Подразделение транспортной безопасности «Арктика»
Задайте свой вопрос представителям УТБ Ространснадзора. Ответы в прямом эфире 28.10.2021

Вопросы организации оповещения жителей многоквартирного дома о ЧС

15.07.2021  |  16:27

Экспертное мнение коммерческого директора Группы компаний «ТРИАЛИНК» Алексея Кожемяко.

Вопросы организации оповещения жителей многоквартирного дома о ЧС

Организация оповещения жителей многоквартирного жилого дома является обязательной задачей, установленной законодательством Российской Федерации, для дальнейшего решения которой необходимо учитывать актуальные тенденции в строительстве и провести работу по совершенствованию существующей нормативной базы.

Алексей Кожемяко,коммерческий директор Группы компаний «ТРИАЛИНК»

Оповещение о чрезвычайных ситуациях – это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.

РЕШЕНИЕ ПО НОРМАТИВАМ

Задача создания системы оповещения жилого многоквартирного дома определяется необходимостью предупреждения и информирования  населения, находящегося в своих квартирах или на этажах, непосредственно в момент появления угрозы или возникновения чрезвычайной ситуации.

Технический регламент о безопасности зданий и сооружений (Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ) явно не определяет порядок решения данной задачи, но перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2021 г. N 815, национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), обеспечивающих его соблюдение, позволяет сформировать подходы к ее решению.

СП 54.13330.2016 «Здания жилые многоквартирные» содержит нормативные ссылки на СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения», СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». В свою очередь СП 118.13330.2012 содержит нормативные ссылки на СП 134.13330.2012 «Системы электросвязи зданий и сооружений. Основные положения проектирования» и СП 133.13330.2012 «Сети проводного вещания и оповещения в зданиях и сооружениях. Нормы проектирования», которые и раскрывают систему понятий, касающихся вопросов создания системы оповещения о чрезвычайных ситуациях жилого многоквартирного дома.

Согласно указанным сводам правил задача предупреждения и информирования населения жилого многоквартирного дома решается посредством создания 3(трех) видов систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ), сети проводного радиовещания и этажного оповещения.

При этом согласно СП 134.13330.2012 объектовая система оповещения в жилом многоквартирном доме не создается.

СОЗДАНИЕ СИСТЕМ ОПОВЕЩЕНИЯ

Создание СОУЭ выполняется в соответствии с СП 3.13130. Назначением СОУЭ жилого многоквартирного дома не предусмотрено выполнение оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. При этом коммуникации СОУЭ допускается совмещать с сетью связи проводного радиовещания.

Для небольших населенных пунктов (городских - до 50 тыс.человек и сельских – до 50 чел согласно СП 42.13330.2016), сеть проводного радиовещания также обеспечивает работу и системы этажного оповещения жилых многоквартирных домов.

В городских и сельских населенных пунктах свыше указанной численности, система этажного оповещения жилого многоквартирного дома реализуется как самостоятельное техническое решение.

Трансляция сигналов и информации оповещения о чрезвычайных ситуациях по сети проводного радиовещания, обеспечиваются оператором связи в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 005 года N 353 «Об утверждении Правил оказания услуг связи проводного радиовещания».

Трансляция сигналов и информации оповещения о чрезвычайных ситуациях на систему этажного оповещения жилого многоквартирного дома осуществляется с пункта управления (АРМ) местной системы оповещения (системы оповещения муниципального уровня), размещенного на территории единой дежурно-диспетчерской службы (ЕДДС) - органа повседневного управления местного (городского) звена РСЧС (единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций).

Создание системы этажного оповещения жилого многоквартирного дома и ее сопряжение с местной системой оповещения может выполняться по согласованию с заказчиками и эксплуатирующими организациями с использованием нестандартизованного оборудования, прошедшего в соответствии с ГОСТ Р 42.3.01-2021 испытания с участием МЧС России.

Современные технологии домостроения направлены на создание комфорта для жителей многоквартирных домов, особенно в части звукоизоляции от шума проникающего через окна, стены и двери. Данное обстоятельство создает проблему для решения задачи предупреждения и информирования жителей многоквартирного дома средствами уличного оповещения местной системы оповещения и средствами этажного оповещения, которые внутри квартиры могут быть просто не услышаны.

Данная проблема может решаться путем увеличения количества и мощности уличных и этажных средств оповещения с учетом ограничений, предъявляемых к максимальному допустимому звуковому давлению.

Перспективным подходом к разрешению вопроса может стать совершенствование нормативной базы и организационно-технических решений в направлении установки индивидуальных средств оповещения непосредственно в квартирах, а также обеспечение адресного оповещения жителей данного жилого многоквартирного дома напрямую через имеющиеся у них сотовые мобильные телефоны.

Концепция оповещения жителей посредством установки и использования для оповещения о чрезвычайных ситуациях трехпрограммных радиоприемников себя не оправдала. О чем свидетельствует продолжающийся процесс отказа населения от услуг проводного радиовещания.

Новая идея использования домофонов, как средства адресного оповещения жителей квартир о чрезвычайных ситуациях не развивается системно и поддерживается энтузиазмом отдельных предпринимателей.

Проблема использования домофонов как средств оповещения заключается в отсутствии конкретной нормативной базы (в том числе — отсутствии статуса домофона как технического средства системы оповещения), отсутствии регулирования с точки зрения признания целевыми расходов бюджетных средств на создание и эксплуатацию указанных устройств и их сопряжения с вышестоящими системами оповещения о чрезвычайных ситуациях, отсутствии регламентированной ответственности за обеспечение готовности домофона к оповещению в режиме 24/7/365, отсутствии опыта массового использования домофонов, как средств предупреждения и информирования, с учетом необходимости проведения регулярных проверок готовности с реальным запуском оповещения и отсутствии статистики реакции сотен и тысяч домохозяйств на ложные срабатывания их домофонов в составе систем оповещения.

Существуют различные способы решения данной задачи в рамках действующий национальных стандартов и сводов правил. В связи со специфичностью и критичностью системы оповещения жителей многоквартирного дома, ее создание, необходимо осуществлять исключительно с использованием оборудования, прошедшего испытания МЧС России.

Дальнейшее развитие организационных и технических способов реализации оповещения жителей многоквартирных домов необходимо осуществлять с учетом существующих тенденций в повышении качества жизни населения и существующего опыта эксплуатации систем массового оповещения населения о чрезвычайных ситуациях.


Источник фото: Администрация Курска.

Поделиться:

другие публикации по теме