина, заместитель начальника отдела электроснабжения и слаботочных систем управления инженерного обеспечения ФАУ «Главгосэкспертиза России», пояснила, что процедура экспертизы в подобных случаях значительно упрощена, проводится в рамках экспертного сопровождения и в короткие сроки подтверждает возможность замены того или иного оборудования.

С заменой оборудования связана, по мнению Павла Боченкова, одна из основных проблем застройщика (заказчика), а именно использование подрядными организациями аналогов оборудования, предусмотренного проектом. Аналоги соответствуют основным техническим характеристикам, отраженным в проектной документации, но существенно дешевле, эксплуатационные затраты по ним, как правило, выше, а показатели работоспособности по истечении гарантийного срока службы – ниже. Спикер предложил оценивать аналоги комплексно и совместно решить вопрос об исключении возможности неравноценных замен запроектированного оборудования на аналоги.

Экспертиза проектов с точки зрения ОТБ

Учет требований по ОТБ на этапе разработки проектной документации обсудили специалисты ФАУ «Главгосэкспертиза»: начальник управления инженерного обеспечения Алексей Гатилов, начальник отдела электроснабжения и слаботочных систем управления инженерного обеспечения Виталий Аллахвердянц и его заместитель Татьяна Лапина.

Татьяна Лапина рассказала о практике применения исходно-разрешительной документации (ИРД) при проведении экспертизы проектной документации в части мероприятий по ОТБ. Самое главное, по мнению спикера, перед началом проектирования определить наличие в рамках объекта капитального строительства объектов, отнесенных к ОТИ в соответствии с Федеральным законом от 09.02.2007 № 16-ФЗ. При этом необходимо учитывать требования Постановления Правительства Российской Федерации от 18.06.2016 № 686 и Приказа Минтранса России от 23.07.2014 № 196.

Представитель ФАУ «Главгосэкспертиза» отметила также, что в случае, когда проектная организация без участия заказчика определяет место размещения пункта управления ОТБ, количество КПП, постов досмотра, штатную численность работников, возможно превышение требований нормативных документов. При этом последующая корректировка проектной документации увеличит расходы организации и сроки проведения экспертизы.

Еще одно важное замечание эксперта касалось отсутствия в исходных данных требований или технических условий на передачу данных с ТСОТБ при необходимости передачи информации в существующий пункт ОТБ. При проектировании в данном случае необходимо руководствоваться требованиями Приказа Минстроя России от 10.06.2020 № 313/пр.

Оборудование в помощь

Представители фирм – производителей ТСОТБ рассказали о технологиях и решениях, которые могут быть применены для обеспечения защиты ОТИ от всех видов угроз безопасности, жизни и здоровью людей.

Руководитель отдела маркетинга компании «ЮПХ» Вадим Прохоров представил комплексное решение для обеспечения антитеррористической, химической и биологической транспортной безопасности (ТБ) на этапе проектирования и строительства, подробно рассказал об оборудовании для анализа состава атмосферы и предотвращения попадания в нее опасных веществ.

Директор по бизнес-развитию направления биометрических систем группы компаний ЦРТ Андрей Хрулев раскрыл нормативные и технические аспекты внедрения систем видеоидентификации и возможности интеграции интеллектуальных биометрических систем видеоидентификации с системами ОТБ и СКУД.

Руководитель направления специальных проектов ЗАО НПЦ «АСПЕКТ» Алексей Рац рассказал о разработанном в компании автоматизированном комплексе радиационного контроля.

Вопросы подготовки кадров

Марина Жарикова, начальник учебного центра по подготовке специалистов в области обеспечения транспортной безопасности Российского университета транспорта (МИИТ), отметила актуальность дистанционного формата обучения, который позволяет специалистам проходить подготовку без ущерба для основной занятости. В вузе разработана соответствующая программа обучения, согласованная с Росжелдором. Участие в ней будет полезно представителям не только проектных организаций, но и компаний-застройщиков. Совместное обучение упростит в дальнейшем решение спорных вопросов, которые нередко возникают между специалистами строительных и проектных организаций. Уже в сентябре стартуют первые группы обучения проектировщиков и застройщиков.

Согласование предварительной категории ОТИ

Начальник Управления транспортной безопасности Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдора) Юрий Егоренков в своем докладе подчеркнул, что компетентный орган не устанавливает категорию объекта строительства или реконструкции, а согласовывает ту, которую определил застройщик. Как показывает практика, 90–98% предложений застройщика по присвоению предварительной категории Росжелдор согласовывает. За 2019 год было согласовано присвоение предварительных категорий 543 объектам по 52 обращениям. За первые полгода 2020 года согласовано присвоение предварительной категории 374 объектам по 27 обращениям. Спикер отметил положительную динамику и рассказал об изменении подходов к категорированию ОТИ: Росжелдор переходит на деление объектов по функционалу и использованию разных данных при категорировании станций и мостов. Новый подход позволяет более точно определять категорию ОТИ.

Представитель Росжелдора анонсировал разработку портального решения, которое полностью автоматизирует процедуру согласования присвоения категории. Заявителю потребуется лишь заполнять таблицу данными из задания на проектирование. В любой момент времени ему будет известен этап работы с заявлением. Решение по результату согласования предварительной категории будет направляться заявителю в виде уведомления, заверенного электронной цифровой подписью. Электронное взаимодействие с системой ФАУ «Глагосэкспертиза» позволит автоматически, без участия заявителя, отправлять данные по объекту о присвоенной ему категории. Благодаря такому подходу удастся сократить сроки согласования предварительной категории объекта и сделать процесс более прозрачным.

В отношении реконструируемых объектов представитель Росжелдора отметил, что застройщик может как указывать в проектной документации ранее присвоенную объекту категорию, так и обратиться в агентство для согласования присвоения иной категории. Как правило, реконструкция ОТИ подразумевает увеличение пропускной способности, количества путей, платформ и т. п. Чтобы после проведения дополнительной оценки уязвимости не пришлось менять категорию ОТИ и меры ОТБ, предусмотренные проектной документацией, целесообразно на этапе проектирования определить и согласовать новую категорию объекта.

Опыт Росжелдора как заказчика

Также Юрий Егоренков поделился опытом реализации требований к ОТБ на проекте строительства железнодорожного подхода к Крымскому мосту со стороны Республики Крым, в котором агентство выступает заказчиком (застройщиком). Особенностью ОТИ на железнодорожном транспорте является их линейно-протяженный характер. Средняя станция имеет протяженность примерно 2–3 км, при этом может быть соединена с другими объектами, не являющимися ОТИ. Обеспечить пропускной, внутриобъектовый режимы на таком участке довольно трудозатратно. Ввиду сложности план ОТБ строящегося железнодорожного объекта носит временный характер, по ходу строительства в него вносятся изменения. Например, план ОТБ по объекту в Крыму претерпел серьезные изменения, что связано в первую очередь со стройкой: переносились КПП, изменялись очертания зон ТБ. В результате, по оценке представителя Росжелдора, расходы на ОТБ соотносимы со стоимостью строительства. При стоимости строительства подхода 15–17 млрд рублей на ОТБ этого участка, включая оснащение ТСОТБ, постоянный монтаж-демонтаж ограждений и т. д., за три года было затрачено около 900 млн рублей.

Юрий Егоренков рассказал также об успешной реализации три года назад на строительстве этого объекта системы электронных пропусков, с помощью которой было предотвращено около 2000 попыток несанкционированного прохода на 10 строительных площадок. Система помогает не только контролировать реализацию требований по ТБ, но и оценивать текущую ситуацию на стройплощадках: сколько работников на площадке, от каких подрядчиков. Такая же система пропускного режима введена в отношении транспортных средств.

Вопросы контрольно-надзорной деятельности

Заместитель начальника Управления транспортной безопасности Федерального агентства по надзору в сфере транспорта (Ространснадзора) Александр Хуртин отметил, что представление в агентство планов ОТБ на строящиеся объекты никаких сложностей у застройщиков не вызывает. Утвержденный план представляется в двух экземплярах в территориальное управление или центральный аппарат, второй экземпляр возвращается застройщику с отметкой о принятии. Согласование планов ОТБ с Ространснадзором не требуется.

Спикер подчеркнул, что Ространснадзор переходит на риск-ориентированную модель контрольно-надзорной деятельности. В соответствии с этим в план проверок вносятся только ОТИ – объекты с установленной категорией риска, строящиеся объекты – нет. Но в отношении строящихся объектов существуют основания для проведения внеплановой проверки, например обращение гражданина или органов прокуратуры. Реконструируемые объекты проверке Ространснадзором подлежат.

Оценка обоснованности расходов

Главный специалист отдела обоснования инвестиций и оценки экономической эффективности ФАУ «РосдорНИИ» Константин Каштанов рассказал о разработке отраслевых сметных нормативов на содержание ТСОТБ на ОТИ дорожного хозяйства по госзаданию Минтранса России.

Сегодня стоимость содержания ТСОТБ определяется методом сопоставимых рыночных цен. При этом по объектам сумма может различаться в разы. Необходимо определить достоверность стоимости. Наиболее точный способ для решения этой задачи – сметный. В ФАУ «РосдорНИИ» сформирована номенклатура сметных нормативов, которые подлежат разработке. В ней порядка 100 нормативов, из них в прошлом году разработано 33. До завершающего этапа еще два-три года.

В основном разрабатываются нормативы на техническое обслуживание оборудования, при этом состав работ определяется в соответствии с рекомендациями изготовителя, а также нормы на восстановление и замену изношенного оборудования.

Для разработки норм в основном используется метод хронометражных наблюдений. Расчетно-аналитический метод применяется для доработки норм, действующих в других отраслях, в частности строительных сметных норм на монтаж и демонтаж оборудования, для использования их в дорожном хозяйстве. В свою очередь, большинство нормативов, разработанных ФАУ «РосдорНИИ», можно применять не только в дорожном хозяйстве, но и на железнодорожном транспорте, в авиации и т. д.

Кроме того, Минтранс России поставил перед ФАУ «РосдорНИИ» задачу – разработать сметные нормы на содержание стационарного инспекционно-досмотрового комплекса (ИДК), оборудованного по типу таможенного комплекса. Сегодня действует один такой ИДК, к началу следующего года по плану их будет три, и в последующие годы количество увеличится до 10.

С ключевыми выступлениями можно ознакомиться на страницах нового номера журнала «Транспортная безопасность и технологии», который в ближайшее время выйдет из печати.

Поделиться:

другие публикации по теме