X Всероссийская Конференция «Транспортная безопасность и технологии противодействия терроризму»

Сложные вопросы охраны периметров объектов транспортной инфраструктуры

29.03.2021  |  11:06

Эксперты отрасли обсудили специфику и проблемные моменты построения систем периметральной охраны на ОТИ и новые возможности таких систем.

Сложные вопросы охраны периметров объектов транспортной инфраструктуры

В центре обсуждения в рамках экспертного круглого стола «Системы периметральной охраны объектов транспортной инфраструктуры», прошедшего 23 марта 2021 года в дистанционном формате, были особенности реализации требований по оснащению объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) системами периметральной охраны.

Трудности аэропортов

Анатолий Келов, начальник службы транспортной (авиационной) безопасности ООО «Международный аэропорт «Симферополь», рассказал, что в процессе реконструкции периметрального ограждения аэропорт столкнулся с большим количеством проблем как мелких, так и крупных. В своем выступлении он остановился на двух важных вопросах, которые требуют решения на государственном уровне.

В первую очередь спикер отметил, что на сегодняшний день отсутствуют конкретные нормы проектирования к ограждениям аэропортов, существуют только общие требования к ограждениям. Из-за этого тяжело доказать подрядчикам необходимость соблюдения определенных требований для аэропортов.

Кроме того, не всегда то, что закладывается в проекты сегодня будет соответствовать реалиям будущего. Например, те системы, которые заложены в проект реконструкции аэропорта Симферополь 5 лет назад, на сегодняшний день устарели. Старые системы и технические средства не позволят обеспечить выполнение требований Постановления Правительства Российской Федерации от 05.10.2020 № 1605 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта». Анатолий Келов отметил необходимость решения вопроса упрощенного внесения изменений в проекты разработанные 3-5 лет назад, с указанием такой возможности в самом проекте. На данный момент чтобы внести подобные изменения, требуется очень много времени.

Как построить эффективную систему?

Что такое тактико-технические характеристики (ТТХ) системы охраны периметра, от чего они зависят и где отражаются раскрыл в своем выступлении Виктор Крылов, кандидат технических наук, доцент, президент компании «ПЕНТАКОН». Он заметил, что ТТХ должны отражаться в техническом задании на проектирование систем безопасности объекта. К сожалению, сегодня отсутствует технология проверки проекта на соответствие ТТХ системы безопасности. По таким проектам нельзя определить вероятность обнаружения или задержания нарушителя, и государственная экспертиза проверяет их только на соблюдение нормативных требований.
Построенная по проекту система должна пройти приемо-сдаточные испытания, но так как требования по проведению таких испытаний отсутствуют, то фактически осуществляется проверка функционирования системы.

Выступающий заявил, что у компании «Пентакон» есть программно-аналитический комплекс имитационного моделирования, позволяющий до начала разработки проектной документации на этапах формирования технического задания на проектирование и проведения оценки уязвимости ОТИ на основе объективных данных сформировать требования ТТХ. Это позволит на этапе проектирования сделать оптимальный выбор структуры и состава технических средств, подобрать соответствующие технические решения, оптимизировать затраты в целом по созданию периметральной системы (по соотношению «цена-уровень защищенности») и оптимизировать работу сотрудников (размещение постов охраны). Спикер показал, как работает комплекс на конкретном примере.

Кроме того, компания «Пентакон» на основе действующих ГОСТов разработала методики контрольных испытаний периметральных систем, в ходе которых статистическими методами выбираются участок испытаний, способ преодоления и составляется план контрольных испытаний. 
В международном аэропорту Красноярск компания делала систему охраны периметра на кануне XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года. Принимали объект не только представители аэропорта, но и спецслужб. Проведенные испытания, в том числе и на других объектах, показали, что комплексная система безопасности «СТРАТУМ» – это лучшая в России система периметральной сигнализации вибрационного типа.

Автоматическое слежение за объектами

Тему построения эффективной системы охраны периметра ОТИ продолжил Демид Кирхан, менеджер проектов компании Dahua и рассказал о системах автоматического сопровождения объектов в дневное и ночное время. Он отметил, что при традиционном подходе к формированию системы видеонаблюдения на периметре ОТИ оснащают видеокамерами с высокой плотностью. Такой подход связан со значительными расходами на большое количество камер, организацию кабельной сети, хранение архива.

В качестве альтернативы, возможно применение поворотных камер, которые умеют выполнять автоматическое слежение за объектами. Однако, если устанавливается только поворотная камера, она может следить не за тем объектом. Для исключения подобных ситуаций существуют 4 вида систем автоматического слежения.

По мнению, выступающего наиболее перспективными являются системы слежения по визуальному каналу и системы слежения по данным радара. Компания Dahua имеет в своем арсенале данные гибридные решения, которые позволяют обойти указанные проблемы.

При системе слежения по визуальному каналу поворотная камера ориентируется на данные с другой камеры (панорамной) и получает с нее координаты куда поворачиваться и за каким объектом следить. Такая система передает два потока информации: один с панорамной камеры, второй с поворотного модуля, который отслеживает положение объектов, в том числе и за пределами панорамного модуля. Подобные устройства обладают фильтрацией объектов, могут различать автомобили и людей. Преимуществами этого интегрированного устройства являются простота калибровки и точность позиционирования.

В системах слежение по данным радара позиционирование поворотной камеры происходит по координатам, поступающим с радара. Такие системы способны работать там, где нет никакого ограничительного рубежа, соответственно есть возможность предупреждать о приближающемся нарушителе заранее. Излучение радаров безвредно, невидимо и захватывает широкую зону, в рамках которой может вести порядка 32 объектов. Положение каждого из объектов передается поворотной камере или нескольким камерам.

Преимущества систем слежения по данным радара в том, что радару не могут помешать погодные условия или освещенность сцены наблюдения, он может классифицировать объекты на людей и автотранспорт и умеет управлять несколькими поворотными камерами. Также радар способен выстраивать траекторию объекта и тем самым улучшает позиционирование поворотной камеры.

Специфика портов

С особенностями построения периметральной системы защиты портов ознакомил участников круглого стола Александр Олейник, заместитель директора по режиму и транспортной безопасности АО «Пассажирский порт «Морской фасад». Он подчеркнул, что защита периметра один из важных аспектов безопасности ОТИ. Одним из показателей, определяющих эффективность системы охраны является способность выявления нарушителя до проникновения его на объект.

Спикер подробно рассказал по каким параметрам выбирались установленные на объекте системы, с какими трудностями столкнулись при монтаже и эксплуатации выбранного оборудования, как провели анализ действующей системы охраны периметра и как на основе него выбирали новые системы. В настоящее время система периметральной охраны и сигнализации порта «Морской фасад» состоит из пассивного ограждения, механических преград (ворота, заборы, армированная колючая лента, противотаранные устройства) и технических средств обнаружения (охранные системы и датчики для защиты периметра, устройства видеоконтроля и видеонаблюдения: стационарные поворотные камеры с системой тепло- видеоаналитики, позволяющие определять ложные срабатывания), охранное освещение.

Александр Олейник отметил, что при разработке проектов систем охраны периметра учитывались особые климатические условия территории (температурные колебания, снегопады, гололеды, туман, морозы, порывы ветра, дожди) и все выбранные системы обладают устойчивостью к плохим климатическим условиям.

Вопрос-ответ

Традиционно мероприятие завершилось ответами экспертов на вопросы участников.
Отвечая на вопрос об автоматизации функции анализа на предупредительном рубеже Павел Боченков, начальник отдела проектирования и сертификации объектов транспортной безопасности Управление транспортной безопасности ФГУП «АГА(А)» высказал мнение, что не следует переводить все в автоматический режим. Для принятия правильного решения получаемая информация должна быть проанализирована человеком, а не программой. С его слов, на сегодняшний день еще не создана система, которая сможет объективно оценить обстановку и выдать правильное решение.

Много споров вызвал вопрос трактовки терминов «видеоидентификации» и «биометрической идентификации».
Александр Олейник подчеркнул, что вопрос «видеоидентификации» стоит остро. В понимании субъектов транспортной инфраструктуры «видеоидентификация» - способность системы визуализировать человека похожего на кого-то. Надзорные органы требуют установки интеллектуальной системы видеонаблюдения с идентификацией по биометрическим данным. Как должна производится такая идентификация и где брать базы для биометрических систем остается вопросом.

Ярослав Акирбеков, начальник отдела оценки уязвимости объектов гражданской авиации УТБ Росавиации подтвердил, что пока нет четкой формулировки понятий «видеоидентификации» и «биометрической идентификации». Со слов представителя федерального агентства этот вопрос поднимался в рамках рабочей группы при Минтрансе России, но ответ от регулятора пока не получен.

Поделиться:

другие публикации по теме