Подразделение транспортной безопасности «Арктика»
Экспертный круглый стол «Автомобильный и электрический транспорт: новые требования по ОТБ» онлайн-дискуссия 9 декабря

Новые требования ОТБ: взгляд «с земли»

20.11.2020  |  10:57

Выход в свет Требований по ОТБ ОТИ воздушного транспорта ожидала вся отрасль воздушного транспорта. 

Новые требования ОТБ: взгляд «с земли»

Андрей Скуба, генеральный директор АО «Международный аэропорт Иркутск»

Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта, утвержденные действующим до недавнего времени Постановлением Правительства РФ от 28.07.2018 № 886 (ПП РФ 886), разделили на требования для объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ), не подлежащих категорированию, для транспортных средств и для категорируемых ОТИ.

С одной стороны, радует тот факт, что Постановление Правительства РФ от 05.10.2020 № 1605 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий ОТИ воздушного транспорта» (ПП РФ 1605) устанавливает требования отдельно для ОТИ воздушного транспорта.

С другой стороны, текст новых требований фактически повторяет текст ПП РФ 886 за исключением некоторых моментов. Соответственно, ПП РФ 1605 никаким образом не повлияет на осуществление дополнительных мер обеспечения транспортной безопасности (ОТБ) ОТИ воздушного транспорта.
Основные предложения по изменению требований, которые предлагались специалистами отрасли на различных уровнях, не учтены.

На наш взгляд, ожидаемого эффекта от изменений, вводимых ПП РФ 1605 для ОТИ воздушного транспорта, не достигнуто. Остается только надеяться на дальнейшую реализацию «регуляторной гильотины» и внесение дополнительных корректировок в ПП РФ 1605.

Оснащение ПТБ

Для подразделений транспортной безопасности (ПТБ) не установлено никакой ясности и изменений. Новации заключаются лишь в обязанности включать в состав ПТБ работников, оснащенных переносными средствами видеонаблюдения, ручными средствами досмотра. На первый взгляд, это требование можно реализовать, оснастив группы работников ПТБ мобильными видеорегистраторами. Однако можно предположить, что ситуация не так очевидна, если обратиться к положениям статьи 8 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (ФЗ-16), где установлено, что в понятие «технические средства обеспечения транспортной безопасности» входят системы видеонаблюдения.

Полагаем, что этот вопрос нуждается в уточнении. Вместе с тем нельзя не отметить, что требование по оснащению переносными средствами видеонаблюдения возлагает дополнительные финансовые затраты на ОТИ.

Порядок передачи

Подвергся изменению перечень организационно-распорядительных документов, которые направлены на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ. Так, исключен Порядок передачи данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности ОТИ уполномоченным подразделениям органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органов внутренних дел и Ространснадзору, предусматривающий в том числе доступ к данным с технических средств обеспечения транспортной безопасности ОТИ, а также передачу данных с технических средств при предоставлении субъектом транспортной инфраструктуры помещений для выполнения задач на ОТИ в соответствии с установленными полномочиями.

Порядок исключили, а требование осталось и в ФЗ-16, и в новых требованиях ПП РФ 1605.

Неэффективность данного требования сохраняется вместе с неоправданностью затрат для субъектов транспортной инфраструктуры на выделение и оборудование помещений для выполнения указанных задач уполномоченными подразделениями в условиях того, что на ОТИ созданы все меры по обеспечению транспортной безопасности, в том числе по принятию, обработке и анализу получаемой информации с технических средств обеспечения транспортной безопасности, а также меры по немедленному реагированию на полученную информацию и незамедлительному информированию компетентных органов в области обеспечения транспортной безопасности (Приказ Минтранса России от 16.02.2011 № 56).

Исходя из ранее действующих требований ПП РФ 886 на субъекты транспортной инфраструктуры в отношении ОТИ возлагалась обязанность по разработке Порядка осуществления передачи выявленных лиц, совершивших или подготавливающих совершение актов незаконного вмешательства, за которые установлена административная или уголовная ответственность.

Новые требования устанавливают обязанность ОТИ осуществлять передачу физических лиц не только в случаях выявления связи лиц с совершением или подготовкой к совершению актов незаконного вмешательства, но и за любые нарушения требований в области обеспечения транспортной безопасности.

Считаем, что данные требования носят избыточный характер, так как 99% нарушений требований в области обеспечения транспортной безопасности не имеют отношения к совершению или подготовке к совершению актов незаконного вмешательства.

Досмотр и оснащение

Конкретизировано содержание разделов порядка организации и проведения досмотра, повторного досмотра, дополнительного досмотра, предусмотренных организационно-распорядительным документом – Положением (инструкцией) о пропускном и внутриобъектовом режимах на ОТИ.

Ранее в требованиях к разделам данного положения не были конкретизированы мероприятия, осуществляемые в ходе досмотра. В ПП РФ 1605 данные мероприятия уточнены. Кроме этого, требования к мероприятиям, осуществляемым в ходе повторного досмотра, дополнительного досмотра, наблюдения и (или) собеседования, изложены в соответствии со статьей 12.2 ФЗ-16. Ранее содержание указанных понятий соответствовало Правилам проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, утвержденным Приказом Минтранса России от 23.07.2015 № 227.

Реализация дополнительных обязанностей для субъектов транспортной инфраструктуры по оснащению техническими средствами ОТИ различных категорий осталась по-прежнему трудно реализуемой и финансово затратной, в том числе с учетом требований по обязательной сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обзорный материал по новым требованиям по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и ТС для разных видов транспорта и мнения представителей отрасли читайте в свежем номере журнала «Транспортная безопасность и технологии».

Поделиться:

другие публикации по теме