Онлайн-семинар «Организация закупок товаров, работ, услуг в сфере обеспечения транспортной безопасности»

Как сохранить малые аэропорты страны?

28.10.2021  |  14:27

Отраслевое сообщество обсудило проблемы авиационной отрасли, возникшие из-за пандемии COVID-19, в том числе региональных аэропортов.

Как сохранить малые аэропорты страны?

27-28 октября 2021 года в Москве прошла Международная конференция «Развитие региональной авиации». Организатором выступила Ассоциация «Аэропорт» ГА стран СНГ при поддержке Минтранса России, Росавиации и Ространснадзора. В конференции приняли участие представители ФОИВ, члены ассоциации, атташе по вопросам гражданской авиации в Посольстве Франции в Москве Жан Вайан, начальник Отдела программ по пассажирским перевозкам Московского отделения ИАТА Владимир Проскурин, представители предприятий – производителей техники и оборудования для аэропортов.

В ходе работы форума рассматривались вопросы государственной политики в области развития региональных аэропортов и аэропортов местных воздушных линий, инвестиций в их развитие, проблемы обеспечения транспортной безопасности, оснащения региональных аэропортов новейшей техникой и оборудованием. Кроме того, участники узнали об опыте внедрения программы развития аэропортов Франции и рекомендации ИАТА по поводу построения взаимоотношений авиакомпания-аэропорт.

Участниками конференции было отмечено, что в настоящее время большинство аэропортов регионального значения и местных воздушных линий остро нуждаются в государственной поддержке. Из-за пандемии COVID-19 в 2020 году, по данным ИАТА, интенсивность пассажирских авиаперевозок – один из основных источников доходов аэропортов - снизилась если не до нуля, то близко к этому. Ситуация складывается таким образом, что и в 2021 году, и даже, по прогнозам, в 2022 г. аэропорты не выйдут на прибыль. В настоящее время происходит лишь снижение интенсивности убытков. Так, в 2021 году, по данным научно-методического центра «Аэропрогресс», убытки аэропортов уменьшились в 10 раз по сравнению с 2020 годом. По мнению аналитиков, эта тенденция не касается грузовых перевозок, интенсивность которых росла даже в 2020 году. Однако и это обстоятельство не спасает аэропорты от убытков, как и выручка от неавиационной деятельности. Резкое повышение тарифов за аэропортовые услуги тоже не выход, поскольку дает основания авиакомпаниям для жалоб в ФАС России. Помимо этого, многие региональные аэропорты построены 50 лет назад и более, то есть, практически все они изношены на 70-80 % и нуждаются в реконструкции.

Наряду с этим, принятые недавно нормативные правовые акты, в частности, постановление Правительства РФ от 05.10.2020 № 1603 (ПП РФ 1603), обязывают все объекты транспортной инфраструктуры оснастить техническими средствами обеспечения транспортной безопасности. Подсчитано, что первоначальные затраты на эти цели по самой минимальной стоимости составят 2-3 млрд рублей. Многим региональным аэропортам и местным авиакомпаниям такие расходы явно не по силам.

Находящиеся в федеральной собственности, региональные аэропорты при сокращении объемов работ за последние годы в 10 и более раз выживают и продолжают работать только в тех регионах, где им оказывается финансовая поддержка как со стороны местных властей, так и со стороны преуспевающих градообразующих предприятий других отраслей, заинтересованных в существовании и функционировании авиации. Однако и в этом смысле законодательство устанавливает определенные процедурные сложности. А действующие на настоящее время государственные целевые программы по развитию инфраструктуры аэропортов России, по данным Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта, к сожалению, охватывают не более 5-7 % авиапредприятий.

На содержание аэродромной сети регионального значения из федерального бюджета в последние несколько десятков лет выделялось явно недостаточно средств. Более всего у специалистов вызывает озабоченность состояние аэропортов Севера и Дальнего Востока. Там крайне слабо развита транспортная инфраструктура, и в случае, если не будет воздушного сообщения, население может оказаться в изоляции от Большой Земли. Так, в Сибирском федеральном округе, начиная с 90-х годов прошлого века, сеть местных аэропортов неуклонно сокращалась и в результате уменьшилась примерно в четыре раза. Причины тому – высокая стоимость авиаперелета, снижение платежеспособности населения и, как следствие, уменьшение транспортной подвижности.

Все перечисленные обстоятельства, наряду с постоянно ужесточающимися требованиями безопасности, могут привести к утрате большинства небольших региональных аэропортов, обслуживающих три-четыре рейса в неделю. У них нет такого количества финансовых средств, чтобы выполнить все необходимые предписания. Однако в интересах населения России их хотелось бы сохранить.

Поделиться:

другие публикации по теме