Подразделение транспортной безопасности «Арктика»
Задайте свой вопрос представителям УТБ Ространснадзора. Ответы в прямом эфире 28.10.2021

Биометрическая идентификация активно развивается в сфере авиации

06.09.2021  |  14:15

Технологии биометрии обеспечивают как транспортную и авиационную безопасность, так и комфорт пассажиров.

Биометрическая идентификация активно развивается в сфере авиации

Андрей Хрулев, директор по бизнес-развитию направления биометрических систем группы компаний ЦРТ

В последние годы в Российской Федерации активно развиваются биометрические технологии. Особенно заметно этот тренд прослеживается в сфере авиации, где биометрическая идентификация пассажиров позволяет эффективно обеспечивать транспортную и авиационную безопасность в аэропортах. В этом году биометрия стала рассматриваться как средство безбумажного контроля пассажиров.

Вопросы транспортной безопасности в российской авиации регулируются Федеральным законом «О транспортной безопасности», Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 2016 года № 969, а также вновь принятым в 2020 году Постановлением Правительства об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности от 05.10.2020 № 1605.
Согласно указанным нормативным актам аэропорт должен быть оснащен техническими средствами, обеспечивающими биометрическое распознавание пассажиров (т. н. видеоидентификация) на границах зоны транспортной безопасности, а также критических элементов объекта транспортной инфраструктуры.

Важно отметить, что система видеоидентификации согласно Постановлению № 969 подлежит обязательной сертификации. Системы видеоидентификации, по своей сути, представляют собой совокупность серверного оборудования и установленного на него программного обеспечения биометрической видеоидентификации. Система видеоидентификации получает видеопотоки не непосредственно с камер видеонаблюдения, а через интеграцию с системой видеонаблюдения, которая в свою очередь управляет видеокамерами. С другой стороны, система видеоидентификации интегрируется с базами данных правоохранительных органов.

Для контроля прохода сотрудников в служебные зоны аэропорта указанными нормативными актами предписано внедрение системы биометрического подтверждения личности, интегрированной с системой контроля и управления доступом. Биометрия позволяет проверять соответствие пропуска в служебную зону предъявителю, исключая факты подлога пропуска. Такие биометрические системы также подлежат обязательной сертификации.

Интересен новый сценарий применения биометрии – автоматический контроль выхода пассажиров на посадку без предъявления документов. Этот сценарий только набирает популярность в России, его нормативное регулирование еще не сформировалось, но уже сейчас видна огромная востребованность данного сервиса. Фактически данный сценарий предусматривает оборудование гейтов в аэропорту биометрическими турникетами, которые автоматически и в соответствии с ФЗ № 152 осуществляют добровольную идентификацию личности пассажира, а также сверку полученной информации о пассажире со списками пассажиров от авиакомпании и информационными системами аэропорта (например, системами электронных посадочных талонов). Применение биометрии в данном сценарии обеспечивает требуемый уровень авиационной безопасности и упрощает посадку пассажиров, значительно сокращая ряд формальностей.

Группа ЦРТ является лидером в России по числу реализованных проектов внедрения систем видеоидентификации «Визирь» на объектах транспорта (более 80 реальных внедрений). Накоплен уникальный практический опыт внедрения систем видеоидентификации, которым мы с удовольствием делимся с нашими заказчиками и партнерами.


Статья опубликована в новом номере журнала «Транспортная безопасность и технологии» № 3 (67) за 2021 год.

Поделиться:
Konstantin
07.09.2021 | 11:15
Можно ссылочку на пункт из постановления 1605 (любого другого НПА по транспортной безопасности) где бы указывалось на то, что - "аэропорт должен быть оснащен техническими средствами, обеспечивающими биометрическое распознавание пассажиров"?

другие публикации по теме