X Всероссийская Конференция «Транспортная безопасность и технологии противодействия терроризму»
Экспертный круглый стол «Пункт управления ОТБ: важные вопросы и успешные решения»

Требования действуют новые, проблемы остались старые

04.12.2020  |  11:15

Новые требования по ОТБ являются необходимым этапом процесса формирования системы безопасности транспортного комплекса страны.

Требования действуют новые, проблемы остались старые

Иван Тушко, начальник отдела транспортной безопасности СПб ГУП «Пассажиравтотранс»

Правительство Российской Федерации постановлениями от 08.10.2020 № 1642, от 08.10.2020 № 1639 и от 08.10.2020 № 1640 утвердило требования по обеспечению транспортной безопасности (ОТБ), в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры, для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию и для транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (Требования).

Основным приоритетом деятельности СПб ГУП «Пассажиравтотранс» (Предприятие) является повышение качества обслуживания и безопасности пассажиров, предприятие приступило к планированию и реализации мер по ОТБ, в соответствии с новыми Требованиями. Однако, стоит выделить ряд проблем в сфере транспортной безопасности городского автомобильного транспорта, которые продолжают обращать на себя внимание и после вступления изменений в силу.

Трудности реализации

Некоторые требования являются избыточными либо труднореализуемыми на практике. Согласно типовой форме паспорта ОТБ транспортного средства к обязательным сведениям о транспортном средстве относится информация о маршруте осуществляемой перевозки. Вместе с тем, одно и тоже транспортное средство Предприятия в связи с производственной необходимостью может менять маршруты несколько раз в течение одного года. Существует вероятность того, что субъекты транспортной инфраструктуры (СТИ) будут исполнять данную норму формально - указывать все имеющиеся маршруты, но тогда и значимость приведения данной информации будет незначительной.

Согласно типовой форме паспорта ОТБ транспортного средства приложением является копия договора с подразделением транспортной безопасности (сформированного либо привлеченного). Остается непонятным каким образом данное подразделение транспортной безопасности должно обеспечить транспортную безопасность всех городских автобусов в случае возникновения угрозы совершения актов незаконного вмешательства.

Правила доступа к данным с технических средств ОТБ в порядке, предусмотренном пунктом 5 части 2 статьи 12 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (Федеральный закон), должны быть установлены Минтрансом России. До установления указанных Правил, Предприятие не имеет возможности разработать и согласовать с уполномоченными подразделениями органов ФСБ России, органов МВД России, а также Ространснадзора порядок доступа к данным с технических средств ОТБ. Указанный Порядок является приложением к паспорту ОТБ транспортного средства, без которого Предприятие не сможет в установленные сроки разработать, утвердить и направить в Росавтодор паспорт ОТБ транспортного средства.

Требованиями по ОТБ, утвержденными постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 № 1640, Предприятию предписано обеспечить непрерывное круглосуточное функционирование технических средств ОТБ, установленных на транспортных средствах. При этом, Правилами по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 06.02.2018 № 59н установлено, что Предприятие обязано обеспечить выполнение следующих требований: на всех транспортных средствах, поставленных на место стоянки, должно быть выключено зажигание (подача топлива) и отключена масса, а при постановке транспортного средства, работающего на газовом топливе, на ночную или длительную стоянку необходимо выключить зажигание, установить переключатель массы в положение «отключено» (пункты 309, 313 указанных Правил).

С учетом того, что Предприятие обязано выполнять не только Требования по ОТБ, но и требования законодательства в сфере обеспечения пожарной безопасности и Правила по охране труда на автомобильном транспорте, неясен порядок реализации Предприятием Требований по ОТБ в части обеспечения круглосуточного функционирования технических средств ОТБ, установленных на транспортных средствах, в период их постановки в месте стоянки на территории автобусного парка на ночную или длительную стоянку.

Новые требования законодательства направлены на разграничение ответственности по направлениям ОТБ категорированных объектов, транспортных средств и объектов, не подлежащих категорированию. Вместе с тем, остаются вопросы к применению Перечней предметов и веществ, запрещенных или ограниченных к перемещению на объектах транспорта, утвержденных приказом Минтранса России от 23.07.2015 №227.

Особое внимание на себя обращают входящие в один из перечней механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами. И здесь нередко возникают коллизии с точки зрения правоприменения, ведь в категорию механических распылителей могут также входить медицинские препараты, так часто применяемые и перевозимые пассажирами.

Один из перечней содержит предметы и вещества, содержащие опасные радиоактивные агенты, опасные химические агенты, опасные биологические агенты. Проведение мероприятий по обнаружению, распознаванию, идентификации большинства перечисленных веществ возможно только в лабораторных условиях, которыми не обладает ни один объект транспорта. При этом, в состав предметов и веществ, содержащих опасные биологические агенты, помимо прочего, входят вирусы.

Безусловно новые требования законодательства повлекут за собой дополнительные расходы со стороны Предприятия. Потребуется дополнительная оценка уязвимости Автобусного вокзала Санкт-Петербурга, внесение изменений в утвержденный ПОТБ, необходимо рассмотреть вопрос привлечения (формирования) подразделения транспортной безопасности для защиты транспортных средств Предприятия и пр. В связи с этим, снижение финансовой нагрузки в данном направлении не предвидится.

Плюсы

В течение октября 2020 года был издан ряд нормативных правовых актов в сфере транспортной безопасности, появление которых было полностью ожидаемо, как со стороны нашего Предприятия, так и со стороны всех СТИ страны. Положительно можно оценить отдельный свод требований в отношении транспортных средств, увеличение сроков проведения оценки уязвимости и сроков разработки организационно-распорядительных документов (приложения к плану обеспечения транспортной безопасности (ПОТБ)).

Автобусные парки

В соответствии с ч. 5 ст. 6 Федерального закона, объекты транспортной инфраструктуры, не подлежащие категорированию по видам транспорта, определены Перечнем объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, не подлежащих категорированию по видам транспорта, установленным приказом Минтранса России от 23.07.2014 № 196. Согласно указанному Перечню, автобусные парки не относятся к объектам автомобильного транспорта, не подлежащим категорированию.

В структуру Предприятия входят 6 автобусных парков. В результате отсутствие нормативно-правового регулирования и контрольно-надзорной деятельности в части ОТБ автобусных парков не позволяет обеспечить должный уровень их антитеррористической защищенности. Включение автобусных парков в указанный Перечень создало бы возможность применения постановления Правительства РФ от 08.10.2020 № 1639 и потребность разработки паспорта ОТБ, что приведет к повышению уровня антитеррористической защищенности автобусных парков.

Стоит отметить, что сразу после издания вышеуказанных нормативных правовых актов и с учетом выявленной неопределенности в отношении реализации ряда норм Предприятие направило соответствующий запрос на получение разъяснений в Департамент транспортной безопасности и специальных программ Минтранса России. Надеемся, что полученная информация позволит собрать недостающие звенья в цепи необходимого комплекса мер по транспортной безопасности.


СПб ГУП «Пассажиравтотранс» (Предприятие) является одним из крупнейших пассажирских перевозчиков автобусным транспортом Северо-Западного региона России и находится в ведении Комитета по транспорту Правительства Санкт-Петербурга. Предприятие обслуживает 159 городских и пригородных маршрутов. В составе предприятия имеется 2051 транспортное средство, которые по техническим и технологическим характеристикам сформированы в 38 групп транспортных средств по транспортной безопасности. 


Напомним, что обзорный материал по новым требованиям по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и ТС для разных видов транспорта и мнения представителей отрасли опубликован в четвертом номере журнала «Транспортная безопасность и технологии».

А 9 декабря состоится экспертный круглый стол «Автомобильный и электрический транспорт: новые требования по ОТБ». Подробности на странице мероприятия⇒

Поделиться:

другие публикации по теме