X Всероссийская Конференция «Транспортная безопасность и технологии противодействия терроризму»
Экспертный круглый стол «Пункт управления ОТБ: важные вопросы и успешные решения»

Практический опыт внедрения систем видеоидентификации пассажиров на ОТИ

24.02.2021  |  17:50

Группа компаний ЦРТ является лидером в России по числу реализованных проектов (более 80 реальных внедрений).

Практический опыт внедрения систем видеоидентификации пассажиров на ОТИ

Андрей Хрулев, директор по бизнес-развитию направления биометрических систем группы компаний ЦРТ

В Российской Федерации вопросы транспортной безопасности регулируются Федеральным законом «О транспортной безопасности», Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 2016 года № 969 (далее Постановление 969), а также вновь принятым в 2020 году рядом постановлений Правительства РФ об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры.

Согласно указанным нормативным актам объект транспортной инфраструктуры должен быть оснащен техническими средствами и инженерными системами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими распознавание физических лиц, являющихся объектами видеонаблюдения, на основании данных видеонаблюдения (видеоидентификации) при их перемещении через контрольно-пропускные пункты на границах зоны транспортной безопасности, а также критических элементов объекта транспортной инфраструктуры.

Важно отметить, что система видеоидентификации согласно Постановлению 969 подлежит отдельной обязательной сертификации, независимо от сертификации системы обзорного видеонаблюдения. Причем если системы обзорного видеонаблюдения (технические средства видеонаблюдения и видеозаписи) проходят сертификацию через МВД России, то сертификация систем видеоидентификации (как и всех систем интеллектуального видеонаблюдения) находится в зоне ответственности ФСБ России. Для субъекта транспортной инфраструктуры это означает, что объектовая система видеонаблюдения в обязательном порядке должна иметь минимум два сертификата:
• сертификат МВД России, в части технических средств видеонаблюдения и видеозаписи;
• сертификат ФСБ России, в части технических систем и средств интеллектуального видеонаблюдения (раздел VI Постановления 969).

Наша компания, являясь лидером в России по числу реализованных проектов внедрения систем видеоидентификации на объектах транспорта (более 80 реальных внедрений), сформировала уникальный практический опыт внедрения систем видеоидентификации. Одним из самых острых вопросов, который возникает у наших заказчиков, связан с тем, каким образом обеспечить стыковку систем видеоидентификации с базами данных розыска, ведь субъект транспортной инфраструктуры не является субъектом оперативно-разыскной деятельности, а значит, не может непосредственно хранить и обрабатывать базы розыска. Кроме того, часто возникает вопрос о хранении персональных данных в рамках 152-ФЗ. 

Для решения данных вопросов в разработанной нашей компанией системе видеоидентификации «Визирь» (сертифицирована ФСБ России) реализована поддержка так называемого правоохранительного сегмента – специальной интеграции с базами данных МВД и ФСБ России. Наличие подобного сегмента гарантирует, что на территории объекта транспортной инфраструктуры не будут размещаться не только базы данных розыска, но и любые другие сведения, относящиеся к оперативно-разыскным данным. Вместо этого система «Визирь» осуществляет дистанционное взаимодействие с ведомственными системами правоохранительных органов, а результаты распознавания физических лиц отображаются только на соответствующих рабочих местах сотрудников полиции и специальных служб.

Такой подход позволяет субъекту транспортной инфраструктуры не беспокоиться о сохранности конфиденциальных сведений, при этом все требования закона о транспортной безопасности и отдельных нормативных актов в части систем видеоидентификации выполняются в полном объеме.


Статья опубликована в первом номере журнала «Транспортная безопасность и технологии» за 2021 год.

Поделиться:

другие публикации по теме